Наверняка вы замечали, как во время показа в новостях очередных испытаний боевой баллистической ракеты ракета сначала «выплевывается» из транспортно-пускового контейнера, а затем у нее включаются двигатели, и она устремляется в небо.
Казалось бы, зачем такая сложная последовательность действий, если можно сразу включить двигатели и без резких движений запустить ракету. Однако, все, как всегда, не так просто и очевидно.
Дело в том, что реактивной струе в транспортно-пусковом контейнере буквально некуда деться, т.е. если запустить ракетный двигатель в замкнутом пространстве, он разрушит как саму ракету, так и контейнер. Поэтому ракета сперва выбрасывается наружу. Данный тип пуска называется минометным. Бывает и так, что двигатели ракеты включаются прямо в контейнере, но это другой тип старта со своими особенностями.
Но что за «пружина» выталкивает многотонную ракету с такой силой? В качестве «толкателя» выступает так называемый пороховой аккумулятор давления, или сокращенно ПАД.
Дело в том, что реактивной струе в транспортно-пусковом контейнере буквально некуда деться, т.е. если запустить ракетный двигатель в замкнутом пространстве, он разрушит как саму ракету, так и контейнер. Поэтому ракета сперва выбрасывается наружу. Данный тип пуска называется минометным. Бывает и так, что двигатели ракеты включаются прямо в контейнере, но это другой тип старта со своими особенностями.
Но что за «пружина» выталкивает многотонную ракету с такой силой? В качестве «толкателя» выступает так называемый пороховой аккумулятор давления, или сокращенно ПАД.
Схема ПАД. Внутри порох с множеством отверстий
ПАД представляет из себя хитрый пороховой заряд, который горит с такой скоростью, чтобы выделяющиеся газы создавали требуемое давление в подракетном пространстве. Т.е. ракета подобно пуле «выстреливается» при помощи пороха. Пороховой заряд имеет сложную форму, чтобы прогорать не моментально, а постепенно, но со все большей скоростью по мере выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера, и благодаря такой схеме горения давление в подракетном пространстве поддерживается примерно постоянное. Делается это для того, чтобы не подвергнуть ракету слишком высоким перегрузкам, и чтобы не разрушить контейнер неконтролируемым давлением.
Замечу, что аккумуляторы давления бывают других типов в зависимости от способа накопления энергии, например, пневматические.