Военные люди » Вооружение » Бронетехника » Средний танк Т-55 (СССР)

Средний танк Т-55 (СССР)


Средний танк Т-55 (СССР)

Танк Т-55 являлся модернизированным вариантом танка Т-54Б. Он был разработан в инициативном порядке коллективом завода № 183 в СКБ-183 (главный конструктор завода Л.Н. Карцев). При проектировании и изготовлении опытных образцов имел обозначение «Объект 137Г2М». Государственные испытания двух танков были проведены в квартале 1957 г. и 1 квартале 1958 г. Танку был присвоен индекс «Объект 155» и после устранения недостатков и усовершенствования конструкции под маркой Т-55 он был принят на вооружение Советской Армии приказом министра обороны СССР от 24 мая 1958 г. Танк серийно производился на заводе №183 в Нижнем Тагиле (1958-1962 гг.), на заводе №174 в Омске (1959-1974 гг.) и на заводе №75 в Харькове (1959-1963 гг.). Всего до 1966 г. было выпущено 8623 танка Т-55. 

Танк Т-55 обладал высокой надежностью и относительной простотой в обслуживании и при ремонте. Без увеличения боевой массы в таком же, как у танка Т-54Б, забронированном объеме конструкторам удалось дополнительно разместить девять артиллерийских выстрелов и на 150 литров увеличить емкость забронированных топливных баков, а также установить более мощный дизель. Это стало возможным благодаря применению баков-стеллажей, совмещавших топливный бак со снарядной боеукладкой. Кроме того, на танке был исключен крупнокалиберный зенитный пулемет и несколько облегчены второстепенные броневые детали. Танк Т-55 был первым в мире серийным танком с автоматической системой противоатомной защиты (ПАЗ). Эта система защищала экипаж от поражения ударной волной с избыточным давлением 294 кПа (3 кгс/см) и от заражения радиоактивной пылью. На коробке передач был установлен двухцилиндровый воздушный авиационный компрессор, постоянно подзаряжавший при работающем дизеле два пятилитровых воздушных баллона. Потенциальная энергия сжатого воздуха использовалась для пуска дизеля, для облегчения выключения главного фрикциона, для обдува наружных стекол смотровых приборов и др.

Компоновка танка была аналогична компоновке танка Т-54Б. Танк имел три отделения: управления, боевое и муторно-трансмиссионное. Рабочее место механика-водителя размещалось в отделении управления у левого борта корпуса. Люк механика-водителя находился в передней части подбашенного листа. В днище корпуса имелся люк запасного выхода. Перед полумягким сиденьем механика-водителя на днище корпуса были установлены рычаги и педали управления агрегатами силовой установки и трансмиссии. На рабочем месте механика-водителя были установлены два перископических прибора наблюдения. На танках выпуска после 1963 г. была введена гидропневмоочистка наружных стекол приборов наблюдения. Для вождения танка ночью вместо левого смотрового прибора устанавливался прибор ночного видения ТВН-2. С 1960 г. для улучшения условий работы механика-водителя было введено регулируемое по высоте сиденье. 

В носовой части корпуса танка справа располагался передний топливный бак. Сзади переднего топливного бака были установлены два бака-стеллажа. Между сиденьем механика-водителя и левым баком-стеллажом располагался стеллаж с четырьмя аккумуляторными батареями. В боевом отделении располагается комплекс вооружения танка, а также находились рабочие места командира танка, наводчика (слева от пушки) и заряжающего (справа от пушки). Над сиденьем командира танка на крыше башни располагалась командирская башенка с входным люком. В командирской башенке имелся дневной прибор наблюдения командира ТПКУБ (с 1959 г. - ТПКУ-2Б) и четыре призменных прибора наблюдения. При ведении боевых действий ночью вместо прибора ТПКУБ устанавливался прибор ночного видения командира ТКН-1. Входной люк заряжающего находился в крыше башни над его сиденьем. Перед люком заряжающего в крыше башни был установлен смотровой прибор МК-4. Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части корпуса танка и было отделено от боевого отделения перегородкой. В нем располагались узлы и агрегаты силовой установки и трансмиссии! танка. 

Основу комплекса вооружения танка составляла 100-мм стабилизированная в двух плоскостях танковая пушка Д10-Т2С. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ. Второй 7,б2-мм пулемет - курсовой, был установлен в отделении управления справа от сиденья механика-водителя. С 1962 г. вместо пулеметов СГМТ устанавливались 7,62-мм пулеметы ПКТ. Внутри ганка была предусмотрена укладка для автомата Калашникова АК-47, сигнального пистолета и десяти ручных гранат. Наводка пушки и спаренного пулемета на цель осуществлялась с помощью телескопического шарнирного прицела ТШ2Б-22 (ТШ2Б-32П) или ночного прицела ТПН1-22-11 с осветителем Л-2 (с 1963 г. устанавливался осветитель Л-2Г. Г - герметичный). При стрельбе с закрытых огневых позиций использовались боковой уровень и азимутальный указатель. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м составляла бронебойным снарядом - 1080 м, осколочно-фугасным - 1100 м.

