В мае 1997 года Министерство обороны Турции объявило конкурс на новый ударно-разведывательный вертолет для армейской авиации. Турецкая армия располагала в то время лишь несколькими вертолетами АН-1 «Кобра», и ей остро требовались новые машины этого класса - в первую очередь для поддержки операций против курдских повстанцев. Поскольку турецкая военная промышленность к тому времени уже накопила определенный опыт в разработке и производстве авионики, авиационных систем и вооружения, условия конкурса предполагали закупку за рубежом авиационной платформы и последующую совместную с зарубежными партнерами разработку на ее основе вертолета, оснащенного турецким оборудованием и вооружением.
Вертолет, получивший обозначение ATAK, должен был иметь турбовальные двигатели, тандемную кабину экипажа, отличаться высокой маневренностью и способностью к полету на высокой скорости с огибанием рельефа. Оборудование машины должно было обеспечивать возможность автономного поиска, сопровождения и поражения целей, а в состав вооружения следовало включить бортовую пушку и управляемые ракеты классов «воздух - земля» и «воздух - воздух». После двух туров конкурса, в которых участвовали ведущие мировые разработчики боевых вертолетов, лучшей платформой для интеграции турецких бортовых систем и вооружения признали вертолет A-129. В 2007 году начались переговоры с «Агуста Вестланд» о проектировании на базе А-129 Mangusta ударно-разведывательного вертолета ATAK. В сентябре того же года было подписано соглашение между Министерством обороны и консорциумом «ATAK Теат», предусматривающее разработку ударно-разведывательного вертолета с последующим производством 51 экземпляра. Контракт предусматривал также возможность дополнительно заказать еще 41 машину.
Вертолет, получивший обозначение ATAK, должен был иметь турбовальные двигатели, тандемную кабину экипажа, отличаться высокой маневренностью и способностью к полету на высокой скорости с огибанием рельефа. Оборудование машины должно было обеспечивать возможность автономного поиска, сопровождения и поражения целей, а в состав вооружения следовало включить бортовую пушку и управляемые ракеты классов «воздух - земля» и «воздух - воздух». После двух туров конкурса, в которых участвовали ведущие мировые разработчики боевых вертолетов, лучшей платформой для интеграции турецких бортовых систем и вооружения признали вертолет A-129. В 2007 году начались переговоры с «Агуста Вестланд» о проектировании на базе А-129 Mangusta ударно-разведывательного вертолета ATAK. В сентябре того же года было подписано соглашение между Министерством обороны и консорциумом «ATAK Теат», предусматривающее разработку ударно-разведывательного вертолета с последующим производством 51 экземпляра. Контракт предусматривал также возможность дополнительно заказать еще 41 машину.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Турецкий вариант А-129 Mangusta создан на основе модификации A-129CBT. Он получил ряд более совершенных узлов, агрегатов и систем: более мощные двигатели LHTEC CTS800-4N, доработанную трансмиссию, усиленные редукторы, новый хвостовой винт. Обновлению подверглись авионика, оптоэлектронные системы, средства РЭБ и комплекс вооружения, включавший не только ПТУР, но и управляемые ракеты общего назначения. Вертолет может нести восемь ПТУР MIZRAK-U с инфракрасной системой наведения и дальностью пуска до 8000 м. Кроме того, он может применять легкие управляемые ракеты CIRIT, созданные в габаритах 70-мм НАР. Оба этих образца управляемого вооружения созданы в Турции. Встроенное вооружение представлено подфюзеляжной турелью с 20-мм трехствольной пушкой TM-197B (боекомплект 500 снарядов).
ПРОИЗВОДСТВО и ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Прототип-«демонстратор» T-129, переделанный из первого летного экземпляра A-129, впервые поднялся в воздух 28 сентября 2009 года, а 17 августа 2011-го впервые поднялся в воздух прототип T-129, построенный в Турции. Доводка бортового оборудования машины шла трудно. Поэтому Министерство обороны Турции заказало дополнительную партию T-129 (девять единиц) в переходной комплектации, лишенной возможности применять управляемое оружие. Этот заказ оформили как частичную реализацию опции основного контракта, доведя тем самым общее количество заказанных ударно-разведывательных вертолетов до 60 единиц. Вариант получил обозначение T-129A. Основной же вариант, способный применять управляемое оружие, обозначается T-129B.
Первые 30 экземпляров T-129B1 получают бортовое оборудование турецкого производства - бортовой компьютер фирмы «Аселсан», оптоэлектронную головку ASELFLIR-300T и цифровую карту местности. Многофункциональные индикаторы в кабинах членов экипажа выполнены по кинескопной технологии. T-129B1 комплектуются нашлемными прицелами «Топ Оул» производства концерна «Талес». Импортным поначалу будет и основное вооружение - ПТУР «Хеллфайр» II либо «Спайк-ER». Турецкими будут только ракеты CIRIT. Следующая партия из 20 вертолетов T-129B2 получат турецкие нашлемные прицелы «Аселсан» AVCI и комплекс РЭБ. Кинескопные индикаторы будут заменены жидкокристаллическими. До этого стандарта будут модернизированы вертолеты T-129B1.
В мае 2014 года армейская авиация Турции получила первый вертолет T-129A. Все девять машин этой модификации поступили во 2-й полк армейской авиации (авиабаза Малатья в центральной части страны). Новые машины дебютировали в бою 25 апреля 2015 года, когда пара T-129A нанесла удар по позициям курдских повстанцев в провинции Сиирт. В последующие месяцы география их боевого применения расширилась на провинции Хаккари и Ван, где также действуют курдские отряды. К концу 2017 года было выпущено уже 24 вертолета T-129. Они находятся на вооружении армии Турции и активно продвигаются на экспорт.
Технические характеристики T-129 ATAK
Экипаж, чел 2
Диаметр несущего винта, м 11.90
Диаметр рулевого винта, м 2 .24
Длина, м 13.45
Высота ,м 3.40
Масса, кг
- пустого 2350
- максимальная взлетная 5000
Тип двигателя 2 ГТД LHTEC CTS800-4A
Мощность, кВт 2 х 1014
Максимальная скорость, км/ч 278
Крейсерская скорость, км/ч 269
Перегоночная дальность, км 1000
Практическая дальность, км 561
Скороподъемность, м/мин 840
Практический потолок, м 6096
Статический потолок, м 3993
Вооружение:
- одна 20-мм трехствольная пушка c 500 патронами
- боевая нагрузка на 4 узлах подвески:
- 8 ПТУР AGM-164 Hellfire или TOW2 или
- 76х 70-мм или 38х 81-мм НУР,
- 2 УР воздух-воздух FIM-92 Stinger или Mistral