Военные люди » Вооружение » Флот » Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» (Россия)

Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» (Россия)


Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» (Россия)Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» (Россия)

Рынок патрульных или сторожевых катеров, представляющих собой универсальные платформы, способные в зависимости от текущей обстановки и требований командования к реконфигурированию по вооружению и специальному оборудованию, является в настоящее время, пожалуй, наиболее емким по количественному и стоимостному показателям и самым динамичным как на ближнесрочную, так и средне- и долгосрочную перспективу. Одним из ярких примеров современного подхода к проектированию подобных судов являются быстроходные патрульные катера проекта 03160 (шифр «Раптор»), созданные Ленинградским судостроительным заводом «Пелла» (г Отрадный) по заказу отечественного ВМФ. Они отличаются хорошей мореходностью. высокой скоростью движения, а также безопасностью и эффективностью применения в различных условиях. 

Патрульные или, как их часто называют, десантно-штурмовые катера типа «Раптор» представляют собой быстроходные боевые катера прибрежной зоны действия (прибрежная зона морей, проливы, устья рек, озера и пр.), предназначенные для выполнения достаточно широкого спектра задач в свободный ото льда навигационный период, в светлое и темное время суток, с удалением от места базирования до 100 миль. Перечислим основные из них; 
- дежурство (патрулирование) в назначенных районах; 
- перехват и задержание маломерных надводных целей (нарушителей); 
- доставка с обеспечением максимально возможной быстроты высадки и посадки группы персонала, досмотровой группы, подразделения морского десанта или спецназа численностью до 22 чел. (с личным оружием, оборудованием и боезапасом); 
- обеспечение действий подразделений специального назначения и морской пехоты в прибрежных районах, а также содействие Пограничной службе ФСБ России в охране государственной границы Российской Федерации; 
- участие в обороне пунктов базирования (портов, рейдов, якорных стоянок), кораблей (судов) от атак малоразмерных надводных, воздушных и наземных целей (в последнем случае - защита от обстрелов с берега кораблей, судов, различных морских платформ и сооружений, подавление наземных огневых точек при оказании помощи своим войскам, а также высаженным группам спецназа или десанта); 
- поисково-спасательные действия в районах своего патрулирования. 

Корпус катера проекта 03160 выполнен из алюминиевого сплава. В его носовой части устроена аппарель для высадки десанта на берег. Десантники высаживаются по одному, больше не позволяет ширина аппарели. За аппарелью находится проход в десантное отделение, а также рубка катера, в которой оборудованы рабочие места двух членов экипажа «Раптора»; при высадке через носовую аппарель десантники проходят через рубку. Сразу же за рубкой расположено десантное отделение, в стандартном варианте рассчитанное на 20 чел. с личным оружием и снаряжением (десантная или досмотровая группа, контртеррористическое подразделение, водолазы и спасатели, медперсонал и пр.). Посадка десантной группы на катер обычно выполняется через задний люк десантного отсека. Таким же образом она может и покидать его. Следует отметить, что в передаче цикла «Военная приемка» командир одного из катеров типа «Раптор», Максим Панин, привел следующую информацию: «Водо- и газонепроницаемая дверь позволяет при затоплении одного из отсеков не пропускать воду в другие отсеки».

Катер типа «Раптор» имеет полное водоизмещение 23 т, наибольшую длину 16,9 м, наибольшую ширину 4,1 м, его фиксированная высота составляет около 3,5 м, а максимальная осадка не превышает 0,9 м (по некоторым данным - 0,85 м). Экипаж катера - 2 чел., численность группы спецперсонала - 20-22 чел. Силовая установка катера в составе двух дизельных двигателей марки Caterpillar С18 ACERT мощностью по 1150 л.с. (847 кВт) при 2300 об./мин каждый имеет суммарную мощность 2300 л.с. (1694 кВт) и позволяет ему развивать максимальную скорость хода до 48-50 узлов, а также совершать на экономическом ходу плавание на дальность до 300 миль. Движители - два водомета типа KaMeWa Twin 36АЗ производства компании «Ролс-Ройс» (Rolls Royce) или аналогичные им по характеристикам. По другим данным, на катерах типа «Раптор» установлены водометы серии KaMeWa FF. Их отличительной особенностью является способность эффективно работать даже в случае неполного заполнения канала водой - это позволяет катеру выполнять сложные маневры с большим креном. По заявлению разработчиков, «Раптор» «способен двигаться на любых курсовых углах при волнении до 5 баллов включительно на скорости: 28 узлов - при высоте волны 2,5 м, 20 узлов - при высоте волны 4.5 м». 