Наибольшая прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела равнялась 6900 м, с помощью бокового уровня - до 14 600 м. Наводка пушки в цель осуществлялась с помощью пульта управления стабилизатора СТП-2 или рукояток маховиков подъемного механизма пушки и механизма поворота башни. Углы наводки спаренной установки по вертикали при выключенном стабилизаторе составляли от -4-5 до +17-19°, при включенном стабилизаторе эти углы соответственно уменьшались на 45' и 3°45'. Непоражаемое пространство перед танком при стрельбе из пушки составляло 20 м. Скорость горизонтальной наводки пушки при работающем стабилизаторе составляла от 0,07 до 15 град./с, при целеуказании от командира танка - 15 град./с. Штыревой стопор обеспечивал фиксацию башни относительно корпуса танка только в двух положениях - пушкой вперед и пушкой назад. 

Боекомплект к пушке состоял из 43 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Бронепробиваемость бронебойного снаряда по нормали на дальности 1000 м составляла 185 мм. В 1961 г. в боекомплект к пушке был введен кумулятивный снаряд БК5, а в 1966 г. - бронебойно-подкалиберный снаряд БМ8. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда по вертикально расположенной броневой плите равнялась 390 мм, а бpoнeбойно-подкалиберного снаряда на дальности 2000 м - 275 мм. Боекомплект к пулеметам составлял 3500 патронов, к автомату - 120 патронов. С 1970 г. на танке в соответствии с приказом министра обороны СССР была введена зенитная установка с пулеметом ДШКМ и боекомплектом 300 патронов к нему. 

Броневая защита танка - противоснарядная. Корпус танка был сварен из броневых катаных листов толщиной 15, 20, 30, 45, 80 и 100 мм. Башня танка - литая с переменной толщиной брони от 48 до 200 мм. Защита экипажа и внутреннего оборудования танка от ударной волны ядерного взрыва обеспечивалась броневой конструкцией корпуса и башни и оборудованием системы ПАЗ, разработанной КБ завода 75. В качестве активных средств маскировки на танке применялась система ТДА, разработанная КБ завода 75.

Первоначально в системе ППО двухкратного действия использовались баллоны с углекислотой. Масса пожаротушащего состава в каждом из двух баллонов ППО составляла 1,45-1,60 кг. С 1 апреля 1959 г. танки стали оснащаться унифицированной аппаратурой противопожарного оборудования (УА ППО) «Роса», содержавшего в трех баллонах пожаротушащий состав «3,5». При пожаре пары состава «3,5» заполняли все свободное пространство того отделения, где возник пожар. Они вытесняли находящийся в отделении воздух, вступали в химическую реакцию с продуктами горения. Система ППО могла работать в автоматическом и полуавтоматическом режимах. В автоматическом режиме система осуществляла сигнализацию о пожаре, производила остановку двигателя танка, электродвигателей вентилятора и нагнетателя на время тушения пожара с последующим автоматическим пуском их после его прекращения для удаления продуктов горения и паров состава «3,5», вводила в действие баллон, задерживала на 4-6 с подачу пожаротушащего состава в моторно-трансмиссионное отделение (на время, необходимое для остановки двигателя и вентилятора системы охлаждения). 

При работе в полуавтоматическом режиме система ППО обеспечивала сигнализацию о пожаре в обитаемых отделениях или в моторно-трансмиссионном отделении. Дальнейшая работа системы происходила после нажатия механиком-водителем соответствующей кнопки на панели автомата системы или после нажатия наводчиком или командиром кнопки, располагавшейся в боевом отделении на левом борту корпуса, при пожаре в обитаемых отделениях. Тушение незначительных очагов пожаров в танке осуществлялось с помощью ручного огнетушителя ОУ-2. В силовой установке танка применялся дизель В-55 мощностью 426 кВт (580 л.с.) с обогреваемым картером, гидромуфтой в приводе генератора и двухпозиционной муфтой привода топливного насоса высокого давления. В топливной системе двигателя была предусмотрена последовательная выработка топлива из всех топливных баков без переключения топливораспределительного крана. Емкость внутренних топливных баков составляла 680 л, наружных - 280 л. Запас хода танка при движении по шоссе составлял 485-500 км. При установке на танк двух 200-литровых бочек запас хода по шоссе достигал 650-715 км. 

В системе воздухоочистки был применен двухступенчатый воздухоочиститель BTИ-4 с эжекционным удалением пыли из пылесборника. С апреля 1959 г. в системе смазки двигателя стал устанавливаться центробежный маслоочиститель роторного типа МЦ-1. В системе охлаждения и подогрева летом применялась вода с трехкомпонентной присадкой, зимой - низкозамерзающая охлаждающая жидкость марки 40 или 65. Для обеспечения пуска двигателя при низких температурах использовался танковый форсуночный подогреватель. Пуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом (основной способ) или электростартером СТ-16М (дублирующий способ). Зарядка двух воздушных 5-литровых баллонов производилась при работающем двигателе от поршневого компрессора АК-150В (АК-150С). Рабочее давление, создаваемое компрессором, составляло 14,7 МПа (150 кгс/см), производительность - 2,4 мч. 

