Как известно, дерьмо иногда случается. И перед лицом опасности самыми беззащитными оказываются, как правило наши дети.
Нижеперечисленные навыки помогут выжить ребёнку, если он остался на произвол судьбы, заблудился, или в случае, когда взрослые получили серьезную травму вдали от цивилизации, потеряв работоспособность, и добыча еды и спасение ложится на хрупкие детские плечи.
В общем, ситуаций бывает много. Я отсортировал то, что мне показалось наиболее важным. Ну а камрады, надеюсь, дополнят этот список в комментариях.
1. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ
Ребёнок должен понимать откуда и куда идёт группа, уметь использовать компас, карту, да и просто средства навигации, хотя бы по принципу "оттуда пришли, значит туда возвращаться".
Необъодимо объяснить и научить оценивать ситуации: когда нужно покидать место, где заблудился, а когда лучше остановиться прямо там.
Рассказывайте ребёнку, как выйти к людям при обнаружении следов их пребывания, тропинок, потухших костров. Указывайте на ориентиры, которые есть в вашей округе, или местности: горы, озёра, направления движения рек.
2. РАЗВЕДЕНИЕ КОСТРА
Существуют десятки способов разведения огня без спичек. Обучите ребёнка некоторым из них. Хорошо, если отправляясь в лес, у него в запасе будет огниво (например на верёвочке, на шее), или полноценный НАЗ.
Но даже с огнивом развести огонь может быть проблематично, без предварительной тренировки. Поэтому нужна практика. Показывайте как можно развести огонь в сыром лесу, когда нет сухих щепок, как сделать это с помощью бересты, или специально заготовленных на этот случай растопок.
3. УКРЫТИЕ
Укрытие, как и костер поможет согреться, переждать непогоду, и в, конечном итоге, выжить.
Нужно понимать, что ждать от ребёнка виртуозного владения топором не приходится, поэтому просто обучите его постройке простейших односкатных укрытий из поваленных веток и молодых деревьев. Расскажите и покажите, как стелить лапник (на пол и на стены с крышей).
Нелишними будут знания основ безопасности при возведении укрытий, ведь не все йогурты.. места одинаково полезны.
4. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
Простейшие навыки первой помощи: обработка ран, порезов, наложение жгута, фиксация конечностей при переломах. Всё это позволит ребёнку спасти свою жизнь или жизнь взрослого, получившего травму.
5. ПОИСК И ФИЛЬТРАЦИЯ ВОДЫ
В условиях экстремальной ситуации организм быстрей теряет жидкость, и общепринятые 4-6 дней тут не подходят. Обезвоживание организма способно подавить волю и разум уже на второй день, очень сильно снижая шансы на успешное выживания.
Научите ребёнка искать источники воды, или добывать конденсат. Объясните, зачем фильтровать и кипятить воду.
6. ПОДНОЖНЫЙ КОРМ И ДОБЫВАНИЕ ПРОПИТАНИЯ
Подножный корм есть в лесу в любое время года. Но если это не очевидно многим взрослым, то совершенно точно, что ребёнок об этом тоже не догадывается.
Выходя в лес, показывайте ребёнку съедобные растения, учите отличать ядовитые грибы, учите как находить ягоды, или питаться экстремальной кухней (насекомые, личинки, ящерицы).
7. ВСТРЕЧИ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ
Не смотря на то, что вероятность встретить в лесу, например, медведя сильно преувеличена, обучите ребёнка правилам обращения с обитателями леса. Ведь кроме хищников неприятность также могут доставить гнус или ядовитые змеи. Рассказывайте ребёнку о необходимости осматривать себя на предмет наличия клещей, а также научите безопасно от них избавляться.
8. ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ ОРГАНИЗМА
Занятия физкультурой, и хождение в походы сказывается на общем состоянии организма ребёнка.
Очень пригодится опыт хождения на длинные дистанции по пересеченке.
Важно: в случае паники, все навыки забываются, и поведение ребёнка станет неадекватным и потому непредсказуемым. Научите его подавлять панические настроения, и действовать. В этом могут помочь практические тренировки, вылазки в лес, демонстрирование навыков на своём примере.
Ну и напоследок: каждый ребёнок вырастает, и знания, полученные в детстве, с возрастом только совершенствуются. Прививайте детям правильные ориентиры!