Для максимальной защиты экипажа и группы десанта на «Рапторе» применено специальное бронирование: помещение персонала (десанта) и рулевая рубка защищены по классу «5» и 5А, а иллюминаторы изготовлены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм. Катера проекта 03160 вооружаются уникальным универсальным боевым гиростабилизированным автоматизированным дистанционно-управляемым модулем «Управа-КОРД» (разработки санкт-петербургского ОАО «НПО «Карат» и ковровского ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева»), оснащенным 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом КПВТ (возможна установка 12,7-мм пулемета «КОРД»). Имеются также два 7,62-мм пулемета 6П41 «Печенег», которые размещаются на вертлюжных установках в кормовой части катера побортно. 

Боевой модуль «Управа-КОРД», который устанавливается за рулевой рубкой катера, ведет огонь, получая данные целеуказания по каналам собственного гиростабилизированного оптико-электронного модуля (ГОЭМ). В его состав входят тепловизионный канал, телевизионный канал (широкопольный, цветной с изменяемым фокусным расстоянием) и лазерный подсветчик цели. При этом обеспечивается автоматическая очистка наружных окон ГОЭМ от грязи. В итоге гарантируется уверенное обнаружение цели на дальности до 3000 м и возможность вести прицельный огонь на дальности до 2000 м, включая стрельбу при движении катера-носителя. 

Система управления огнем (СУО) модуля «Управа-КОРД» осуществляет поиск и обнаружение целей (в том числе на фоне помех), выработку данных целеуказания по ним, после чего по команде открывает огонь: сначала дает пристрелочную очередь, а затем 
корректирует огонь до полного поражения цели. Предусмотрен и так называемый «предупредительный» режим - для производства предупредительного огня по судну-нарушителю. СУО самостоятельно вычисляет точку на безопасной дистанции от цели и дает туда предупредительную очередь. 

Высота боевого модуля «Управа-КОРД» - 1100 мм, радиус обметания - не более 1355 мм, масса модуля - не более 200 кг зона обзора по курсовому углу составляет от -200° до +200°, зона обзора по углу места - от -20° до +80° Высота модуля ГОЭМ - 580 мм, радиус обметания - 250 мм, масса модуля - 40 кг, зона обзора по курсовому углу составляет от -200° до +200°, зона обзора по углу места - от -20° до +80. Управление боевым модулем осуществляется при помощи специального «джойстика». Не исключено, что при необходимости катер типа «Раптор» будет вооружен и модулем с автоматическим гранатометом. Таким, например, как модуль разработки ОАО «ЦНИИ «Буревестник», демонстрировавшийся во время выставки МВМС-2015 на катере БК-16 Концерна «Калашников». Решение навигационных задач обеспечивается радиолокационной станцией «Наутилус». 

Катер снабжается одним кормовым якорем и синтетическим якорным канатом, предусмотрен электрический якорный шпиль. Швартовное устройство включает кнехты и киповые планки. Швартовка - ручная, предусмотрены кранцы в носовой части катера и подвесные резиновые кранцы. Для подъема катера на палубу корабля-носителя или на берег имеются подъемные рымы. Личный состав катеров типа «Раптор» до начала службы в обязательном порядке проходит комплексную и многоуровневую подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге, а также непосредственно на предприятии-строителе. 

Головной катер проекта 03160 «П-274» (заводской номер 701) был спущен на воду 15 августа 2013 г., а 27 августа уже приступил к программе заводских ходовых испытаний. 30 сентября он был представлен руководству Объединенной судостроительной корпорации и командованию ВМФ России. После одобрения программы серийной постройки таких быстроходных катеров появилась информация о том, что в 2013-2014 гг планировалась сдача в эксплуатацию ВМФ России пяти «Рапторов». Первый контракт на поставку восьми катеров типа «Раптор» российские корабелы успешно выполнили. 10 мая 2016 г. в Интернете появилась информация о том, что на борту российского судна «КИЛ-158» из состава Черноморского флота, прошедшего утром 8 мая 2016 г через пролив Босфор в направлении Сирии, среди прочего размещались два боевых катера под маскировочными сетями. Высказывались предположения, что это - патрульные катера проекта 03160. 

15 мая 2016 г. пресс-служба Министерства обороны РФ сообщила о том, что «в рамках реализации государственного оборонного заказа ГОЗ 2016-2018 Министерство обороны Российской Федерации и ОАО Ленинградский судостроительный завод «Пелла» заключили контракты на поставку быстроходных патрульных катеров проекта 03160 «Раптор» и рейдовых буксиров специального назначения проекта 16609». По условиям контракта, отечественный флот до конца 2018 г должен получить более десяти патрульных катеров и рейдовых буксиров. Сколько из них относится непосредственно к катерам типа «Раптор», пока непонятно, но. скорее всего, вторая серия может быть равнозначна первой, т.е. до 2018 г. ВМФ может получить еще восемь катеров данного типа.

  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 4-12-2016, 10:38>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...