Военные люди » Вооружение » Авиация » Палубный бомбардировщик WESTLAND WYVERN (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

Палубный бомбардировщик WESTLAND WYVERN (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)


 

Палубный  бомбардировщик WESTLAND WYVERN (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

Английский палубный бомбардировщик Westland Wyvern занимает особое место в мировой авиации. Он стал первым в мире боевым самолётом с турбовинтовым двигателем и явился своеобразной лабораторией для отработки многих конструктивных решений, связанных с применением ТВД. История создания этого самолёта начинается с конца 1943 г., когда командование ВМС Англии убедилось в отсутствии нового самолёта для флота. Разработкой задания на новую машину занялся контр-адмирал М. Слаттери, занимавший пост генерального директора программы разработки самолётов для ВМС. М. Слаттери пришел к выводу, что флоту нужен многоцелевой палубный самолёт с высокой скоростью, большим радиусом действия и мощным вооружением. Исходя из этого, командование ВМС в 1944 г. разработало задание 10/44, предусматривающее создание самолёта новой категории T.F. (торпедоносец-истребитель).

Палубный  бомбардировщик WESTLAND WYVERN (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

 
За разработку новой машины взялась фирма «Westland». Главный конструктор фирмы Уэльям Петтер до этого никогда не занимался палубными самолётами, но был известен своими оригинальными разработками. В конце 1943 г. конструктор встретился с М. Слаттери и предложил свой проект как основу для палубного истребителя. Получив задание, У.Петтер приступил к аванпроекту будущего истребителя. Первоначально по проекту самолёт должен был иметь поршневой двигатель воздушного охлаждения Н-46 «Игл» (мощность 3500 л.с.) фирмы «Rolls-Royce». Проект предусматривал установку двигателя в центре тяжести будущего самолёта (как у американского истребителя «Эркобра») и трехстоечного шасси. Но чиновники и летчики настояли на переделке проекта по классической схеме, с мотором в носовой части и шасси с хвостовым колесом. Для хорошего обзора вперед и вниз самолёту придали характерное горбообразное очертание фюзеляжа, с кабиной на верхней части горба. Для мотора была выбрана соосная четырехлопастная схема противоположного вращения фирмы «Ротол».
 

Палубный  бомбардировщик WESTLAND WYVERN (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

 
Будущий проект P.10/W-34 был одобрен ВМС, и осенью 1944 г. было заказано 6 прототипов для всесторонних испытаний и 10 машин малой серии. Заказанная малая серия для ВВС вскоре была отменена в связи со скорым окончанием войны. Первый прототип самолёта W-34 был построен летом 1946 г. Первый полет опытной машины с аэродрома Боскомб-Даун совершил летчик-испытатель Гарольд Пенроуз. Осенью 1947 г. этот прототип разбился, но к испытаниям были подготовлены другие машины. Новый истребитель получил название «Wyvern», взятое из древней британской мифологии, что означает «крылатый дракон с двумя орлиными ногами и змеиным хвостом».
 

Палубный  бомбардировщик WESTLAND WYVERN (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

 
Испытания показали, что поршневой двигатель «Rolls-Royce Eagle 22», стоящий на самолёте, оказался слишком сложным и ненадежным в производстве и эксплуатации. Появившиеся тогда в Англии ТРД были еще недостаточно надежными и громоздкими, и У. Петтер обратил внимание на турбовинтовые двигатели, разработка которых еще только начиналась. На тот день в Англии существовал лишь один более-менее отработанный турбовинтовой двигатель RB.39 «Clyde» фирмы «Rolls-Royce». Но уже велись разработки ТВД «Python» на фирме «Армстронг-Сиддли». У. Петтер решил для начала переработать свой самолёт под двигатель «Rolls-Royce Clyde», в результате чего появился проект W-35. В конце 1948 г. двигатели этих фирм были готовы, и фирма «Уэстленд» приняла соломоново решение: готовить к испытаниям один прототип с ТВД «Rolls-Royce Clyde» и три прототипа с ТВД «Python».
 

Палубный  бомбардировщик WESTLAND WYVERN (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

 
Первый полет прототипа Westland Wyvern с ТВД «Rolls-Royce Clyde» состоялся 18 января 1949 г. Через три месяца состоялся полет прототипа с ТВД «Python». Проведенные испытания показали преимущество «Clyde», мотор хорошо вписывался в очертания самолёта, был компактным и довольно мощным - 4500 л. с. К тому же второй прототип самолёта с ТВД «Python» потерпел катастрофу. Но фирма «Rolls-Royce» была завалена выпуском различных ТВД и ТРД, что вскоре привело к прекращению работ по «Rolls-Royce Clyde». Поэтому пришлось остановиться на двигателе «Python», который, к счастью, прошел модернизацию и стал надежней и мощней. С появлением модернизированного двигателя «Python 2» был получен заказ на 20 самолётов T.F.Mk.2 испытательной серии. Самолёт претерпел некоторые изменения, в частности, был усилен фонарь кабины и на стабилизаторе установлены небольшие кили.

