Военные люди » Вооружение » Авиация » Проект многоцелевого транспортного самолёта Ил-214 / МТС (Россия)

Проект многоцелевого транспортного самолёта Ил-214 / МТС (Россия)


Проект многоцелевого транспортного самолёта Ил-214 / МТС (Россия)Работы по перспективному многоцелевому среднему транспортному самолету, который предполагалось использовать в интересах, как военных, так и гражданских заказчиков (поэтому самолет, и обозначен как транспортный, а не военно-транспортный), были начаты в Авиационном комплексе (АК) им. С.В. Ильюшина в начале 2000 г.: утверждалось, что к тому времени специалистами АК им. С.В. Ильюшина уже были разработаны технические предложения. Первоначально новая машина была известна под обозначением «средний военно-транспортный самолет» (СВТС), также широко употреблялось фирменное «ильюшинское» обозначение Ил-214. Впоследствии, после заключения соответствующего соглашения между Россией и Индией, российской стороной перспективный авиационный комплекс был обозначен как «многоцелевой транспортный самолет» (МТС), а индийской - Multirole Transport Aircraft (МТА). Последнее, в общем-то, в переводе с английского означает то же самое - многоцелевой транспортный самолет. 

В конце марта 2001 года АК им. С.В. Ильюшина и Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО) сформировали, совместное подразделение без образования юридического лица - Дирекцию по программе Ил-214. А 6 июня 2001 года в Москве в рамках очередного заседания межправительственной комиссии России и Индии по военно-техническому сотрудничеству, был подписан двухсторонний протокол о начале работ по совместному проектированию и серийной постройке перспективного многоцелевого среднего транспортного самолета МТС/МТА. Причем предусматривалась одновременная разработка двух версий самолета - транспортной (грузовой) и пассажирской (базовой вместимостью 100 мест). Российская сторона тогда была представлена Корпорацией «Иркут» (ИАПО), Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина и ФГУП «Рособоронэкспорт», индийская - корпорацией HAL (Hindustan Aeronautics Limited). 

В соответствии с соглашением, до конца 2001 г. предусматривалось осуществить разработку плана и технико-экономического обоснования программы создания нового самолета. При этом индийская сторона изъявила желание в ходе участия в работах по программе МТС/МТА (Ил-214), так сказать, пройти вместе с привлеченными к проекту российскими конструкторами последовательно весь цикл проектирования новой машины. Цель такого пожелания - накопить необходимый опыт, который может затем быть использован индийскими специалистами для создания собственных, так сказать, «полностью национальных» самолетов аналогичного назначения. Представители России и Индии определили технические требования, предъявляемые к самолету индийскими и российскими военно-воздушными силами. Заявленные на тот момент основные летно-технические характеристики перспективного самолета в варианте транспортного (грузового) выглядели следующим образом: взлетная масса - 47900 кг, максимальная масса полезной нагрузки - 15000 кг, крейсерская скорость полета - около 870 км/ч, дальность полета с максимальной нагрузкой - 2000 км. Планировалось, что уже в 2008 г. состоится первый полет нового самолета, а в 2010 г. его полностью сдадут в эксплуатацию, в том числе и коммерческим заказчикам, заинтересованным в транспортных машинах такого класса. 

