16 августа 2014 года в индонезийских водах - неподалёку от острова Флорес - случилось крушение пассажирского судна. Отказала навигационная система, из-за чего корабль налетел на риф и повредил собственную целостность. На борту его находилось ровно 25 человек (туристы и экипаж), и из них утонули двое, остальные же все выжили. И многие спаслись исключительно благодаря грамотным действиям одного из путешествующих - Уилберта ван Ханегема, который и поделился важной информацией: а как следует себя вести, оказавшись в подобной исключительной ситуации? Вот пять советов от непосредственного участника катастрофы, которым, по его мнению, необходимо следовать неукоснительно.
1. Используйте любой доступный материал
1. Используйте любой доступный материал
Во врем инцидента у Флореса находившимся на корабле крайне не повезло: полностью затопленное машинное отделение, так и не заработавший нормально навигатор, фактическое отсутствие резервов и даже элементарных средств связи, что уж говорить о пресной воде и пище. Единственное, что отыскалось в сравнительно приемлемом виде, - это шлюпка, пусть всего на четыре места и без встроенного двигателя и даже хотя бы вёсел, но зато она была.
И спасающиеся использовали шлюпку. Они складывали из запасов одежды факелы, надеясь подать сигнал (ракет на судне так же обнаружено не было) - увы, безрезультатно. А в качестве вёсел применяли обычные широкие доски. Это минимум доступных средств, но даже он помог выжить, ведь это всё равно лучше, чем ничего. Ведь совсем ничего не бывает - надо лишь достаточно внимательно посмотреть по сторонам и оценить возможности.
2. Спокойствие и только спокойствие
Экипаж, казалось, сам не представлял, что следует ему делать в сложившейся ситуации: судно неуклонно погружалось всё глубже, а каких-либо попыток спасти ситуацию от них не поступало. Вполне естественно, что туристы на борту с каждой минутой впадали во всё большее отчаяние и панику. Тогда-то ван Ханегем и взял на себя ответственность и руководство, понимая, что больше просто некому.
Собрав пассажиров вместе, он рассказал им спокойным деловым тоном краткую понятную инструкцию о спасжилетах и особенностях долговременного пребывания в воде (как себя вести, чтобы не утонуть, не замёрзнуть и при этом быть визуально приметной целью для спасателей). Раздал снаряжение, отследил успешность его надевания, проверил доступность эвакуационных путей. А поскольку всё это проделывалось им наиболее внимательно, планомерно и спокойно, взаимодействующие с ним люди и сами постепенно перестали паниковать.
3. Оценивайте и планируйте
Из-за малой вместимости единственной шлюпки терпящие крушение как можно дольше не сходили с борта тонущего корабля. Но когда положение стало уже критическим, выгодная позиция, занятая Уилбертом и приведёнными им людьми, помогла справиться с экстренной эвакуацией за считанные минуты. Ван Ханегему удалось трезво рассмотреть все возможные пути и места ожидания и выбрать наиболее рациональный, что в итоге привело к слаженной и быстрой реакции на меняющиеся условия.
4. Готовьте запасной план
Пожалуй, первой мыслью (или почти надеждой) было ожидание того, что, возможно, корабль вовсе не отправится на дно. Ведь затопленное машинное отделение не обязательно приводит к окончательному погружению судна, и оно вполне ещё может остаться на плаву. Однако ситуация сложилась так, что утопление было неизбежным, ввиду чего срочно требовалась иная манера поведения, отличная от пассивного ожидания.
За несколько часов медленного опускания корабля под воду пассажиры успели рассмотреть и всесторонне обсудить собственные возможности, остановиться на одном конкретном плане действий, собрать всё потенциально полезное и подготовиться к эвакуации. Конечно, по сравнению с мирным пребыванием на борту дрейфующего судна, необходимость несколько часов, борясь с течениями, грести в поисках возможной суши казалась значительно более тяжёлой, но именно она подразумевала шансы на спасение.
5. Что бы ни происходило, будьте позитивно настроены
Да, в шлюпку не помещались все пассажиры корабля. Да, без навигатора однозначно верное направление определить было невозможно. Да, людям пришлось разделиться - шестеро, включая ван Ханегема, поместились в шлюпе, а остальные поплыли сами в воде (позднее ещё семеро были подняты на борт, когда у них уже не оставалось сил грести дальше). Всё это вряд ли способствовало формированию лёгкой и позитивной атмосферы - сложно радоваться, когда кажется, что судьба попросту смеётся над тобой.
Однако люди продолжали не унывать. Взаимно поддерживая и подбадривая друг друга, они в конце концов сумели достичь главной цели: дожили до появления спасателей (а ведь это произошло только спустя 40 часов).
Выводы
Как упоминалось в начале статьи, из 25 человек выжили и дождались спасателей 23. 10 из них, потратив около 6 часов на целеустремлённое плавание в ледяной воде, сумели добраться до Флореса, где их обнаружили местные. Остальные жертвы кораблекрушения все 40 часов ожидания, прежде чем и их отыскали индонезийские рыбаки, провели в тщетных попытках отыскать верный путь и удержаться на плаву. Совсем выдыхающихся из них при этом Уилберт поднимал на шлюп, оказывая тем всю доступную заботу о состоянии. А это наглядно доказывает, что главное, о чём следует помнить в любой критической ситуации - спокойствие и разум. Именно трезвая и вдумчивая оценка происходящего помогает не только выжить самому, сохраняя рассудок, но и поддерживает менее сдержанных окружающих.
Впрочем, существует и ещё один фактор, напрямую влияющий на вероятность спасения: негативное мышление. Оно вовсе не подразумевает излишний пессимизм, но помогает представить наихудший из возможных сценариев грядущего. А в этом случае можно озаботиться и минимальными средствами безопасности. Всё же лучше так ни разу ими и не воспользоваться и прослыть параноиком, чем в экстренный момент выяснить, что никакой поддержки вовсе не предвидится.
Источник: http://surviveclub.ru/archives/791