Первые серийные машины поступили в ВМС летом 1954 г., через 10 лет после выдачи задания. Морские летчики, никогда не имевшие дела с турбовинтовой техникой, столкнулись с трудностями в эксплуатации. Во время учений на авианосце «Игл» было потеряно пять самолётов - в полете разрушались крыло и хвостовая часть фюзеляжа. Доверие летчиков к этому самолёту было подорвано, да и Суэцкий кризис 1956 г. показал ненадежность «уайвернов». Стало ясно, что машины морально устарели, и все они были сняты с авианосцев и переведены на береговые базы. Так закончилась история самолёта, на который возлагались большие надежды.

Серийный палубный ударный самолёт Westland Wyvern S.Mk.4 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с закрытой кабиной и убираемым шасси. Фюзеляж - цельнометаллический монокок. Капот двигателя сзади обрезан для более удобного заряжания порохового стартера. Отличительной особенностью были сопла двигателя, расположенные по бортам под задней кромкой крыла. В фюзеляже располагались два топливных бака (перед и за пилотской кабиной). Кабина имела лобовое бронестекло и каплевидный фонарь, сдвигаемый назад. Оснащалась катапультируемым креслом Мартин Бейкер Мк.2В и гироскопическим прицелом Мк.4В. Для посадки на авианосцы в хвостовой части самолёта монтировался посадочный гак.

Крыло имело прямую переднюю грань и заднюю - эллиптического очертания и состояло из двух частей: внутренней (с одним главным и двумя вспомогательными лонжеронами) и внешней, за стойкой шасси (с одним главным и одним вспомогательным лонжеронами). Законцовки крыла при хранении в ангарах авианосца с помощью гидропривода складывалась вверх. В крыле размещались интегральные бензобаки. На верхней поверхности стояли небольшие аэродинамические гребни. Крыло оснащалось крупными закрылками типа LЮнгман¦. Под фюзеляжем располагались два перфорированных тормозных щитка. Хвостовое оперение - цельнометаллическое, отличительной особенностью стала установка на стабилизаторе дополнительных килей. Шасси - классического типа с хвостовым колесом. При помощи гидропривода главные стойки убирались в крыло, а хвостовое колесо - в фюзеляж. Общий объем внутренних топливных баков - 2351 л. Самолёт мог нести 890 л в подвесном подфюзеляжном баке.

На серийных Westland Wyvern S.Mk.4 стояли ТВД Armstrong Siddeley A.S.P.3 Python мощностью 3670 л. с. (плюс 535 кг тяги). На самолётах устанавливались два четырехлопастных винта противоположного вращения фирмы Ротол диаметром 3,97 м. В нижней части фюзеляжа у передней кромки располагались маслорадиаторы.

Вооружение Westland Wyvern состояло из четырех 20-мм крыльевых пушек British Hispano Mk.V с боезапасом по 200 снарядов. Под центропланом могла подвешиваться 510-мм авиаторпеда весом 1135 кг или одна мина Мк.III весом 826 кг или одна тысячефунтовая (454 кг) бомба. Под крыльями монтировались подвески еще на две такие бомбы и направляющие по 16 НУР RP-3 весом 11,4 или 27 кг.
 

Технические характеристики Westland Wyvern

Экипаж, чел  1
Размах крыла, м  13.42
Длина самолета, м  12.82
Высота самолета, м  4.58
Площадь крыла,м2  32.97
Масса, кг  
- пустого самолета  7080
- нормальная взлетная  9620
- максимальная взлетная  11120
Тип двигателя  1 ТВД Armstrong Siddeley Piton ASP.3
Мощность, л.с.  1 х 3670
Максимальная скорость, км/ч  608
Крейсерская скорость, км/ч  557
Практическая дальность, км  1460
Скороподъемность, м/мин  714
Практический потолок, м  8500
Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano
Боевая нагрузка: 1 х 510-мм торпеда или 3 х 454-кг бомб или 16 до 27-кг НУР
 

Источник: www.dogswar.ru
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 16-02-2015, 09:16>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...