В состав механической трансмиссии танка входили: входной редуктор трансмиссии, многодисковый сухого трения (сталь по стали) главный фрикцион, пятиступенчатая двухвальная коробка передач, с двумя синхронизаторами, два двухступенчатых 
планетарных механизма поворота, а также комбинированные двухрядные бортовые редукторы с одним планетарным рядом. С января 1961 г. стал устанавливаться комбинированный привод управления главным фрикционом. Он состоял из механического привода непосредственного действия с сервопружиной и пневмогидравлического сервопривода. Установка пневмогидропривода позволила в 2-2,5 раза снизить усилие на педали при выключении главного фрикциона но сравнению с механическим приводом. Кроме того, было обеспечено более быстрое выключение и плавное включение главного фрикциона независимо от квалификации механика-водителя. С сентября 1963 г. число стальных ведущих и ведомых дисков трения главного фрикциона было увеличено с 17 до 19. 

В коробке передач с постоянным зацеплением зубьев шестерен были применены конусные инерционные синхронизаторы на всех передачах, кроме первой передачи и передачи заднего хода. С 1 февраля 1965 г. на танке стали устанавливаться усиленная коробка передач и ПМП с 17 стальными дисками трения вместо 13. Ходовая часть танка состояла из гусеничного движителя и системы подрессоривания. В состав гусеничного движителя входили две гусеницы с ОМШ, два ведущих колеса со съемными зубчатыми венцами, десять двухдисковых опорных катков с наружной амортизацией, два направляющих колеса с червячными механизмами натяжения гусениц. С ноября 1961 г. танки стали выпускаться с ведущими колесами, центрировавшимися на валах бортовых редукторов с помощью разрезных конусов. С 31 декабря 1965 г. в механизме натяжения гусеницы стала применяться червячная передача с глобоидальным зацеплением. Благодаря этому было сокращено время натяжения гусеницы. Приказом министра обороны СССР в 1965 г. были введены гусеницы с РМШ, состоявшие из 91 трака каждая. В связи с этим была изменена конструкция съемных зубчатых венцов ведущих колес. Было увеличено с 13 до 14 число зубьев.

Для преодоления по дну водных преград шириной до 700 м и глубиной до 5 м танк оснащался комплектом оборудования для подводного вождения ОПВТ-54Б, разработанного КБ завода 75. Электрооборудование машины было выполнено но однопроводной схеме. Постоянное напряжение бортовой сети составляло 24 В. Источниками электрической энергии являлись четыре аккумуляторных батареи и генератор Г-5 мощностью 5 кВт. С 1964 г. на танке стали устанавливаться фары ФГ-125 (с инфракрасным фильтром) и ФГ-127 (со светомаскировочным устройством) вместо фар ФГ-102 и ФГ-100. При работе с прибором ТВН-2 вместо оптического элемента фары ФГ-127 со светомаскировочным устройством устанавливался оптический элемент фары ФГ-125 с инфракрасным фильтром. Внешняя радиосвязь обеспечивалась ультракоротковолновой радиостанцией Р-113, а внутренняя связь - ТПУ Р-120. С января 1966 г. танк стал оснащаться ультракоротковолновой радиостанцией Р-123 и ТПУ Р-124. 

На базе танка Т-55 были созданы и серийно выпускались командирский танк Т-55К, огнеметный танк ТО-55. С использованием узлов и агрегатов танка Т-55 были созданы танки Т-62 и Т-62А, мостоукладчик МТУ-20. Часть танков была приспособлена для установки каткового минного трала ПТ-55, колейно-ножевых тралов КМТ-4 или КМТ-5, а также бульдозерного оборудования БТУ-55, плавсредств ПСТ-63. Танк экспортировался в 39 стран мира. 

Технические характеристики танка Т-55 

Длина корпуса, мм 6200 
Длина с пушкой вперёд, мм 9000 
Ширина корпуса, мм 3270 
Высота, мм 2350 
Бронирование - стальная катаная и литая 
Вооружение - пушка 100-мм Д-10Т2С 
Боекомплект пушки 43 
Дальность стрельбы, км 0,02—14,6 
Прицелы - ТШ2Б-32П, ТПН-1-22-11 
Пулемёты 1 х 12,7-мм ДШКМ, 2 х 7,62-мм СГМТ 
Тип двигателя - В-55 
Мощность двигателя, л. с. 580 
Скорость по шоссе, км/ч 50 
Скорость по пересечённой местности, км/ч 22—27 
Запас хода по шоссе, км 485—500 
Запас хода по пересечённой местности, км 290—320 
Удельная мощность, л. с./т 16,1 
Тип подвески - индивидуальная торсионная 
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,81 
Преодолеваемый подъём, град. 32 
Преодолеваемая стенка, м 0,8 
Преодолеваемый ров, м 2,7 
Преодолеваемый брод, м 1,4 (5 с ОПВТ)

  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 13-10-2016, 10:00>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...