Традиционно для отечественных торпедных катеров крайне остро стояла проблема прочности корпуса. Это было вызвано долгим отсутствием методики соответствующих расчетов (она появились только в 1954 году) . Именно поэтому корпуса катеров проектов 123 и 123бис оказались довольно «хлипкими». В принципе, послевоенная эксплуатация этих кораблей постоянно сопровождалась подкреплением их корпусов, в том числе за счет усиления фундаментов под двигатели, установки дополнительных ребер жесткости и прочего. Решить данную проблему попытались при разработке проекта 123К путем внедрения в набор дополнительных шпангоутов и некоторого утолщения обшивки корпуса. Однако принятые меры кардинально проблему не решили - на больших ходах в условиях сильного волнения (порядка четырех баллов) корпуса катеров продолжали деформироваться.
Ситуация сложилась тупиковая: специалисты ВМФ продолжали требовать от промышленности возможность обеспечить торпедному катеру проекта 123К скорость полного хода не менее 50 уз при любом состоянии моря. Как следствие, первый серийный катер завода № 831 (зав. № 500) решили подвергнуть «расширенным мореходным испытаниям по специальной программе». Эти испытания провели на подходах к Феодосии в марте-ноябре 1952 года. За это время 102 суток ушло на устранение полученных кораблем повреждений и планово-предупредительный ремонт. В конце концов флот согласился ограничить скорость полного хода на волнении 4 балла 40 уз. Самое интересное то, что результаты испытаний катера зав. № 500 не повлияли на программу постройки кораблей этого проекта.
Два головных катера проекта 123К-«А» (зав. №431) и проекта 123К-«3» (зав. №432) были модернизированы из серийных катеров и приняты в состав ВМФ соответственно 31 октября и 24 ноября 1950 года. К серийной постройке был принят второй вариант, так как торпедный катер без поисковой РЛС в середине 1950-х годов являлся просто бесполезным. При этом ГУК ВМФ потребовал усилить зенитное вооружение корабля и настоял на своем. В результате установку 2УК-Т заменили 14,5-мм спаренной турельной установкой 2М-5, однако и это вооружение было откровенно слабым. Его оправдывали тем, что катера будут действовать в составе крупных соединений и взаимно прикрывать друг друга зенитным огнем - сомнительный аргумент.
Ситуация сложилась тупиковая: специалисты ВМФ продолжали требовать от промышленности возможность обеспечить торпедному катеру проекта 123К скорость полного хода не менее 50 уз при любом состоянии моря. Как следствие, первый серийный катер завода № 831 (зав. № 500) решили подвергнуть «расширенным мореходным испытаниям по специальной программе». Эти испытания провели на подходах к Феодосии в марте-ноябре 1952 года. За это время 102 суток ушло на устранение полученных кораблем повреждений и планово-предупредительный ремонт. В конце концов флот согласился ограничить скорость полного хода на волнении 4 балла 40 уз. Самое интересное то, что результаты испытаний катера зав. № 500 не повлияли на программу постройки кораблей этого проекта.
Два головных катера проекта 123К-«А» (зав. №431) и проекта 123К-«3» (зав. №432) были модернизированы из серийных катеров и приняты в состав ВМФ соответственно 31 октября и 24 ноября 1950 года. К серийной постройке был принят второй вариант, так как торпедный катер без поисковой РЛС в середине 1950-х годов являлся просто бесполезным. При этом ГУК ВМФ потребовал усилить зенитное вооружение корабля и настоял на своем. В результате установку 2УК-Т заменили 14,5-мм спаренной турельной установкой 2М-5, однако и это вооружение было откровенно слабым. Его оправдывали тем, что катера будут действовать в составе крупных соединений и взаимно прикрывать друг друга зенитным огнем - сомнительный аргумент.
Из других нововведений можно выделить следующие: внедрение под транцевой плитой погруженных балансирных рулей с балерами, проходящими за транцем с приводом от авторулевого; замену 10 топливных баков шестью новыми с сохранением прежней емкости; совмещение системы дистанционного управления двигателями с машинным телеграфом; продление верхней палубы в корму (для удобства заряжания торпедных аппаратов и размещения дымовых шашек) в виде кринолина. Как видно, по сравнению с проектом 123бис, построенным в 1944 году, единственными преимуществами катера проекта 123К являлись наличие поисковой РЛС, системы опознавания и совершенство средств связи. Торпедное вооружение осталось таким же, и не выдерживало никакой критики, так как соответствовало уровню начала 1930-х годов.
В 1951-1955 годах на заводе №831 в Феодосии построили 205 катеров проекта 123К, и это, не считая зав. №431 и зав. №432, модернизированных из серийных кораблей проекта М123бис. Строились катера поточно-позиционным методом. Всего было шесть серий, незначительно отличавшихся друг от друга. 23 корабля 1 -й серии (с зав. № 500 по зав. № 522) имели на вооружении торпедные аппараты ТТКА-45, а все остальные (с зав. № 523 по зав. № 704) - аппараты ТТКА-45-52 с системой беспламенной стрельбы. На части катеров (с зав. № 546 по зав. № 557) отсутствовала система опознавания «Факел-М».
