Единственный советский стратегический бомбардировщик Ту-95, способный достичь американского континента и вернуться назад, имел немного шансов прорвать ПВО крупных военных, промышленных и административных центров и произвести бомбометание. Выходом из положения было создание ракеты «воздух - земля», которая могла бы запускаться до входа в зону действия зенитных ракетных комплексов ПВО, принятых на вооружение в 1950-1960-е гг. 11 марта 1954 г. вышло постановление Совмина СССР № 412182 о разработке комплекса К-20 в составе самолета Ту-95К и самолета-снаряда Х-20.
История появления числа «20» в маркировке комплекса такова. Первоначально планировалось принять на вооружение бомбардировщик «95» под названием Ту-20. Однако в ходе разработки самолета была выпущена такая масса документации с индексом «95», что военные решили сохранить в названии самолета индекс ОКБ. А цифра 20 из индекса Ту-20 сохранилась лишь в названии ракеты и системы управления. Кстати, на Запад дошли какие-то обрывки информации, и там долгое время Ту-95 называли Ту-20. Параллельно создавался проект комплекса 3М-К-20 - вооружения ракетами Х-20 бомбардировщиков конструкции Мясищева. Однако из-за велосипедного шасси и малого просвета под фюзеляжем подвеска ракеты Х-20 под фюзеляжем исключалась. В итоге проектом предусматривалась подвеска Х-20 под крылом с симметричным размещением весогабаритного макета под другим крылом. Из-за этого мясищевский вариант проиграл туполевскому.
Эскизный проект Ту-95К был подписан А. Н. Туполевым 26 октября 1954 г. Через год военные согласовали макет ракетоносца. По сравнению с бомбардировочным вариантом в самолет были внесены следующие изменения: в носовой части расположили двухантенную РЛС «ЯР» для поиска цели и наведения на нее ракеты, в отсеке фюзеляжа разместили балочный держатель БД-206 для подвески ракеты в полуутопленном положении и ее пуска, изменили конфигурацию фюзеляжных топливных баков и ввели дополнительный бак для питания силовой установки Х-20. Во время полета держатель вместе с ракетой находился в поднятом положении, а носовая часть ракеты Х-20 закрывалась обтекателем. Перед пуском держатель с ракетой опускался, запускался двигатель Х-20, ракета сбрасывалась и уходила к цели.
История появления числа «20» в маркировке комплекса такова. Первоначально планировалось принять на вооружение бомбардировщик «95» под названием Ту-20. Однако в ходе разработки самолета была выпущена такая масса документации с индексом «95», что военные решили сохранить в названии самолета индекс ОКБ. А цифра 20 из индекса Ту-20 сохранилась лишь в названии ракеты и системы управления. Кстати, на Запад дошли какие-то обрывки информации, и там долгое время Ту-95 называли Ту-20. Параллельно создавался проект комплекса 3М-К-20 - вооружения ракетами Х-20 бомбардировщиков конструкции Мясищева. Однако из-за велосипедного шасси и малого просвета под фюзеляжем подвеска ракеты Х-20 под фюзеляжем исключалась. В итоге проектом предусматривалась подвеска Х-20 под крылом с симметричным размещением весогабаритного макета под другим крылом. Из-за этого мясищевский вариант проиграл туполевскому.
Эскизный проект Ту-95К был подписан А. Н. Туполевым 26 октября 1954 г. Через год военные согласовали макет ракетоносца. По сравнению с бомбардировочным вариантом в самолет были внесены следующие изменения: в носовой части расположили двухантенную РЛС «ЯР» для поиска цели и наведения на нее ракеты, в отсеке фюзеляжа разместили балочный держатель БД-206 для подвески ракеты в полуутопленном положении и ее пуска, изменили конфигурацию фюзеляжных топливных баков и ввели дополнительный бак для питания силовой установки Х-20. Во время полета держатель вместе с ракетой находился в поднятом положении, а носовая часть ракеты Х-20 закрывалась обтекателем. Перед пуском держатель с ракетой опускался, запускался двигатель Х-20, ракета сбрасывалась и уходила к цели.
Для проведения испытаний Х-20 с 1 марта по 31 октября 1955 г. были переделаны в Ту-95К два строившихся бомбардировщика Ту-95. 1 января 1956 г. одна машина совершила первый полет. Летом того же года была готова и вторая машина. Разработка ракеты Х-20 велась в ОКБ-155 (г. Москва) под руководством М. И. Гуревича. Систему управления разрабатывало КБ-1 под руководством В. М. Шабанова. Система управления Х-20 была комбинированная. Согласно проекту пуск ракеты производился на удалении 800 км от цели с высоты 9-12 км. После отделения ракета проседала в воздухе на 300-400 м, а затем начинала набор высоты, проходя впереди носителя. На четвертой минуте после старта начинался участок радиоуправляемого полета. Х-20 наводилась по радиокомандам с самолета. На шестой-седьмой минуте полета ракета достигала высоты 15 км и далее летела горизонтально по данным барометрического высотомера.
