Работы над крылатой ракетой Х-22 в составе комплекса К-22 были начаты по постановлению Совмина СССР № 426-201 от 17 июня 1958 г. Разработка комплекса была поручена ОКБ-155-2. К 28 октября 1958 г. ОКБ-155-2 разработало два предэскизных проекта ракеты Х-22, основное отличие которых заключалось в типе двигателя. В варианте с жидкостно-реактивным двигателем дальность Х-22 должна была составлять 500 км, а в варианте с прямоточным воздушно-реактивным - 1500 км. Но в последнем варианте самолет-снаряд имел в два раза большее аэродинамическое сопротивление.
Первоначально ракетами Х-22 предполагалось вооружить сверхзвуковые стратегические бомбардировщики М-52К, проектируемые ОКБ-23 под руководством В. М. Мясищева. Но Мясищев выступил решительно против ПВРД, поскольку тогда пришлось бы существенно изменить компоновку М-52К. После долгих споров ОКБ-155-2 согласилось на установку ЖРД. Первые опытные образцы самолетов-снарядов были изготовлены в 1962 г. заводом № 256 ГКАТ. Аппаратура головки самонаведения первоначально отрабатывалась на летающей лаборатории Ту-16К-22.
Первоначально ракетами Х-22 предполагалось вооружить сверхзвуковые стратегические бомбардировщики М-52К, проектируемые ОКБ-23 под руководством В. М. Мясищева. Но Мясищев выступил решительно против ПВРД, поскольку тогда пришлось бы существенно изменить компоновку М-52К. После долгих споров ОКБ-155-2 согласилось на установку ЖРД. Первые опытные образцы самолетов-снарядов были изготовлены в 1962 г. заводом № 256 ГКАТ. Аппаратура головки самонаведения первоначально отрабатывалась на летающей лаборатории Ту-16К-22.
Ракета Х-22 имела нормальную самолетную схему со среднерасположенным крылом. Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (то есть отдельных кораблей) и площадных целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели). В «точечном» варианте на ракеты устанавливалась активная радиолокационная головка самонаведения, обеспечивающая захват цели еще перед пуском с подвески носителя. В «площадном» варианте на ракете стоял автономный счислитель пути (ПСИ), состоящий из измерителя доплеровских частот, вычислительного устройства и гидроскопического устройства. Для стабилизации ракеты вокруг центра тяжести, программного полета и траектории, выполнения ракетой команд по курсу и тангажу на ракете имелся электрический автопилот АПК-22А с гидравлической рулевой машинкой. В «точечном» варианте ракета могла нести два вида зарядов Н и М (обычный и специальный), в площадном - заряд типа М.
Длина ракеты Х-22 составляла 12 м, максимальный диаметр 0,94 м. Крыло треугольное с углом 75°35~ по передней кромке, размах крыла 3,0 м. Вес ракеты в варианте с самонаведением с зарядом Н - 5675 кг, с зарядом М - 5635 кг, а в «площадном» варианте - 5770 кг. Х-22 оснащалась двухкамерным многорежимным жидкостным реактивным двигателем Р201-300 (С5.33). Стартовая тяга двигателя - 83 кН, маршевая - 5,9 кН, вес топлива - около 3 тонн. Скорость полета на марше 3000-3600 км/ч.
При стрельбе по точечным целям головка самонаведения следила за целью в двух плоскостях и выдавала управляющие сигналы на автопилот. Когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигал заданной величины, выдавался сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту. На участке пикирования управление велось в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры системы самонаведения. Подрыв заряда Н осуществлялся при контакте с целью, а заряда М - по сигналу от аппаратуры системы самонаведения. Дальность обнаружения цели типа крейсера самолетом-носителем - до 340 км. Дальность захвата и сопровождения той же цели - 250-270 км.
Ракета Х-22 оказалась весьма эффективным противокорабельным средством даже без применения ядерного заряда. Фугасно-кумулятивная боевая часть типа 9А-510 (заряд Н) для ракеты Х-22МПГ создавалась с 1962 по 1967 гг. в ГСКБ-47. Вес БЧ около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества - около 600 кг. При подрыве ось кумулятивной струи была направлена вниз (под углом к оси ракеты). Испытания показали, что попадание одной ракеты в борт корабля-мишени приводит к образованию пробоины площадью более 20 кв. м и выжиганию кумулятивной струей внутренних отсеков на глубину до 12 м! Специальная боевая часть: 0,35-1 мегатонна.
