Легкий бронеавтомобиль Engesa EE-3 Jararaca был впервые продемонстрирован в 1978 году, а серийное производство началось в 1982 году после обширных эксплуатационных испытаний в Бразилии. В конечном итоге бронеавтомобиль был отклонен для крупномасштабной службы в бразильской армии из-за опасений по поводу ограниченной мобильности его четырехколесного шасси, но добился незначительных успехов на экспортном рынке. После начала 1980-х годов БРМ EE-3 Jararaca продавался исключительно для потенциальных экспортных клиентов, таких как Ирак и Ливия, оба из которых повлияли на дальнейшее развитие автомобиля. Тем не менее, большая часть маркетинговых усилий Engesa для EE-3 Jararaca была заблокирована сочетанием тенденции к более тяжелым колесным боевым бронированным машинам и избытком более дешевых легких бронированных автомобилей, доступных армиям развивающихся стран, особенно в последние годы Холодной войны.
Машина предназначена для патрулирования территории, ведения войсковой разведки, а также для установки различного вооружения, например ПТРК противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) или легких зенитных ракетных комплексов (ЗРК). С целью максимально снизить стоимость машины в ее конструкции широко использовались узлы и агрегаты автомобилей общего назначения, в частности передняя и задняя оси были взяты от 1,5-тонного грузового автомобиля EE-15 4x4. Интегральный корпус простой формы сварен из стальных бронелистов, аналогичных броне БРМ EE-9 Cascavel и БТР EE-11 Urutu, Место водителя - в передней части корпуса по оси машины, сиденье регулируется по высоте, обзор - или через открытый верхний люк, или через три неподвижных наблюдательных прибора. В средней части «бронированного джипа» находится боевое отделение, рассчитанное на двух человек. Сиденье стрелка установлено сзади сиденья водителя со смещением к правому борту, слева от него находится сиденье командира.
В крыше машины над местами членов экипажа имеются люки, кроме того, с правого борта, в средней части корпуса, есть открывающаяся вперед дверь. В задней части расположено моторно-трансмиссионное отделение, двигатель - четырехцилиндровый дизель водяного охлаждения Mercedes-Benz OM314A мощностью 120 л. с,, коробка передач ручная Clark 240V, имеет пять скоростей для движения вперед, одну - назад. БРМ EE-3 Jararaca имеет колёсную формулу 4х4. Подвеска колес пружинного типа, на всех колесах установлены барабанные тормоза, шины размером 11,00x20. Передние колеса управляемые, в контур управления включен гидроусилитель.
Прототип был вооружен 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом Browning M2, установленным на кольцевой турели рядом с командирским люком. Разработаны варианты бронеавтомобиля EE-3 Jararaca, вооруженные 7,62-мм пулеметом, 20-мм автоматической пушкой, одной ПУ ПТУР «MILAN», 60-мм минометом, спаренными 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом Browning M2 и 7,62-мм пулеметами, установленными в башне ET-MD, 20-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом, установленными в башке ET-20.
В крыше машины над местами членов экипажа имеются люки, кроме того, с правого борта, в средней части корпуса, есть открывающаяся вперед дверь. В задней части расположено моторно-трансмиссионное отделение, двигатель - четырехцилиндровый дизель водяного охлаждения Mercedes-Benz OM314A мощностью 120 л. с,, коробка передач ручная Clark 240V, имеет пять скоростей для движения вперед, одну - назад. БРМ EE-3 Jararaca имеет колёсную формулу 4х4. Подвеска колес пружинного типа, на всех колесах установлены барабанные тормоза, шины размером 11,00x20. Передние колеса управляемые, в контур управления включен гидроусилитель.
Прототип был вооружен 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом Browning M2, установленным на кольцевой турели рядом с командирским люком. Разработаны варианты бронеавтомобиля EE-3 Jararaca, вооруженные 7,62-мм пулеметом, 20-мм автоматической пушкой, одной ПУ ПТУР «MILAN», 60-мм минометом, спаренными 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом Browning M2 и 7,62-мм пулеметами, установленными в башне ET-MD, 20-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом, установленными в башке ET-20.