Самолет-носитель летел в сторону цели вслед за ракетой. На дистанции около 450 км РЛС носителя обнаруживала цель. Оператор определял положение самолета и ракеты относительно цели и, соответственно, передавал команды системе управления ракеты. Участок радиоуправления заканчивался, когда ракета находилась на расстоянии около 70 км от цели. В это время Ту-95К находился на расстоянии 270-360 км от цели. Далее ракета управлялась автопилотом «ЯК», а самолет разворачивался и уходил. По истечении отрезка времени, заданного оператором Ту-95К при отключении радиоуправления, ракета переходила в пикирование под углом к горизонту. На заранее заданной высоте происходил подрыв спецзаряда.
Внешне ракета Х-20 походила на истребитель МиГ-19. Аэродинамическая схема нормальная самолетная. Длина ракеты 14,95 м, максимальный диаметр корпуса 1,8 м, размах крыла 9,15-9,4 м. Стартовый вес ракеты 11,6-11,8 т. На ракете стоял турбореактивный двигатель АЛ-7ФК. Дальность полета 600 км. Скорость 1800 км/ч. Высота над целью 15 км. Пока строились опытные экземпляры самолетов-снарядов Х-20, было решено провести испытания их системы управления на летающих аналогах - истребителях, переделанных из серийных МиГ-19. Были созданы два типа самолетов-аналогов - беспилотный СМ-20 и пилотируемый СМ-20П. Самолеты-аналоги поднимались в воздух на бомбардировщиках Ту-95К. После сброса пилотирование производилось по сигналам системы управления К-20. На СМ-20П отрабатывалась система самонаведения на последнем участке полета. Летчик выводил самолет СМ-20П на цель, система самонаведения захватывала ее, после чего летчик отключал систему и уводил самолет от цели. Пилотировали аналоги многие опытные летчики, в том числе Амет-хан Султан, заслуженный летчик-испытатель СССР.
Самолет-носитель летел в сторону цели вслед за ракетой. На дистанции около 450 км РЛС носителя обнаруживала цель. Оператор определял положение самолета и ракеты относительно цели и, соответственно, передавал команды системе управления ракеты. Участок радиоуправления заканчивался, когда ракета находилась на расстоянии около 70 км от цели. В это время Ту-95К находился на расстоянии 270-360 км от цели. Далее ракета управлялась автопилотом «ЯК», а самолет разворачивался и уходил. По истечении отрезка времени, заданного оператором Ту-95К при отключении радиоуправления, ракета переходила в пикирование под углом к горизонту. На заранее заданной высоте происходил подрыв спецзаряда.
Внешне ракета Х-20 походила на истребитель МиГ-19. Аэродинамическая схема нормальная самолетная. Длина ракеты 14,95 м, максимальный диаметр корпуса 1,8 м, размах крыла 9,15-9,4 м. Стартовый вес ракеты 11,6-11,8 т. На ракете стоял турбореактивный двигатель АЛ-7ФК. Дальность полета 600 км. Скорость 1800 км/ч. Высота над целью 15 км. Пока строились опытные экземпляры самолетов-снарядов Х-20, было решено провести испытания их системы управления на летающих аналогах - истребителях, переделанных из серийных МиГ-19. Были созданы два типа самолетов-аналогов - беспилотный СМ-20 и пилотируемый СМ-20П. Самолеты-аналоги поднимались в воздух на бомбардировщиках Ту-95К. После сброса пилотирование производилось по сигналам системы управления К-20. На СМ-20П отрабатывалась система самонаведения на последнем участке полета. Летчик выводил самолет СМ-20П на цель, система самонаведения захватывала ее, после чего летчик отключал систему и уводил самолет от цели. Пилотировали аналоги многие опытные летчики, в том числе Амет-хан Султан, заслуженный летчик-испытатель СССР.