К середине 1950-х годов в ВМФ Советского Союза малые торпедные катера проекта 123К полностью заменили своих предшественников - корабли проектов 123бис и М123бис. Очевидно, что морально устаревшие, еще задолго до своего появления на свет, они в 1950-х годах не могли рассматриваться как реальная боевая сила. Дошло до того, что один из вариантов их боевого использования предусматривал лидирование группы ТКА проекта 123К большими проекта 183 - своеобразное возвращение к идее лидера Г-6. В конце 1950-х - начале 1960-х годов происходило интенсивное списание кораблей проекта 123К. Правда, встречались отдельные долгожители, так, например, ТК-275 (зав. № 690) Черноморского флота продали на слом только 1 декабря 1978 года. Некоторое количество кораблей переоборудовали в катера-цели по проекту 123У. Одновременно со списанием, по программам оказания военной помощи катера передавались Албании - 12, Болгарии - 12, Вьетнаму - шесть, Египту - 12, Заиру - три, Йемену - пять, Кипру - шесть, КНР - 55, Кубе - 12 единиц.
На катерах проекта 123К были продолжены начатые на ТКА проектов 123бис и М123бис опыты с малопогруженным подводным крылом конструкции Р.Е.Алексеева. Так в 1951 году на ТК-996 было установлено носовое крыло. Нельзя не отметить этот в своем роде уникальный катер. Заложенный еще в Тюмени по проекту M123бис (зав. № 432), он был достроен в Феодосии по проекту 123К (вариант «3»), став головным в серии. После того как в 1951 году в Горьком на заводе «Красное Сормово» на катер установили носовое подводное крыло, номер проекта изменили на К-123К. Испытания проводились в 1953 году, после чего носовым малопогруженным крылом оборудовали еще пять серийных катеров. Уцелевшие катера проекта 123К очень пригодились при создании военно-морских мемориалов. В 1970-х годах эти, никогда не воевавшие корабли, установили как памятники в Ленинграде, Калининграде, Севастополе, Новороссийске, во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском.
Автор статьи: Апальков Ю.В.
Катера отечественного военного флота
В 1951-1955 годах на заводе №831 в Феодосии построили 205 катеров проекта 123К, и это, не считая зав. №431 и зав. №432, модернизированных из серийных кораблей проекта М123бис. Строились катера поточно-позиционным методом. Всего было шесть серий, незначительно отличавшихся друг от друга. 23 корабля 1 -й серии (с зав. № 500 по зав. № 522) имели на вооружении торпедные аппараты ТТКА-45, а все остальные (с зав. № 523 по зав. № 704) - аппараты ТТКА-45-52 с системой беспламенной стрельбы. На части катеров (с зав. № 546 по зав. № 557) отсутствовала система опознавания «Факел-М».
К середине 1950-х годов в ВМФ Советского Союза малые торпедные катера проекта 123К полностью заменили своих предшественников - корабли проектов 123бис и М123бис. Очевидно, что морально устаревшие, еще задолго до своего появления на свет, они в 1950-х годах не могли рассматриваться как реальная боевая сила. Дошло до того, что один из вариантов их боевого использования предусматривал лидирование группы ТКА проекта 123К большими проекта 183 - своеобразное возвращение к идее лидера Г-6. В конце 1950-х - начале 1960-х годов происходило интенсивное списание кораблей проекта 123К. Правда, встречались отдельные долгожители, так, например, ТК-275 (зав. № 690) Черноморского флота продали на слом только 1 декабря 1978 года. Некоторое количество кораблей переоборудовали в катера-цели по проекту 123У. Одновременно со списанием, по программам оказания военной помощи катера передавались Албании - 12, Болгарии - 12, Вьетнаму - шесть, Египту - 12, Заиру - три, Йемену - пять, Кипру - шесть, КНР - 55, Кубе - 12 единиц.
На катерах проекта 123К были продолжены начатые на ТКА проектов 123бис и М123бис опыты с малопогруженным подводным крылом конструкции Р.Е.Алексеева. Так в 1951 году на ТК-996 было установлено носовое крыло. Нельзя не отметить этот в своем роде уникальный катер. Заложенный еще в Тюмени по проекту M123бис (зав. № 432), он был достроен в Феодосии по проекту 123К (вариант «3»), став головным в серии. После того как в 1951 году в Горьком на заводе «Красное Сормово» на катер установили носовое подводное крыло, номер проекта изменили на К-123К. Испытания проводились в 1953 году, после чего носовым малопогруженным крылом оборудовали еще пять серийных катеров. Уцелевшие катера проекта 123К очень пригодились при создании военно-морских мемориалов. В 1970-х годах эти, никогда не воевавшие корабли, установили как памятники в Ленинграде, Калининграде, Севастополе, Новороссийске, во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском.
Автор статьи: Апальков Ю.В.
Катера отечественного военного флота