Эскизное проектирование перспективной машины было начато в 2003 г., однако в последующие годы по целому ряду причин, не последнюю роль в которых играл недостаток финансирования, работы по программе создания Ил-214 шли, что называется, ни шатко, ни валко. Одна из причин этого заключалась в наличии определенных бюрократических барьеров. Лишь 12 ноября 2007 г. Москва и Дели подписали, наконец, самое что ни на есть полноценное Межправительственное соглашение о сотрудничестве по реализации программы создания перспективного многоцелевого транспортного самолета МТС/МТА, которое урегулировало вопросы, связанные с проектированием и серийной постройкой данного типа самолета, а также решало вопрос создания с целью наиболее эффективной реализации программы совместного российско-индийского предприятия MTAL (Multirole Transport Aircraft Limited) по разработке, производству, реализации и послепродажному обслуживанию самолета. При этом поставлять самолеты МТС/МТА предполагалось как военно-воздушным силам России и Индии, так и военным заказчикам из третьих стран. Совокупное число подлежащих к постройке самолетов было определено в 205 машин, которые должны были распределяться следующим образом: ВВС России - 60 самолетов, МЧС России - 15 самолетов, российские коммерческие авиаперевозчики - 25 самолетов, ВВС Индии - 45 самолетов, третьи страны мира - 60 самолетов.
Через два года, в 2009 г. к защите был подготовлен аванпроект многоцелевого транспортного самолета. После этого реализация программы была активизирована. В том числе и по той причине, что Вооруженные силы Индии оказались перед необходимостью в достаточно сжатые сроки модернизировать свой парк военно-транспортных самолетов данного класса и нарастить потенциал (возможности) военно-транспортной авиации национальных ВВС. Кроме того, в том же 2009-м году российское правительство выделило на реализацию данной программы сумму в 2,156 млрд. руб., а самолет был включен в Госпрограмму вооружения. Генеральный контракт по программе МТС/МТА был подписан между транспортным подразделением корпорации OAK (ОАК-ТА) и индийской корпорацией HAL с одной стороны и российско-индийским совместным предприятием MTAL - с другой - в Бангалоре 28 мая 2012 года. 

В соответствии с данным контрактом, программа МТС/МТА должна была осуществляться в два этапа: первый этап - разработка предэскизного проекта (заинтересованные стороны должны определить, как наилучшим образом выполнить тактико-технические требования утвержденного ими задания, и установить ключевые требования к различным бортовым системам), второй этап - основная часть проектной работы. Предполагалось, что подготовка проекта будет выполнена в течение 10 месяцев со дня подписания контракта, после чего стороны заключат контракт на выполнение работ по подготовке эскизного проекта. 

Начать серийное производство перспективного транспортного самолета планировалось в 2019 г.: в России производителем (финальным сборщиком) был определен ульяновский завод «Авиастар-СП», а в Индии - дивизион транспортных самолетов корпорации HAL в г. Канпур (HAL'S Transport Aircraft Division). Планировалось, что самолеты поступят на вооружение ВВС России (обозначение МТС или Ил-214,100 самолетов - для замены военно-транспортных самолетов семейств Ан-12, Ан-26 и Ан-72, причем не исключалась возможность того, что 40 самолетов из 100 могут быть поставлены заказчикам вне Минобороны РФ, то есть другим российским силовым или иным государственным ведомствам), ВВС Индии (МТА, 45 самолетов - для замены Ан-32, плюс индийской стороной было заявлено о потенциальной возможности выкупа по опциону еще до 100 самолетов), а также будут приняты на вооружение военно-воздушных сил ряда других государств мира (минимум 60 самолетов, тогда как максимальный расчет показывал возможность продажи и вовсе до 240 машин). Как видим, планы тогда были грандиозные - при благоприятном стечении обстоятельств в общей сложности планировалось поставить разным заказчикам аж под 500 самолетов данного типа!
12 октября 2012 года совместное предприятие MTAL подписало с транспортными подразделениями корпораций OAK и HAL контракт на выполнение работ в рамках первого этапа разработки перспективного транспортного самолета МТС/МТА (подготовка предварительного эскизного проекта. Было определено, что проектные работы на данном этапе будут проводиться в Москве, а в состав совместной конструкторской группы включаются 30 индийских специалистов. В рамках корпорации HAL ответственным за проектные работы было назначено подразделение, известное как Авиационный исследовательский и проектный центр (HAL'S Aircraft Research and Design Centre-ARDC) и расположенное в Бангалоре. 
А еще через полтора года, 6 февраля 2014 года, в ходе международной выставки вооружений и военной техники «Дефэкспо» в ряде зарубежных и отечественных СМИ была обнародована информация о том, что постройка первого летного прототипа перспективного самолета должна состояться в 2018-19 гг., второго летного прототипа - в 2019 г., а в 2020 г. намечается приступить уже к серийной постройке новых самолетов. Оба летных прототипа, равно как и опытные образцы самолета для статических прочностных и ресурсных испытаний должен был построить завод «Авиастар-СП», а остальные планировалось собрать уже в рамках полноценно функционирующей совместной производственной кооперации российскими и индийскими авиастроителями. 

