Военные люди » Военный архив » Статьи » Почему оружие перед выстрелом уходит из центра цели

Почему оружие перед выстрелом уходит из центра цели


 

Почему оружие перед выстрелом уходит из центра цели

Нет стрелка, который бы не сталкивался с тем, что оружие уходит из точки прицеливания в последнюю долю секунды до выстрела и, как правило, перед таким выстрелом палец не хочет давить на спуск. Об этом можно услышать как от новичков, так и от опытных стрелков.

Анализ тренировочных занятий подтверждает серьезность этой проблемы. Абсолютно у всех стрелков на каждой тренировке регистрируется некоторое количество неудачных выстрелов, которые похожи друг на друга. Сходство данных выстрелов в том, что они выполняются по одному сценарию и характеризуются тем, что стрелок достаточно уверенно удерживает оружие в центре мишени одну, две или более секунд, но перед нажимом на спуск оружие уходит в сторону из зоны прицеливания. И происходит это практически всегда за время, равное 0,2–0,3 секунды.

Данная проблема хорошо диагностируется при анализе графика «Координация».

На данном графике по оси «Х» отмечено время 1 секунда до момента выстрела; по оси «У» расстояние от центра мишени, а синяя линия графика показывает усредненное отклонение точек прицеливания всех выстрелов от центра мишени. На кривой видно, что в период времени от 1 секунды до 0,3 секунды средняя точка прицеливания приближалась к центру, но за время, равное 0,3 секунды кривая начала удаляться от центра вплоть до момента выстрела. Такое изменение траектории объясняется тем, что во время тренировки количество выстрелов, как на рисунке, превышало количество выстрелов, перед которыми траектория прицеливания была направлена в центр мишени.

При опросе стрелков данная проблема озвучивается следующим образом:

Палец не давит на спуск.
Спуск очень тяжелый (плохой), и его нужно сделать легче или отрегулировать.
Устойчивость хорошая, но в последний момент винтовка (пистолет) уходит из центра.
Про это все написано огромное количество статей и книг по технике стрельбы и, к сожалению, большая часть авторов видят здесь основную проблему в пальце (спуске). Но простая логика подсказывает, что палец в этом случае не всегда виноват. Во время выстрела оружие удерживается различными группами мышц всего тела, начиная от голеностопа и заканчивая мышцами кистей рук. Поэтому влияние мышц указательного пальца в этом случае будет минимальным. И чтобы сдвинуть винтовку весом 5–6 килограмм, требуется движение (изменение тонуса) мышц правого плеча или левой руки (у стрелков-правшей). При стрельбе же из пистолета при нажиме на спуск могут включаться различные мышцы кисти, либо рука с пистолетом просто опускается вниз под действием силы тяжести из-за расслабления мышц.

Так или иначе, при стрельбе и из винтовки, и из пистолета можно говорить, что оружие уходит из центра именно из-за того, что мы перестаем контролировать мышцы, удерживающие оружие. А происходит это как раз в момент нажима пальцем на спуск. Вот отсюда и такое стойкое мнение, что во всем виноват палец.

Чтобы понять процессы, приводящие к потере мышечного контроля во время выстрела, имеет смысл рассмотреть это со стороны физиологии и психологии.

Мозг устроен так, что человек способен успешно контролировать одно действие, два уже с трудом, а вот концентрироваться на трех действиях одновременно уже практически невозможно. Поэтому мы вынуждены переключать внимание с одного элемента на другой.

В стрельбе как раз складывается ситуация, когда приходится одновременно контролировать именно три элемента. Это — прицеливание, удержание оружия и спуск.
При анализе неудачного выстрела видно, что стрелок уверенно удерживает точку прицеливания в центре мишени в течение одной или двух секунд. Это говорит о том, что внимание сконцентрировано на прицеливании и удержании оружия. В этот период идет процесс уточнения прицеливания. Происходит классическая схема прямой и обратной связи. Глаза видят, что оружие уходит в сторону, и мозг дает команду мышцам, которые выводят оружие в центр. В конце концов наступает благоприятный момент для выстрела, но есть маленькая проблема — объема внимания не хватает. Все внимание, на 100%, занято процессом прицеливания и удержания. В этот момент стрелок осознает, что палец не хочет и не может давить на спуск. Но выстрел все-таки делать надо, и волевым усилием внимание переключается на палец. Для этого требуется переключить часть внимания с двух элементов — удержания и прицеливания на спуск. Происходит это почти всегда по одной схеме. Во время нажима на спусковой крючок визуальный контроль сохраняется на неизменном уровне, а вот мышцы, удерживающие оружие, остаются без присмотра. В этот момент на оружие начинают действовать другие силы. В первую очередь влияет сила тяжести, особенно при стрельбе из пистолета и при стрельбе, когда приходится держать оружие на весу. А в других позах стрельбы, когда оружие удерживается с помощью ремня или поддерживается левой рукой (у правшей), кроме силы тяжести добавляется сила, которая уводит оружие из центра из-за неточной ориентации изготовки относительно мишени. В итоге эти две силы и уводят оружие из центра мишени.