Пуски самолетов-аналогов проводились с декабря 1956 г. по 24 января 1957 г. Затем начались испытания самих ракет Х-20. Первый пуск ракеты Х-20 был произведен 17 марта 1958 г. с высоты 11 км. Ракета набрала высоту 12,5 км вместо запланированных 15 км из-за повышенного расхода топлива. Вместо 400 км Х-20 пролетела 200 км. Зато скорость ракеты достигла 2,22 М вместо расчетных 1,6 М. Двигатель был доработан. После четвертого пуска Х-20, проведенного 29 июля 1958 г., решили перейти к этапу государственных испытаний. К этому времени для Х-20 был разработан новый термоядерный заряд мощностью 0,8-3 мегатонны, и в конструкцию ракеты внесены некоторые изменения. Новая модификация получила индекс Х-20М. Высота полета Х-20М была доведена до 20 км. Государственные испытания начались 5 октября 1958 г. с ракетой Х-20, а закончились с ракетой Х-20М 1 ноября 1959 г. Заметим, что испытания велись уже на серийных машинах Ту-95К. Всего в ходе государственных испытаний было запущено 16 ракет.
Постановлением Совмина СССР № 1000-415 от 9 сентября 1960 г. комплекс К-20 был принят на вооружение. Производство Ту-95К продолжалось до 1962 г. Первыми самолетами Ту-95К вооружили 1006-й и 1226-й тяжелые бомбардировочные авиаполки. С января по октябрь 1962 г. было выполнено 19 пусков ракет Х-20, из них 15 успешных. Любопытный случай произошел с ракетой Х-20 в самом конце ее эксплуатации. В 1983 г. на полигоне у мыса Шевченко в Каспийском море один из ракетоносцев производил тактический пуск Х-20, то есть выполнял весь цикл необходимых действий (ракета выходил из люка, ее двигатель запускается, работала аппаратура наведения), кроме самого пуска. Одной из последних операций было включение фотоприставки, которая должна была зафиксировать момент отделения ракеты. Когда она штатно не включилась, бортинженер посоветовал штурману «перебросить» один из тумблеров на ее панели, по-современному - «перезагрузить».
Как выяснилось позже, возникшее таким образом сочетание положений переключателей (никогда ранее не случавшееся) привело в действие цепь сброса. Самолет тряхнуло. Стрелок из своей кабины доложил: «Ракета пошла». Однако летчики осознали это слишком поздно, чтобы отвернуть и освободить ракете дорогу. В результате 11-тонная махина Х-20 ударила по самолету сзади-снизу. Удар пришелся по фюзеляжу, но самолет его выдержал. Экипаж успешно посадил поврежденную машину, а ракета рухнула в море, где ее в течение полутора месяцев искали корабли Каспийской флотилии, но так и не нашли.
В 1958-1961 гг. на заводе № 18 было выпущено 48 ракетоносцев Ту-95К, из которых 28 позже переоборудовали в вариант Ту-95КД. (Ту-95КД - самолет-носитель ракет Х-20М, оснащенный устройством дозаправки в воздухе). Увеличение дальности действия американских перехватчиков ПВО и введение в строй ЗРК «Бомарк» с дальностью 420 км, а затем и «Супер Бомарк» с дальностью 710 км резко уменьшило вероятность подхода к цели ракетоносца Ту-95. Одновременно в СССР начали поступать на вооружение межконтинентальные баллистические ракеты Р-7А, Р-9, Р-16 и другие. И хотя стоимость Ту-95К с ракетой Х-20М составляла 40% стоимости самой дорогой Р-7А, приоритетом военного строительства стали баллистические ракеты.
В связи с этим в 1958 г. руководство ВВС и ГКАТ решило перенацелить Х-20М и выяснить возможность использования против авианосных соединений. С 15 августа по 10 октября 1960 г. были проведены экспериментальные пуски ракет Х-20М по ордеру кораблей (цель - авианосец имитировали два крейсера проекта 68-бис). Поиск целей и пуски ракет производились с высот до 10 км, но и такая высота обеспечила обнаружение ордера с дистанции в 400 км. Пуски производились по середине ордера. Но для безопасности кораблей в систему управления Х-20М были внесены поправки, обеспечивающие плавный перелет 15 км по отношению к цели. Пуски производились на дистанции около 350 км.
Из трех пусков два оказались неудачными, а один -частично удачным. В первом пуске ракета была подорвана с перелетом около 4 км и отклонением влево на 8,5 км относительно условленной точки, в которую она должна была попасть. Во втором пуске ракета из-за отказа аппаратуры «ЯР» прошла над ордером и пролетела еще 300 км до того, как была подорвана по радиокоманде. В третьем пуске также отказала аппаратура «ЯР», и он закончился неудачно. Эти испытания показали, что вероятность потопления авианосца ракетой Х-20М даже с термоядерным зарядом (до 3 мегатонн) невелика. Но даже при такой «меткости» стрельбы обеспечено потопление двух-трех кораблей ордера. Что же касается авианосца, то при самом метком пуске ракеты его можно было надолго вывести из строя.
