Многоцелевой вертолёт NH90 проектировался как базовый вертолёт, на основе которого будут созданы две основные модификации, предназначенные для решения совершенно различных задач, однако в результате длительной разработки появилось множество модификаций на базе этих машин. В 1985 году пять стран подписали соглашение о совместной работе над созданием вертолёта НАТО - так называемого NH90. В процессе работы из пяти стран в проекте остались Франция, Германия, Италия и Голландия. Великобритания вышла из проекта в 1987 году. Фирмы «Eurocopter France», «Eurocopter Deutshland», «Agusta» и «Роккег» активно начали работать над созданием вертолёта. Но из-за последующих преобразований в промышленности и длительного процесса разработки вертолёта к моменту запуска в производство участниками проекта остались «Eurocopter», «Agusta Westland» и «Stork Роккег».
С самого начала NH90 задумывался в двух вариантах: боевой вертолёт морского назначения NFH (NATO Frigate Helicopter) и транспортно-десантный ТТН (Tactical Transport Helicopter). Заказчикам в странах-партнерах и многочисленным потенциальным покупателям из-за рубежа были показаны различные модификации этих базовых моделей. NH90 NFH - противолодочный и противокорабельный вертолёт для действия с палубы корабля, включая небольшие корабли. Он может считаться заменой таким вертолётам, как Lynx или AB 212ASW, но при этом обладает большими возможностями, чем эти устаревшие машины. Лидерство в разработке NH90 NFH принадлежало фирме «Agusta». NH90 TTH первоначально был десантным вертолётом, но мог оборудоваться для ведения поисково-спасательных операций (задачи SAR), в том числе в боевых условиях (CSAR), а также для ведения радиоэлектронной борьбы (EW) и перевозок VIP-персон. Разработку NH90 ТТН взяла на себя фирма «Eurocopter Deutshland».
В декабре 1990 года оставшиеся партнеры подписали протокол о намерениях, охватывающий полномасштабные разработки, и в 1992 году пришли к соглашению создать совместное предприятие «NH Industries» для разработки, производства и продажи вертолёта NH90. Однако увеличение общей стоимости всего совместного проекта привело к его приостановке в мае 1994 года, но в июле, после согласования стоимости, он возобновился. После этого первый образец выполнил свой полет 18 декабря 1995 году, второй - 19 марта 1997 года. Результатом работ над специальными модификациями NFH и ТТН стали три опытных образца, а также доработка цифровой системы управления полётом и базового набора авионики. В начале программой было предусмотрено, что первые вертолёты поступят на вооружение в 1999 году, но задержка с подписанием контракта до марта 2000 года передвинула начальный срок поступления в войска германских вертолётов NH90 TTH до декабря 2006 года.
NH90 относится к вертолетам одновинтовой схемы. Он имеет четырехлопастные несущий и рулевой винты, трехстоечное убирающееся в полете колесное шасси и двухдвигательную силовую установку. В конструкции фюзеляжа широко применяются композиционные материалы, что позволило снизить массу вертолета на 20% по сравнению расчетной, а количество деталей – на 70% и уменьшили радиолокационную сигнатуру. Кроме того, для снижения заметности вертолета NH-90 в радиолокационном диапазоне электромагнитных волн боковая поверхность фюзеляжа образована плоскими панелями, расположенными под углом друг к другу, что обеспечивает отражение радиолокационных сигналов вверх или вниз и резко снижает формирование потока электромагнитной энергии, направленной на облучающую РЛС. В зависимости от назначения вертолёта, в кабине экипажа оборудуется 2-4 рабочих места для членов экипажа. В транспортном варианте в грузовой кабине обеспечивается перевозка до 20 десантников с оружием или до 2 т груза. При этом вертолет оборудуется задней грузовой рампой. В противолодочном варианте в грузовой кабине размещается специальное оборудование и вооружение.
Силовая установка NH90 состоит из двух турбовальных двигателей RTM-322 производства фирм Rolls-Royce и Turbomeca (взлетная мощность 1484 кВт). Двигатели RТМ-322 имеют модульную конструкцию и снабжены электронно-цифровой системой управления со встроенным контролем и поиском неисправностей. Эта система управления обеспечивает оптимизацию характеристик двигателей на всех режимах работы. В целях обеспечения высокой боевой живучести и безопасности полетов двигатели имеют чрезвычайный режим, позволяющий продолжать полет в случае полного отказа одного из них. В местах крепления силовой установки вмонтированы бронзовые хомуты и сетчатые металлические покрытия для защиты от грозовых разрядов. Вместимость протектированных топливных баков составляет 1900 кг.
Состав бортового радиоэлектронного оборудования зависит от предназначения вертолёта. Основу этого оборудования составляют быстродействующие ЭВМ, связанные между собой двумя сверхскоростными шинами передачи данных. Оба варианта вертолета снабжены навигационной системой, автопилотом, системой диагностики и контроля бортового оборудования, системой отображения информации на шлеме летчика, станции KB и УКВ связи. Противолодочный вертолёт оборудован дополнительно многофункциональной поисковой РЛС с дальностью обнаружения 360 км и зоной обзора 360, инфракрасной станцией, магнитным обнаружителем, опускаемой гидроакустической станцией и сбрасываемыми радиогидроакустическими буями.
Вооружение противолодочного вертолета NH90 состоит из противолодочных торпед «Мурена», Мк.46 или А244, противокорабельных ракет АМ-39 «Экзосет» и глубинных бомб. Общий вес боевой нагрузки составляет 700кг. Транспортный вертолёт может нести такие виды подвесного вооружения, как пусковые установки неуправляемых ракет, подвесные пушечные или пулеметные установки.
Тактико-технические характеристики NH90
Экипаж, чел 1-4
Диаметр главного винта, м 16,30
Диаметр хвостового винта, м 3,20
Длина, м:
- общая 19,56
- фюзеляжа 15,88
Высота, м 5,44
Ширина, м 4,37
Масса, кг:
- пустого (NFH) 5400 (6430)
– максимальная взлетная (NFH) 8700 (9100)
Топливо, л 2500
Тип двигателя 2 ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM 322-01/9
Мощность максимальная, л.с. 2 х 2300
Мощность нормальная, л.с. 2 х 1720
Максимальная скорость, км/ч 298
Крейсерская скорость, км/ч 262
Практическая дальность, км 1150
Боевая дальность, км 950
Боевой радиус действия, км 250
Продолжительность полета, ч 4,5
Максимальная скороподъемность, м/мин 660
Практический потолок, м 6000
Статический потолок, м 3500
Источник: www.dogswar.ru