Военные люди » Вооружение » Флот » Торпедный катер проекта 123К (СССР)

Торпедный катер проекта 123К (СССР)


Торпедный катер проекта 123К (СССР)

Традиционно для отечественных торпедных катеров крайне остро стояла проблема прочности корпуса. Это было вызвано долгим отсутствием методики соответствующих расчетов (она появились только в 1954 году) . Именно поэтому корпуса катеров проектов 123 и 123бис оказались довольно «хлипкими». В принципе, послевоенная эксплуатация этих кораблей постоянно сопровождалась подкреплением их корпусов, в том числе за счет усиления фундаментов под двигатели, установки дополнительных ребер жесткости и прочего. Решить данную проблему попытались при разработке проекта 123К путем внедрения в набор дополнительных шпангоутов и некоторого утолщения обшивки корпуса. Однако принятые меры кардинально проблему не решили - на больших ходах в условиях сильного волнения (порядка четырех баллов) корпуса катеров продолжали деформироваться. 

Ситуация сложилась тупиковая: специалисты ВМФ продолжали требовать от промышленности возможность обеспечить торпедному катеру проекта 123К скорость полного хода не менее 50 уз при любом состоянии моря. Как следствие, первый серийный катер завода № 831 (зав. № 500) решили подвергнуть «расширенным мореходным испытаниям по специальной программе». Эти испытания провели на подходах к Феодосии в марте-ноябре 1952 года. За это время 102 суток ушло на устранение полученных кораблем повреждений и планово-предупредительный ремонт. В конце концов флот согласился ограничить скорость полного хода на волнении 4 балла 40 уз. Самое интересное то, что результаты испытаний катера зав. № 500 не повлияли на программу постройки кораблей этого проекта. 

Два головных катера проекта 123К-«А» (зав. №431) и проекта 123К-«3» (зав. №432) были модернизированы из серийных катеров и приняты в состав ВМФ соответственно 31 октября и 24 ноября 1950 года. К серийной постройке был принят второй вариант, так как торпедный катер без поисковой РЛС в середине 1950-х годов являлся просто бесполезным. При этом ГУК ВМФ потребовал усилить зенитное вооружение корабля и настоял на своем. В результате установку 2УК-Т заменили 14,5-мм спаренной турельной установкой 2М-5, однако и это вооружение было откровенно слабым. Его оправдывали тем, что катера будут действовать в составе крупных соединений и взаимно прикрывать друг друга зенитным огнем - сомнительный аргумент.

Из других нововведений можно выделить следующие: внедрение под транцевой плитой погруженных балансирных рулей с балерами, проходящими за транцем с приводом от авторулевого; замену 10 топливных баков шестью новыми с сохранением прежней емкости; совмещение системы дистанционного управления двигателями с машинным телеграфом; продление верхней палубы в корму (для удобства заряжания торпедных аппаратов и размещения дымовых шашек) в виде кринолина. Как видно, по сравнению с проектом 123бис, построенным в 1944 году, единственными преимуществами катера проекта 123К являлись наличие поисковой РЛС, системы опознавания и совершенство средств связи. Торпедное вооружение осталось таким же, и не выдерживало никакой критики, так как соответствовало уровню начала 1930-х годов. 

В 1951-1955 годах на заводе №831 в Феодосии построили 205 катеров проекта 123К, и это, не считая зав. №431 и зав. №432, модернизированных из серийных кораблей проекта М123бис. Строились катера поточно-позиционным методом. Всего было шесть серий, незначительно отличавшихся друг от друга. 23 корабля 1 -й серии (с зав. № 500 по зав. № 522) имели на вооружении торпедные аппараты ТТКА-45, а все остальные (с зав. № 523 по зав. № 704) - аппараты ТТКА-45-52 с системой беспламенной стрельбы. На части катеров (с зав. № 546 по зав. № 557) отсутствовала система опознавания «Факел-М». 

К середине 1950-х годов в ВМФ Советского Союза малые торпедные катера проекта 123К полностью заменили своих предшественников - корабли проектов 123бис и М123бис. Очевидно, что морально устаревшие, еще задолго до своего появления на свет, они в 1950-х годах не могли рассматриваться как реальная боевая сила. Дошло до того, что один из вариантов их боевого использования предусматривал лидирование группы ТКА проекта 123К большими проекта 183 - своеобразное возвращение к идее лидера Г-6. В конце 1950-х - начале 1960-х годов происходило интенсивное списание кораблей проекта 123К. Правда, встречались отдельные долгожители, так, например, ТК-275 (зав. № 690) Черноморского флота продали на слом только 1 декабря 1978 года. Некоторое количество кораблей переоборудовали в катера-цели по проекту 123У. Одновременно со списанием, по программам оказания военной помощи катера передавались Албании - 12, Болгарии - 12, Вьетнаму - шесть, Египту - 12, Заиру - три, Йемену - пять, Кипру - шесть, КНР - 55, Кубе - 12 единиц. 

На катерах проекта 123К были продолжены начатые на ТКА проектов 123бис и М123бис опыты с малопогруженным подводным крылом конструкции Р.Е.Алексеева. Так в 1951 году на ТК-996 было установлено носовое крыло. Нельзя не отметить этот в своем роде уникальный катер. Заложенный еще в Тюмени по проекту M123бис (зав. № 432), он был достроен в Феодосии по проекту 123К (вариант «3»), став головным в серии. После того как в 1951 году в Горьком на заводе «Красное Сормово» на катер установили носовое подводное крыло, номер проекта изменили на К-123К. Испытания проводились в 1953 году, после чего носовым малопогруженным крылом оборудовали еще пять серийных катеров. Уцелевшие катера проекта 123К очень пригодились при создании военно-морских мемориалов. В 1970-х годах эти, никогда не воевавшие корабли, установили как памятники в Ленинграде, Калининграде, Севастополе, Новороссийске, во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском. 

Автор статьи: Апальков Ю.В. 
Катера отечественного военного флота


  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 14-12-2018, 17:53>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...