Длина ракеты Х-22 составляла 12 м, максимальный диаметр 0,94 м. Крыло треугольное с углом 75°35~ по передней кромке, размах крыла 3,0 м. Вес ракеты в варианте с самонаведением с зарядом Н - 5675 кг, с зарядом М - 5635 кг, а в «площадном» варианте - 5770 кг. Х-22 оснащалась двухкамерным многорежимным жидкостным реактивным двигателем Р201-300 (С5.33). Стартовая тяга двигателя - 83 кН, маршевая - 5,9 кН, вес топлива - около 3 тонн. Скорость полета на марше 3000-3600 км/ч.
При стрельбе по точечным целям головка самонаведения следила за целью в двух плоскостях и выдавала управляющие сигналы на автопилот. Когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигал заданной величины, выдавался сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту. На участке пикирования управление велось в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры системы самонаведения. Подрыв заряда Н осуществлялся при контакте с целью, а заряда М - по сигналу от аппаратуры системы самонаведения. Дальность обнаружения цели типа крейсера самолетом-носителем - до 340 км. Дальность захвата и сопровождения той же цели - 250-270 км.
Ракета Х-22 оказалась весьма эффективным противокорабельным средством даже без применения ядерного заряда. Фугасно-кумулятивная боевая часть типа 9А-510 (заряд Н) для ракеты Х-22МПГ создавалась с 1962 по 1967 гг. в ГСКБ-47. Вес БЧ около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества - около 600 кг. При подрыве ось кумулятивной струи была направлена вниз (под углом к оси ракеты). Испытания показали, что попадание одной ракеты в борт корабля-мишени приводит к образованию пробоины площадью более 20 кв. м и выжиганию кумулятивной струей внутренних отсеков на глубину до 12 м! Специальная боевая часть: 0,35-1 мегатонна.
При стрельбе по площадным целям самолет-носитель в полете определял положение цели с помощью РЛС и других навигационных средств, находящихся на борту носителя. Бортовая аппаратура ракеты излучала в направлении цели электромагнитные волны определенной частоты и принимала их в отраженном виде от поверхности, непрерывно определяла вектор истинной скорости ракеты, который затем интегрировался по времени, непрерывно определялась оставшаяся дальность ракеты до цели, и велось удержание по курсу, заданному с борта носителя. На заданном расстоянии автопилот переводил ракету в пикирование на цель под углом 30°. Подрыв заряда Н происходил на заданной высоте или при встрече с преградой. Дальность стрельбы Х-22 по площадям зависела от скорости и высоты самолета-носителя в момент отцепки. Круговое вероятное отклонение ракет Х-22 при стрельбе по площадям - 5 км.
Первоначально ракеты Х-22 поступили на вооружение самолетов Ту-22К. Ракета в полуутопленном положении размещалась под фюзеляжем носителя. Летные испытания Х-22 были начаты 1 июля 1961 г. на двух бомбардировщиках Ту-22К (№ 24 и № 25), но закончились лишь в 1967 г. Официально Ту-22К был принят на вооружение в 1967 г., то есть через два года после начала его поставок в полки. В 1965 г. первые самолеты Ту-22К появились в трех тяжелых бомбардировочных авиаполках: в 121-м в Мачулищах под Минском, в 203-м в Барановичах и в 341-м в Озерном под Житомиром. Все полки входили в 15-ю авиадивизию. Всего было построено 76 Ту-22К. В состав групп Ту-22К всегда включали самолеты - постановщики помех Ту-22П, несшие на себе комплекс оборудования для разведки радиолокационных средств противника, а также создания активных помех.
Первоначально ракеты Х-22 поступили на вооружение самолетов Ту-22К. Ракета в полуутопленном положении размещалась под фюзеляжем носителя. Летные испытания Х-22 были начаты 1 июля 1961 г. на двух бомбардировщиках Ту-22К (№ 24 и № 25), но закончились лишь в 1967 г. Официально Ту-22К был принят на вооружение в 1967 г., то есть через два года после начала его поставок в полки. В 1965 г. первые самолеты Ту-22К появились в трех тяжелых бомбардировочных авиаполках: в 121-м в Мачулищах под Минском, в 203-м в Барановичах и в 341-м в Озерном под Житомиром. Все полки входили в 15-ю авиадивизию. Всего было построено 76 Ту-22К. В состав групп Ту-22К всегда включали самолеты - постановщики помех Ту-22П, несшие на себе комплекс оборудования для разведки радиолокационных средств противника, а также создания активных помех.
Автор статьи: Александр Широкорад
Первоисточник: журнал «Оружие» 2017 г. №09
Первоисточник: журнал «Оружие» 2017 г. №09