Причина именно такой схемы переключения внимания в том, что для мозга зрение является гораздо более важным элементом контроля, нежели мышечный контроль. Благодаря зрению мы получаем основной объем информации об окружающем мире, и мозг соответственно организует свою работу так, чтобы большая часть внимания направлялась на зрительный анализатор. Поэтому, когда возникает выбор, на каком из элементов останется контроль при нажиме на спуск, то из двух элементов — прицеливание и удержание, наш мозг естественно выбирает прицеливание. В результате при нажиме на спуск стрелок перестает контролировать мышцы, удерживающие оружие.
Для того чтобы наиболее правильно оценить и определить приоритеты в концентрации внимания на заключительной фазе выстрела, ознакомимся с некоторыми исследованиями.

Рассмотрим известный тест по измерению времени реакции. Заключается он в том, что во время тестирования загорается лампочка – и стрелку необходимо максимально быстро нажать кнопку. Время от момента загорания лампочки до нажима на кнопку и есть время реакции человека. Но немногие знают, что данный тест иногда выполняется по другой схеме. Сначала испытуемый концентрирует внимание на лампочке и при ее загорании нажимает на кнопку, а при следующем измерении внимание испытуемого концентрируется на пальце, нажимающем на кнопку.

Так вот в первом случае, если внимание сконцентрировано на лампе — время реакции составляет около 0,3 секунды, а если концентрация на пальце, то реакция 0,2 секунды.

Похожий тест, но более приближенный к стрелковому спорту, проводился в сборной команде СССР в 1985 году. На экране компьютера отображался круг с мелкими делениями, как на циферблате часов, и по этому кругу бегал световой зайчик.

Задача испытуемого была остановить зайчик на делении 12 часов нажимом кнопки. Скорость зайчика была достаточно высокая, и остановить его ровно на 12 часов было чрезвычайно трудно. В первой части теста спортсмен должен был все внимание направить на экран компьютера и сконцентрироваться на точности прицеливания. Во второй части теста доминирующее внимание должно было быть направлено на нажатие кнопки. При этом глаза смотрели в сторону экрана без четкой фокусировки на точке остановки, периферическое зрение было максимально активизировано.
Проводилось по 100 измерений (выстрелов). И точно так же, как и в опыте с лампой, наиболее успешной была вторая часть теста. При концентрации внимания на пальце количество попаданий увеличилось примерно в 3 раза. Если спортсмен концентрировал внимание на экране монитора (прицеливании), то количество попаданий было около 10, а вот если внимание было на пальце, то количество попаданий увеличивалось до 30–35.

По результатам теста можно уверенно утверждать, что глаза способны достаточно хорошо оценивать точность прицеливания даже в пассивном режиме. Но благодаря правильному распределению внимания реакция стрелка значительно улучшается, что и приводит к улучшению результатов теста.

Хотелось бы отметить, что подобный механизм распределения внимания используется в других видах деятельности человека, особенно там, где требуется быстрая реакция. Это все виды единоборств, игровые виды спорта и гонки.

В 2009 году группа ученых-биологов из МГУ (Напалков Д.А, Ратманова П. О., Коликов М. Б.) провела исследования распределения внимания стрелков различного уровня от новичков до олимпийских чемпионов. При анализе результатов исследования альфа-активности мозга было зафиксировано, что у новичков и спортсменов-профессионалов результаты радикально отличаются. Если у новичков во время прицеливания активность альфа-ритмов была на таком же уровне, как и при измерениях с открытыми глазами без прицеливания, то у стрелков-профессионалов во время прицеливания уровень альфа-ритмов был почти такой, как во время измерения с закрытыми глазами. На приведенном ниже рисунке, альфа-активность отображена красным и оранжевым цветом.
Данные результаты исследований говорят о том, что активность зрительного анализатора у профессионалов во время стрельбы находится на низком уровне. У новичков же, напротив, процесс прицеливания доминирует.

Вышеописанные исследования и тесты подтверждают, что во время стрельбы наиболее рационально основное внимание направлять на мышцы, удерживающие оружие, и на нажим пальцем на спусковой крючок, а прицеливание должно быть в пассивном режиме.

Проблема заключается в том, что мозг на такое распределение внимания не согласен. Для мозга зрение всегда было и будет в приоритете, и если не предпринимать никаких специальных действий, то мозг будет стараться большую часть внимания переключать на прицеливание. Как ни парадоксально, но получается, что особо точное прицеливание и тщательное уточнение приводят к обратному результату и являются главным врагом точной стрельбы.

Поэтому для достижения высоких результатов и решения данной проблемы сильнейшие спортсмены придумали и используют два следующих способа:

образные представления,
динамическое прицеливание.
На практике нередко применяют оба этих способа одновременно.

Образные представления

Для удержания внимания на мышцах, удерживающих оружие, стрелок перед выстрелом и непосредственно в момент выстрела представляет, что его тело превратилось во что-то или в кого-то. Некоторые начинающие спортсмены, например, стараются представить себя стрелком высокого класса, которого они знают и который является для них некоторым эталоном и примером для подражания. Они внушают себе, что именно этот чемпион сейчас на их месте выступает на соревнованиях.