Наконец, в ходе проводившейся в Бангалоре в феврале 2015 г. традиционной международной аэрокосмической выставки «АэроИндия-2015» президент OAK Юрий Слюсарь сообщил журналистам, что проект создания многоцелевого среднего транспортного самолета МТС/МТА находится в стадии приемки результатов предварительного проектирования и в течение 2015 г. должен перейти в следующую фазу - проведения опытно-конструкторских работ, а в 2019 г., согласно утвержденному обеими сторонами плану, намечается выполнить облет первого летного прототипа нового российско-индийского среднего транспортного самолета. 

Заметим, что на момент проведения выставки «АэроИндия-2015» работы по первому этапу программы МТС/МТА фактически были уже выполнены, а обе заинтересованные стороны, по данным знакомых с ситуацией российских специалистов, уже активно приступили к планированию своих действий по второму этапу программы. Однако для начала работ по нему необходимо заключить соответствующий контракт. Примечательно, что одновременно на выставке в Бангалоре на стенде совместного предприятия MTAL была представлена модель модифицированного варианта среднего транспортного самолета МТС/МТА, а также обнародована самая «свежая» информация по реализации программы и по летно-техническим характеристикам машины, которые претерпели определенные, и зачастую весьма существенные изменения. 

В частности, максимальная взлетная масса машины выросла до 72 т; дальность полета без нагрузки составляет 6500 км, тогда как с грузом 4,5 т и 16 т дальность полета составляет, соответственно, 5650 км и 3150 км, а дальность полета с максимально допустимой нагрузкой - 20 т - уже составляла около 2000 км; длина фюзеляжа выросла на 2,5 м - до 40,235 м (сечение кабины осталось прежним - 3,45 х 3,4 м), а размах крыла - на 4 м - до 39,37 м. Кроме того, в глаза бросались и внешние отличия доработанного варианта перспективной машины. В частности, существенно изменились обводы вертикального хвостового оперения самолета, которое стало схожим с вертикальным оперением более тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76. 

Впрочем, уже в конце 2015 г. стало известно, что индийская сторона официально покинула совместный проект. В конечном итоге, в марте 2017 г. министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в рамках деловой поездки в Индию сообщил журналистам, что проект по созданию многоцелевого транспортного самолета Ил-214 приостановлен. «Мы не смогли за пять лет реализации этого проекта найти того решения, которое сторонам было бы выгодно в дальнейшем реализовывать», - приводило слова Дениса Мантурова издание РБК со ссылкой на агентство ТАСС. При этом глава российского Минпромторга отметил, что остановка проекта означает «переключение» на другие, «более интересные» проекты, которые Россия реализовала и реализовывает вместе с индийской компанией HAL. 

Лётно-технические характеристики самолета МТС (Ил-214) 

Размах крыла, м 39,40 
Длина самолета, м 39,70 
Высота самолета, м 12,51 
Максимальная взлетная масса, т 68 
Расчетная максимальная полезная нагрузка, т 20 
Максимальная масса топлива в баках, т 25 
Силовая установка: 
- модель двигателя ПД-14М 
- количество двигателей, шт. 2 
- максимальная взлетная тяга двигателя (МСА, Н=0), кгс 15600 
- соответствие нормам ICAO Прил.16, Гл.4 
Максимальная крейсерская скорость полета, км/ч 800 
Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой, км 2000 
Дальность полета перегоночная, км 7300 
Высота полета, м до 13100 
Взлетная дистанция, м 1050 
Посадочная дистанция, м 1050 
Летный экипаж, чел. 3 (4) 
Размеры грузовой кабины 
- длина, м 14,0 
- ширина, м 3,45 
- высота, м 3,40 
Ресурс самолета: 
- календарный, лет 30 
- количество полетов 40000 
- количество летных часов, ч. 60000 
Вместимость по личному составу: 
- личный состав в двухпалубном варианте, чел. 140 
- парашютисты-десантники, чел. 90 
- раненые (пострадавшие), чел. 80 

Автор В.Щербаков
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 27-03-2020, 09:22>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...