На EE-3 Jararaca возможны различные варианты установки вооружения. Кипр не особо интересовался полезностью EE-3 Jararaca в качестве разведывательной машины и модифицировали свои Jararacas противотанковыми управляемыми ракетами MILAN , превратив их в истребители танков, используемые для поддержки более тяжелых EE-9 Cascavel в их легких бронированных частях. Engesa впоследствии начал оснащать все EE-3 Jararaca системой фильтрации, позволяющей их экипажам работать в условиях ядерной, химической и биологической войны; очевидно, это было ответом на давление со стороны другого потенциального экспортного покупателя, Ливии, который проявил интерес к данному типу автомобиля. Ливия позже вступила в переговоры о покупке 180 БРМ EE-3 Jararaca, как только убедится, что указанные изменения были выполнены; однако Центральное разведывательное управление предположило, что автомобили предназначались для третьей стороны, такой как Иран.
В конце 1980-х годов компания Engesa обнаружила, что БРМ EE-3 Jararaca становится всё менее конкурентоспособны, поскольку им приходилось конкурировать с избытком других легких бронированных машин, появлявшихся на международном рынке после революций 1989 года и снижения напряженности в холодной войне. Кроме того, рынок все больше склонялся в сторону более тяжелых колесных боевых бронированных машин, которые стали более доступными для армий развивающихся стран. Не связанный с этим финансовый кризис вынудил Engesa приостановить свою деятельность в 1990 году, а к 1993 году производство EE-3 Jararaca было официально прекращено. В отличие от EE-9 Cascavel и EE-11 Urutu бронемашина EE-3 Jararaca не поступала на вооружение бразильской армии, но поставлялась на эспорт. Всего за рубеж поставлено 78 машин. Легкие бронеавтомобили Engesa EE-3 Jararaca состоят на вооружении в Габоне, Иордании, Кипре, Уругвае, Эквадоре.
Модификации
ПТ-САУ EE-3 - вариант, разработанный для Кипра, который заменяет установленную на цапфу однотрубную пусковую установку для противотанковых управляемых ракет MILAN с дальностью 2 000 метров.
EE-3 NBC Reconnaissance - вариант, который включал в себя оборудование для обнаружения широкого спектра химических и биологических агентов и исключал люк водителя в пользу слегка приподнятой лобовой пластины с тремя блоками обзора для максимальной ситуационной осведомленности. Был построен только один прототип; он был принят на вооружение 13-го механизированного кавалерийского полка бразильской армии.
Был предложен ряд других вариантов, но фактически они не достигли формы прототипа, в том числе Jararaca, оснащенный 20-мм автопушкой, спаренными пулеметами или 60-мм орудийным минометом.
Технические характеристики EE-3 Jararaca
Модификации
ПТ-САУ EE-3 - вариант, разработанный для Кипра, который заменяет установленную на цапфу однотрубную пусковую установку для противотанковых управляемых ракет MILAN с дальностью 2 000 метров.
EE-3 NBC Reconnaissance - вариант, который включал в себя оборудование для обнаружения широкого спектра химических и биологических агентов и исключал люк водителя в пользу слегка приподнятой лобовой пластины с тремя блоками обзора для максимальной ситуационной осведомленности. Был построен только один прототип; он был принят на вооружение 13-го механизированного кавалерийского полка бразильской армии.
Был предложен ряд других вариантов, но фактически они не достигли формы прототипа, в том числе Jararaca, оснащенный 20-мм автопушкой, спаренными пулеметами или 60-мм орудийным минометом.
Технические характеристики EE-3 Jararaca
Колёсная формула 4х4
Боевая масса, т 5.8
Экипаж, чел. 3
Длина корпуса, мм 4136
Ширина, мм 2235
Высота, мм 1560
Вооружение
Пулемёты 1 х 12.7 мм
Тип двигателя дизельный двигатель Mercedes-Benz OM314A
Мощность двигателя, л. с. 120
Скорость по шоссе, км/ч 100
Запас хода по шоссе, км 700
Преодолеваемый подъём, град. 60
Преодолеваемая стенка, м 0.4
Преодолеваемый ров, м 0.5
Преодолеваемый брод, м 0.6