Военные люди » Вооружение » Разное » Опытный минный инженерный тральщик МИТ (СССР)

Опытный минный инженерный тральщик МИТ (СССР)


 
 

Опытный минный инженерный тральщик МИТ (СССР)


Минный инженерный тральщик МИТ был разработан на базе тяжелого тапка Т-10 (Т-10М) конструкторским бюро СКБ-200 завода им. С. Орджоникидзе (завод №78) в Челябинске на основании Постановления СМ СССР от 4 декабря 1956 г. и от 30 мая 1960 г. Он предназначался для проделывания сплошных проходов в противотанковых минных полях в ходе боевых действий войск. Опытные образцы тральщика («Объект 211», «Объект 213» и «Объект 220») были изготовлены в 1958-1961 гг. Тральщик «Объект 211» прошел заводско-полигонные испытания в 1959-1960 гг. а тральщики «Объект 213» и «Объект 220» - в 1962 г. В 1963 г. в связи с намеченным прекращением производства тяжелых танков Т-10М, дальнейшие работы по изготовлению трех опытных образцов МИТ для полигонно-войсковых испытаний были прекращены, а техническая документация была заложена на хранение. 

Тральщик представлял собой танк Т-10 (Т-10М) без башни и вооружения, вместо которых было установлено специальное оборудование. Так же изменилась схема общей компоновки машины, а численность экипажа была сокращена с четырех до трех человек. В средней части корпуса вместо боевого отделения находилось отделение дополнительной трансмиссии с полностью измененной броневой крышей над ним. В передней части крыши корпуса симметрично продольной оси машины слева располагалась вращающаяся командирская башенка, справа - невращающаяся башенка оператора. Расположение механика-водителя было таким же, как в базовой машине. В центре отделения дополнительной трансмиссии устанавливалась реверсивная лебедка с тяговым усилием на тросе 1640 кгс. Трос выводился на крышу машины и затем к блокам полиспаста, обеспечивавшего десятикратное увеличение тягового усилия. Лебедка вместе с гидравлической системой предназначалась для перевода оборудования для траления в рабочее или транспортное положения. По обеим сторонам лебедки, а также гидронасоса, располагались по два электродвигателя МПБ-54 мощностью по 2 кВт. Гидроцилиндры системы размещались в нишах бортов корпуса. Опытные образцы минного инженерного тральщика, в основном, отличались оборудованием для траления минно-взрывных заграждений.

На тральщике «Объект 211» оборудование для траления состояло из двух ножевых секций сплошного траления. Подобный тип трала относился к тралам выкапывающего действия пассивного типа. Рабочими элементами трала являлись жесткие, прорезающие грунт ножи. Ножи при тралении заглублялись в грунт, извлекали на его поверхность мины и отводили их в стороны за пределы протраливаемой полосы. Расстояние между ножами составляло 230 мм. Трал обеспечивал траление практически всех мин независимо от их типов и реагирующих приводов. Общая масса трального оборудования не превышала 5400 кг. Во время испытаний была выявлена низкая взрывоустойчивость ножевых секций трала, потребность в большой силе тяги и большая зависимость от грунтовых и климатических условий. В рабочем положении трала сложно было осуществлять быстрые повороты тральщика, что в условиях боя снижало его маневренность. Особенно низкую эффективность выкапывающий трал показал при тралении на сыпучем, размокшем, мерзлом грунте, на бетонированной и каменистой поверхности, в мелколесье, в грунтах переменной плотности, с сильно развитым дерновым покровом. 

На тральщике «Объект 213» основным рабочим органом являлись, расположенные в два ряда, тяжелые стальные катки, которые двигались впереди машины. Установленный на тральщик трал по принципу воздействия на мины относился к нажимному типу. Разрушение корпуса мины или приведение к взрыву мины происходило за счет создания тяжелыми стальными катками локального давления на грунт или поверхность мины с нажимными приводами. Катки изготавливались из обычного стального литья (сталь 25Л) и имели индивидуальную подвеску оси к тяговой раме. Шарнирное соединение подвески катка с тяговой рамой обеспечивало хорошее копирование неровностей местности каждым из 14 катков. При этом давление на мину не превышало массы катка. Общая масса трального оборудования достигала 11 000 кг. Главными достоинствами каткового трала являлись сравнительно высокая надежность траления мин с нажимными приводами, простота конструкции, высокие скорости траления (до 15 км/ч), значительная взрывоустойчивость (до 14 взрывов мин массой до 7 кг). 

Однако проведенные испытания выявили и ряд серьезных недостатков, связанных, прежде всего, с принципом действия трала. Это большая масса катка (до 500 кг), выбиравшаяся из условия обеспечения необходимого давления на грунт и взрывоустойчивости, а в силу этого низкая проходимость и маневренность тральщика с катковым тралом, особенно на сыпучих и размокших грунтах, повышенный износ трансмиссии, значительный расход топлива по сравнению с базовой машиной. С целью максимального использования достоинств, присущих способам траления выявленных при испытаниях опытных образцов минных инженерных тральщиков «Объект 211» и «Объект 213», на опытном тральщике «Объект 220» оборудование для траления состояло из двух ножевых колейных секций и однорядной катковой секции. Масса опытных образцов тральщиков в зависимости от установленного оборудования для траления находилась в пределах от 43,6 до 50,3 т. Перевод ножевых или однорядной катковой секций из рабочего в походное положение производился за 3 с. 

Затраты времени на подготовку и монтаж каткового трала составляли 4,5 ч, колейного ножевого трала - 3 ч. Время демонтажа оборудования для траления соответственно составляло 1 ч. 10 мин. и 35 мин. В зависимости от установленного оборудования обеспечивалась ширина полосы траления 3840 мм (ножевые секции), 3815 мм (катковые секции) или две колеи шириной по 1445 мм. Максимальный угол подъема машины составлял 15°. Скорость траления с катковым тралом - до 15 км/ч. с ножевым тралом - 10-12 км/ч. Скорость тральщика с оборудованием, находившимся в походном положении, составляла до 30 км/ч. Тральщик был разработан с учетом возможности преодоления водной преграды по дну. Он оснащался системами ПАЗ и ППО, а также радиостанцией Р-113, которые применялись на базовой машине. 

Автор статьи: Солянкин А.Г. 
Первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 19-10-2017, 16:30>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...