В зонах боевых действий низкой интенсивности передвижения регулярных подразделений происходят, как правило, в составе транспортных колонн. Нападения на колонны из засад – излюбленный вид действий партизан. Последствия таких нападений бывают весьма тяжелыми, вплоть до полного разгрома и уничтожения колонн. Как правило, причиной неоправданных потерь являются грубые просчеты при проводке колонны. Война есть война, и не существует тактики, которая гарантировала бы проход колонны абсолютно без потерь. Однако, исходя из советов реально воевавших людей, можно сформулировать общие правила проводки колонн. Их соблюдение поможет свести потери к минимуму.
ОБЩАЯ ТАКТИКА НАПАДЕНИЯ НА КОЛОННУ
Засада на колонну может быть организована различными способами - все зависит от свойств местности, а также изобретательности и оснащенности боевиков. В общих чертах, нападение происходит следующим образом. Оптимальная численность партизан для организации засады – 25 человек с 5-6 пулеметами, 2-3 РПО, ручными гранатометами и стрелковым оружием. В составе отряда должен быть сапер, который обеспечит постановку фугасов и мин. При появлении колонны вначале подрывается фугас, затем по ней наносится массированный удар из РПГ, РПО, стрелкового оружия. Если подразделенниям колонны удается организовать эффективное противодействие нападению, следует отход атакующих под прикрытием специально выделенных групп боевиков. При отходе боевиками ставятся минные заграждения – это затрудняет их преследование. Нередки также обстрелы, подрывы одиночных фугасов. Эти действия не столь опасны, но тоже приводят к потерям личного состава и техники. Нападение из засады не происходит спонтанно. Партизанам нужно время, чтобы выдвинуться на позиции, установить мины, замаскироваться. Они не могут сидеть на позициях вечно, поэтому логичным будет устроить засаду в месте частого прохождения войсковых колонн, или там, где, по разведданным, колонна будет к определенному времени. Информация здесь играет важную роль. Партизаны будут стараться ее добыть любыми методами, в том числе и агентурными.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВОДКИ КОЛОННЫ
Организация проводки транспортной колонны чрезвычайно сложна. Ее нужно планировать заранее. Нужно проанализировать весь маршрут движения колонны: его протяженность, рельеф, метеоусловия, засадоопасные места. Исходя из характера маршрута, рассчитываются скорость и время движения колонны. Хорошо если есть возможность выбрать один из нескольких маршрутов движения – организовать засады на всех маршрутах боевикам будет затруднительно. О будущем маршруте и времени выдвижения колонны должно знать ограниченное количество людей – как правило, офицеры не ниже командиров рот. Необходимо детально продумать взаимодействие как между подразделениями в колонне, так и самой колонны с авиацией, артиллерией, ближайшими войсковыми частями. Выделяются подгруппы: охранения, огневая, саперная, транспортная, эвакуационная. Для каждой подгруппы необходимо определить: старшего, состав, связь, порядок построения, сигналы, задачи при тех или иных вводных. Действия по каждой вводной детально разбираются на макете местности. Все, кто идет в колонне, даже прикомандированные, должны иметь старшего и определенную задачу. Каждый командир должен знать свой маневр. В состав колонны, кроме грузовиков, включается бронетехника: БМП, БТР, иногда танки. Количество и состав бронетехники зависят от численности колонны и общей обстановки. Дополнительно в состав колонны включают зенитные установки на грузовиках, позволяющие эффективно подавлять огневые точки противника, боевые машины разминирования или танки с тралами для своевременного обнаружения мин на дороге. Хорошо, если колонну сопровождают вертолеты, но такая «роскошь» не всегда доступна. В колонне должны быть артиллерийский корректировщик, авианаводчик, саперы.
Выход колонны из расположения лучше осуществлять ночью. Огни на технике должны быть погашены. Однако это возможно лишь при соответствующей подготовке командного состава и водителей. При движении очень важно сохранять бдительность.