Тактико-технические характеристики
Постановлением Совмина СССР № 1000-415 от 9 сентября 1960 г. комплекс К-20 был принят на вооружение. Производство Ту-95К продолжалось до 1962 г. Первыми самолетами Ту-95К вооружили 1006-й и 1226-й тяжелые бомбардировочные авиаполки. С января по октябрь 1962 г. было выполнено 19 пусков ракет Х-20, из них 15 успешных. Любопытный случай произошел с ракетой Х-20 в самом конце ее эксплуатации. В 1983 г. на полигоне у мыса Шевченко в Каспийском море один из ракетоносцев производил тактический пуск Х-20, то есть выполнял весь цикл необходимых действий (ракета выходил из люка, ее двигатель запускается, работала аппаратура наведения), кроме самого пуска. Одной из последних операций было включение фотоприставки, которая должна была зафиксировать момент отделения ракеты. Когда она штатно не включилась, бортинженер посоветовал штурману «перебросить» один из тумблеров на ее панели, по-современному - «перезагрузить».
Как выяснилось позже, возникшее таким образом сочетание положений переключателей (никогда ранее не случавшееся) привело в действие цепь сброса. Самолет тряхнуло. Стрелок из своей кабины доложил: «Ракета пошла». Однако летчики осознали это слишком поздно, чтобы отвернуть и освободить ракете дорогу. В результате 11-тонная махина Х-20 ударила по самолету сзади-снизу. Удар пришелся по фюзеляжу, но самолет его выдержал. Экипаж успешно посадил поврежденную машину, а ракета рухнула в море, где ее в течение полутора месяцев искали корабли Каспийской флотилии, но так и не нашли.
В 1958-1961 гг. на заводе № 18 было выпущено 48 ракетоносцев Ту-95К, из которых 28 позже переоборудовали в вариант Ту-95КД. (Ту-95КД - самолет-носитель ракет Х-20М, оснащенный устройством дозаправки в воздухе). Увеличение дальности действия американских перехватчиков ПВО и введение в строй ЗРК «Бомарк» с дальностью 420 км, а затем и «Супер Бомарк» с дальностью 710 км резко уменьшило вероятность подхода к цели ракетоносца Ту-95. Одновременно в СССР начали поступать на вооружение межконтинентальные баллистические ракеты Р-7А, Р-9, Р-16 и другие. И хотя стоимость Ту-95К с ракетой Х-20М составляла 40% стоимости самой дорогой Р-7А, приоритетом военного строительства стали баллистические ракеты.
В связи с этим в 1958 г. руководство ВВС и ГКАТ решило перенацелить Х-20М и выяснить возможность использования против авианосных соединений. С 15 августа по 10 октября 1960 г. были проведены экспериментальные пуски ракет Х-20М по ордеру кораблей (цель - авианосец имитировали два крейсера проекта 68-бис). Поиск целей и пуски ракет производились с высот до 10 км, но и такая высота обеспечила обнаружение ордера с дистанции в 400 км. Пуски производились по середине ордера. Но для безопасности кораблей в систему управления Х-20М были внесены поправки, обеспечивающие плавный перелет 15 км по отношению к цели. Пуски производились на дистанции около 350 км.
Из трех пусков два оказались неудачными, а один -частично удачным. В первом пуске ракета была подорвана с перелетом около 4 км и отклонением влево на 8,5 км относительно условленной точки, в которую она должна была попасть. Во втором пуске ракета из-за отказа аппаратуры «ЯР» прошла над ордером и пролетела еще 300 км до того, как была подорвана по радиокоманде. В третьем пуске также отказала аппаратура «ЯР», и он закончился неудачно. Эти испытания показали, что вероятность потопления авианосца ракетой Х-20М даже с термоядерным зарядом (до 3 мегатонн) невелика. Но даже при такой «меткости» стрельбы обеспечено потопление двух-трех кораблей ордера. Что же касается авианосца, то при самом метком пуске ракеты его можно было надолго вывести из строя.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м 9,03
Площадь крыла, м2 25,14
Длина, м 15,415
Длина без ПВД, м 14,6
Диаметр фюзеляжа, м 1,895
Высота, м 3,015
Масса стартовая, кг 11600-11800
Масса пустой, кг 5878
Дальность пуска, км 600
Высота пуска, км 9-12
Максимальная скорость полета М=2
Автор статьи: Александр Широкорад
Первоисточник: журнал «Оружие» 2017 г. №09