У стрелков высокого класса образные представления несколько другие. Чемпионы стараются представить, что их тело превратилось в какие-либо неодушевленные предметы. Вот несколько примеров.

Олимпийская чемпионка Марина Логвиненко во время стрельбы представляла, что на ней надет широкий пояс, который фиксирует ее поясницу. Далее она представляла, что закрепление опускается вниз до голеностопов после этого поднимается вверх до кисти. И в момент нажима на спуск, она чувствует, что этот пояс продолжает удерживать все тело.

Олимпийский чемпион Рагнар Сканакер рассказал, что перед выстрелом он чувствует, что на его тело давит огромное атмосферное давление или гравитация. И это атмосферное давление фиксирует его руку и все тело.

Олимпийский чемпион Франк Думоля, как истинный француз, представлял себя Эйфелевой башней.

Рекордсменка Олимпийских игр Наталья Падерина представляет, что внутри ее тела находится металлический стержень и этот стержень фиксирует и удерживает тело в момент выстрела.

Олимпийский чемпион Абинав Биндра представляет, что его левая рука, удерживающая винтовку, становится деревянной.

Рекордсменка мира Галина Корзун представляла, что ее тело заполнено водой и перед выстрелом она эту воду замораживала. При скоростной стрельбе по силуэту стреляла с другой моделью — правая рука превращалась в деревянную руку, как у Буратино, с шарниром в плечевом суставе.

В стендовой стрельбе также можно найти подобные примеры. Олимпийский чемпион Алексей Алипов во время стрельбы представляет, что он ступнями как бы зацепился за землю, стал одно целое с землей.

Можно еще приводить множество различных похожих примеров. Но нужно отметить то, что подобные представления есть у подавляющего большинства сильнейших стрелков, и очень редко у новичков.

Ценность использования образных представлений заключается в том, что, представляя корсет, шестерни или деревянную руку, гораздо легче удерживать активное внимание на мышцах, и повторяемость этих ощущений сохраняется в течение длительного времени.

Образ всегда работает в паре с нажатием на спуск как одно целое, что значительно упрощает процесс концентрации внимания. А концентрация внимания во время соревнований на простых вещах наиболее надежно работает. Сложные схемы могут неплохо работать во время тренировочных занятий, но часто дают сбой в соревновательных условиях.

При освоении данного способа концентрации необходимо учитывать, что ощущения очень индивидуальны. Если один достаточно хорошо может представать замораживание воды, то другому гораздо легче представить себя металлической конструкцией или скалой. Каждый должен подобрать свое, индивидуальное представление. Второе то, что такой способ стрельбы быстро забывается. Если первые тренировки с использованием образов проходят просто великолепно, то постепенно это начинает проходить в полуавтоматическом или автоматическом режиме, без активного включения мозга в процесс концентрации. Далее стрелок забывает, что он использовал какие-то образы, и продолжает тренироваться и выступать на соревнованиях, не утруждая себя этим. Результаты опускаются опять до того уровня, который был до использования образных представлений. Причина простая — мозг не очень любит нагружать себя лишней работой, поэтому при любой возможности пытается облегчить себе жизнь, отказываясь от «ненужной» концентрации внимания.

Второй распространенный способ удержания внимания на мышечных ощущениях — это динамическое прицеливание.

Динамическое прицеливание
Суть этой техники, в том, что спортсмен вводит оружие в центр мишени и практически сразу стреляет (максимум через 1–3 секунды). На рисунках представлена техника прицеливания олимпийского чемпиона из пневматической винтовки Obinav Bindra и траектория прицеливания рекордсменки мира из пневматического пистолета Светланы Смирновой. Как видно из рисунков, техника практически одинаковая.

При анализе траекторий прицеливания сильнейших стрелков мира такая техника встречается в 70% случаев. Данная схема прицеливания может иметь несколько вариантов.

Оружие опускается сверху вниз до центра мишени и практически сразу (0,5–2 сек.) производится выстрел.

Оружие опускается сверху вниз, проходит центр, задерживается на пару секунд в районе «8» или «9» снизу, затем подтягивается вверх, и производится выстрел.

Оружие поднимается снизу до центра, и практически сразу (0,5–2 сек) выстрел.
Оружие в течение нескольких секунд перед выстрелом удерживается в каком-либо районе мишени. Далее оружие вводится в центр, и производится выстрел.

Для всех этих вариантов характерно медленное перемещение оружия по мишени.

Таким образом, техника стрельбы с динамическим прицеливанием заставляет чисто механически удерживать внимание на мышечных ощущениях в заключительной фазе выстрела. Ведь для того чтобы медленно ввести оружие в центр и сразу сделать выстрел, стрелок вынужден почти все внимание концентрировать именно на мышцах, перемещающих оружие, и нажиме на спусковой крючок. При этом процессу прицеливания отводится пассивная роль.

Процесс динамического прицеливания, так же как и представление образов, требует более напряженной работы мозга. Необходимо помнить, что мозг обязательно постарается найти возможность увильнуть от данной работы. Задача стрелка не забывать об этом.
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 9-08-2016, 13:05>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...