Личный состав находился в постоянной боевой готовности, расчеты – при огневых средствах. При подходе к «зеленке» по ней открывают беспокоящий огонь. По афганскому опыту, десантников, которые весьма серьезно подходили к проводке колонн, «духи» предпочитали не трогать, тогда как мотострелков били постоянно. Так что любая расхлябанность здесь недопустима. Но главный упор надо делать на своевременном обнаружении засад. Основная часть этой работы лежит на боевом охранении. Охранение должно быть не только спереди, но и по бокам колонны. Головной дозор работает на удалении 200-250 м от основных сил, боковые – на удалении 25-50 м. При подходе к засадоопасному участку местность вокруг обследуется спешенными дозорами под прикрытием бронетехники в зоне 250-300 м по бокам от дороги. Саперы обследуют дорогу на наличие взрывных устройств. Основная часть личного состава остается на транспортных средствах в боевой готовности. Лучше не стремиться к скорости прохождения маршрута, а дать дозорам качественно отработать. Скорость и разгильдяйство придется оплачивать кровью. При обнаружении засады дозоры подтягиваются к основным силам под прикрытием огня бронетехники. Производится постановка дымовой завесы, для этого специально назначенные бойцы должны иметь в готовности к применению дымовые гранаты. Огневая группа подавляет огневые точки боевиков, сковывает их действия. Вызываются авиация, артиллерия, дополнительные силы. Тем временнем группы охранения начинают фланговый охват боевиков. Основная часть колонны оттягивается назад на 500-1000 м (для этого водители должны хорошо уметь двигаться задним ходом), занимает круговую оборону и служит базой на все время боя. Это оптимальная тактика. Прорыв колонны на максимальной скорости слишком рискован, и поэтому категорически не рекомендуется. Такая тактика оправданна только для маленькой и слабой колонны на враждебной территории, когда открытый бой лишен смысла.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НА ОТДЕЛЬНОМ ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ
Теперь о порядке движения применительно к отдельному транспортному средству. Большинство личного состава российской армии перемещается на обычных армейских грузовиках «Урал». Так было в Чечне и других горячих точках. Грузовики не обеспечивают никакой защиты от пуль стрелкового оружия и осколков взрывных устройств. Это приводит к лишним потерям при обстрелах и подрывах. Чтобы улучшить защиту личного состава, грузовики можно доработать своими силами. Борта кузова усиливаются и защищаются подручными материалами: деревянным брусом, стальными или бронированными листами. Снаружи борта можно обить толстой резиной, например, от спортивных дорожек на стадионе. Это обеспечит, по крайней мере, противоосколочную защиту. Для защиты при подрыве на мине днище кузова тоже усиливается брусом или мешками с песком. Боковые скамейки демонтируются. Личный состав не должен сидеть спиной к направлению возможного нападения. Вместо скамеек на центральной оси кузова располагаются большие оружейные ящики. В них можно перевозить боекомплект, продукты и различное военное имущество. Личный состав располагается на ящиках спиной друг к другу с оружием, направленным во внешний периметр. Каждый наблюдает за своим сектором. Военнослужащий, сидящий в кабине, осуществляет контроль сектора по ходу движения машины. Патроны у всех должны быть в патроннике, первый магазин надо зарядить «трассерами» (целеуказание, психологическое воздействие на противника). Специально назначенные бойцы, как говорилось выше, должны держать в руках дымовые гранаты. Именно в руках, а не в рюкзаках. Личный состав должен быть экипирован бронежилетами и касками.
При наличии шлемов «Маска» и их аналогов забрало должно быть опущено. При наличии лишних бронежилетов их можно закрепить внутри кабины автомобиля, закрыв двери и боковые стекла. Что касается тента, то при перемещениях по равнине его можно оставить, закрепив сверху для защиты от солнца и осадков. При движении в горах и городе он должен быть снят, так как ограничивает обзор вверх. При движении на бронированных «Уралах» схема размещения должна быть такой же. Если кузов оборудован бронированным кунгом с люками в крыше, то боец, находящийся в переднем люке, контролирует сектор впереди машины, а тот, кто расположился в заднем люке, — сектор позади машины. При перемещениях в городе и горах они также контролируют многоэтажные дома и высоты. При таком расположении личного состава бойцы осуществляют постоянный контроль пространства вокруг автомобиля и готовы быстро открыть огонь по врагу в случае необходимости. Личный состав должен заранее знать, а лучше отработать порядок действий в той или иной ситуации. Между кабиной и кузовом должна быть постоянная связь. Команды должны быть четкими и понятными. При передвижении на БТР (БМП) тот, кто сидит на месте командира, контролирует сектор по ходу движения. Находящиеся в люках — сектора по бокам и вверх. Сидящие внутри дополнительно контролируют сектора по бокам. Стрелок в башне отслеживает либо сектор впереди БТР, либо наиболее опасное направление. Пулеметчик располагается между открытыми люками сверху и контролирует задний и верхний сектора. Все находятся в средствах защиты. Многие предпочитают ездить на броне, считая этот способ более безопасным. Действительно, хотя при таком способе езды военнослужащие открыты для огня стрелкового оружия, у них больше шансов уцелеть при подрыве БТР на мине, или поражении его из РПГ. Кроме того, удобнее контролировать обстановку, гораздо быстрее можно покинуть машину, залечь, открыть ответный огонь.
(По материалам журнала «Солдат удачи», 12/2004, сети Интернет)