На вертолёты этой серии в КНР возлагают особые надежды. Организация лицензионного производства достаточно современной французской машины позволила Китаю получить доступ к европейским технологиям 80-х гг. и в дальнейшем заложить целое семейство военных и гражданских лёгких вертолётов Z-9 с хорошей перспективой их массового производства. К настоящему времени в Китае изготовлено уже более 150 машин этого типа. Кроме того, технологический задел по Z-9 Haitun позволил начать разработку первого китайского специализированного боевого вертолёта Z-10.
Прототипом Z-9 Haitun был выбран французский многоцелевой вертолёт AS.365N Dauphin II. По подписанному 2 июля 1980 г. с компанией «Аэроспасьяль» (ныне входит в состав концерна «Еврокоптер») лицензионному соглашению Харбинская авиастроительная корпорация (HAMC) должна была собрать первые 50 вертолетов из французских деталей и подготовить их производство в КНР. Сборка началась в 1981 г. Первой партии из 28 машин, повторявших французские AS.365N1 и собранных полностью из узлов, изготовленных во Франции, было присвоено наименование Z-9. Следующие 20 машин, также из поставляемых деталей, соответствовали версии AS.365N2 и назывались в Китае Z-9A. Последний из них был закончен в январе 1992 г. За ними последовали два вертолёта, названные Z-9A-100. Они уже были почти полностью китайскими.
Многоцелевой вертолёт Z-9 Haitun
К тому времени в КНР был освоен начатый в 1986 г. выпуск деталей, а на заводе SAEC в Чжучжоу налажено изготовление двигателей Турбомека «Ариэль» 1C1 мощностью 740 л.с. под маркой WZ8A. Эти два Z-9A-100 имели уже 72,2% китайских деталей по планеру и 91% – по двигателям. Первая машина впервые поднялась в воздух 16 января 1992 г., к концу года Z-9A-100 был сертифицирован и с 1993 г. поступил в серийное производство. Серийные Z-9A-100, получившие новое название Z-9B, в отличие от оригинальных AS.365N имели в фенестроне 11 более широких композитных лопастей вместо 13 металлических. К настоящему времени построено более сотни таких вертолётов.
На вооружение НОАК вертолёт Z-9B был принят в 1994 г. Это, вероятно, самый массовый вертолет армейской авиации НОАК. Он может выполнять задачи перевозки 8–10 человек с экипировкой, спасения, связи, управления артиллерией, РЭБ и др. Первые машины поступили в элитные Пекинский и Шэньянский военные округа. Для авиации ВМС НОАК выпускается модифицированный Z-9C, базирующийся на борту эсминцев и фрегатов, который оборудован опускаемой гидроакустической станцией и поисковой РЛС; вооружен двумя торпедами или ПКР с телевизионным наведением. Ударный вариант вертолета, Z-9W, выпускается в 1998 г. На бортовых подвесках он может нести разные варианты вооружения: 4–8 управляемых по проводам ПТУР HJ-8 (HJ-8E) с дальностью пуска 3–4 км, две подвесные стрелковые установки с 12,7-мм пулемётами или 23-мм пушками, либо два блока НАР калибра 57 или 90 мм, а также две ракеты класса «воздух–воздух» малой дальности (6 км) типа TY-90 с тепловым самонаведением. В противотанковой конфигурации Z-9W имеет гиростабилизированный оптический прицел, установленный над кабиной.
Появившийся в 2005 г. ночной ударный вертолет Z-9WA отличается, прежде всего, установленным внизу носовой части машины «шариком» – гиростабилизированной оптико-электронной системой, разработанной Лаоянским центром оптико-электронных технологий (EOTDC). Она включает телевизионный и инфракрасный каналы, что обеспечивает применение вертолёта днем и ночью. Установлены также новый двигатель WZ8C («Ариэль» 2C) мощностью 860 л.с., новое оборудование связи и РЭБ. Приборная доска кабины дополнена двумя большими многофунциональными индикаторами на рабочих местах пилотов и одним небольшим – в центре.
Тактико-технические характеристики Z-9 Haitun
Диаметр главного винта, м 11.94
Диаметр хвостового винта, м 1.10
Длина,м 11.63
Высота ,м 3.98
Масса, кг
- пустого 1975
- максимальная взлетная 3850
Внутренние топливо, л 1140 + опционально 180
Тип двигателя 2 ГТД T Zhuzhou (SMPMC) Wozhou-8
Мощность, кВт 2 х 529
Крейсерская скорость, км/ч 293
Практическая дальность, км 1069
Дальность действия, км 910
Скороподъемность, м/мин 462
Практический потолок, м 4500
Статический потолок, м 1950
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 10 пассажиров или 1863 кг груза в кабине или 1600 кг груза на подвеске
Источник: http://www.dogswar.ru/