Нижеследующая статья знакомит читателя с таким понятием как: маскировка или комплекс мероприятий, направленных на введение противника в заблуждение относительно наличия, расположения, состава, действий и намерений своих войск. Статья взята из методического учебника по военному делу и публикуется в качестве вводного материала в данный вопрос, тем не менее это важно знать, изучать и отрабатывать чтобы впоследствии ещё и уметь применять на практике.
Известно, что форма защитного цвета (однотонный оливковый цвет, цвет гимнастерок в Советской армии времен 2-й мировой войны) менее заметна для обнаружения, чем пятнистый камуфляж. Камуфляж по степени обнаружения превосходит форму защитного цвета только в тех случаях, когда его цветовая гамма совпадает с цветовой гаммой местности. При несовпадении с цветом местности пятнистый камуфляж демаскирует больше, чем форма защитного цвета. Но все же на камуфляж перешло большинство армий. Это связано с тем, что камуфляж размывает габариты цели и противнику трудно прицелиться даже после того, как он обнаружил солдата в камуфляже.
Теперь следует остановиться на том, как человек выделяет отдельные предметы из общего фона.
Известно, что взгляд человека прежде всего схватывает те предметы, которые выделяются из общей массы. Чтобы предмет был замечен, чтобы он мог привлечь наше внимание, он должен иметь некоторый контраст с другими предметами, виденными ранее. Мозг выхватывает из общего все новое, неясное, непонятное и необычное. Особенно если оно появляется резко и не является повторением обычно происходящего (и, наоборот, небольшие постепенные изменения или постоянно повторяющиеся явления не привлекают особого внимания). Причина в том, что в дикой природе для любого животного именно необычные предметы представляют наибольшую жизненную важность. Они могут служить либо источником пищи, либо источником опасности для его жизни. Поэтому мозг запрограммирован природой на выделение необычного из общего фона. Эта особенность мозга очень важна для маскировки.
Имеются следующие выделяющие, а, значит, демаскирующие признаки предметов:
1) Форма. Предметы, имеющие не встречающиеся в природе формы, привлекают внимание. Правильных квадратов, прямоугольников, кругов в природе практически нет.
Поэтому форма техники, оружия, обмундирования, прямые углы и линии окопов или ровные круги бросается в глаза. Очень заметны квадраты вырезанного дерна, используемого для маскировки окопов.
Сильным выдающим, демаскирующим, фактором является округлая форма шлема (головного платка или кепки) и линия плеч. Поэтому при маскировке особое внимание должно быть уделено разрыванию этих форм. На шлем или кепку рекомендуется прикреплять сеть, на которую ярусами привязывают полосы ткани, образующие лохмы. Желательно, чтобы они свисали, закрывая шею и плечи, но не мешая обзору, в том числе периферийному. Только нужно помнить, что после дождя вес полосок значительно добавляет к весу шлема. Зимой для тех же целей можно использовать белую бумагу или полотенце. Но при этом нужно следить за их чистотой, иначе они превращаются в желтые и начинают демаскировать. Возможно использование маскировочных масок для лица с прорезями для глаз. Такая маска не только скрывает цвет лица, но и исключает образование пара от дыхания в холодное время.
Для искажения формы обмундирования используют специальные подкладки, придающие ему кочкообразную форму.
Для сокрытия необычных контуров предметы можно располагать на фоне местного предмета, который как бы разъест видимые необычные контуры, при этом не следует допускать выхода контура скрываемого предмета за границы скрывающего предмета.
2) Тень. Она увеличивает размеры обнаруживаемого предмета и «прикрепляет» к предмету пятно темного цвета. Тень может изменить цветовой фон местности. Рекомендуется находиться в тени местных предметов, чтобы они поглощали отбрасываемую солдатом тень. При этом нужно помнить о передвижении Солнца по небосводу в течении дня. Тень от местных предметов перемещается вместе с Солнцем.
3) Силуэт. Предметы особенно видны, если они находятся на каком-нибудь одноцветном фоне, который отличается от цвета самого предмета. Особо выделяется человек на фоне неба. Ночью наблюдение вообще рекомендуют вести из низины, чтобы, глядя снизу вверх, увидеть людей на фоне неба.
На темном фоне строения человек, одетый в белый маскхалат, очень заметен.
Из-за эффекта силуэта видимость с высоты вниз хуже, чем снизу вверх.
Для уменьшения заметности силуэта руки и локти лучше держать прижатыми к корпусу, а ноги сведенными вместе.
Даже простое приседание на корточки существенно изменяет привычный образ фигуры человека, снижая его заметность.
4) Движение. Движение видно достаточно далеко. Нужно помнить, что обычные повороты головы влево и вправо сильно способствуют обнаружению. Сильно выдает и размахивание руками. Для снижения заметности, при прочих равных условиях, рекомендуется движения делать по возможности медленными. Например, для осуществления перебежки вставать надо замедленно, чтобы затруднить обнаружение на раннем этапе. И лишь поднявшись, можно делать быструю перебежку. Очень заметно движение на неподвижном фоне. Даже перезаряжение оружия очень часто выдает местоположение солдата.
5) Равномерное расположение. В природе предметы располагаются неравномерно. Цепь солдат или окопов, размещенных на одинаковых расстояниях друг от друга, облегчает обнаружение.
6) Очевидная позиция. Противник будет особенно тщательно рассматривать места, которые слишком хороши, чтобы их не занять. Такое же внимание будет привлечено к отдельно стоящим местным и иным ориентирам. Поскольку они бросаются в глаза, то и местность вокруг такого местного предмета будет осмотрена очень тщательно.
7) Структура поверхности. Объекты, отличающиеся структурой своей поверхности от местных предметов (например, гладкая фактура ткани), обнаруживаются легче.
8) Цвет. Цветовые отличия от фона — одна из распространенных причин обнаружения предметов. С другой стороны, нахождение на границе цветов, особенно светлого и темного, затрудняет обнаружение.
Если стрелок залег за кустом, то не следует стрелять из середины куста, куст на свету кажется более темным из-за теней от его ветвей и выдаст кажущегося более светлым стрелка, лучше устроиться рядом с кустом, что уменьшит заметность стрелка для противника.
Зимой при отсутствии масккостюма лучше следовать по дороге, чем по заснеженному полю, так как на дороге всегда много следов и темных пятен, с которыми может слиться темный цвет обмундирования.
9) Размер на фоне другого. Предметы непропорциональных для данной местности габаритов как бы «притягивают» к себе взгляды.
10) Блеск. Отблеск оптики или металлических частей виден очень далеко. Блеск может быть предательским даже от начищенных ботинок и от металла оружия, то есть и от матовых поверхностей. Для снижения блеска поверхность смазывают маслом и обсыпают песком.
Блестеть также может поверхность карт с ламинированным покрытием.
Блестят очки, которые надеваются для защиты от ветра и пыли при езде на бронетехнике. Когда они не очень нужны, их надевают задом наперед, на затылок, либо закрывают специальным чехлом.
11) Сосредоточение. Группировка предметов в одном месте необычная для данной местности привлекает внимание.
12) Звук, запах. Звук особенно усиливается ночью, после дождя, в туман, у реки, в ранние утренние часы или в дни с повышенной влажностью. Влажность улучшает звукопроводимость воздуха. Ночью воздушная среда однородно нагрета и поэтому лучше проводит звук.
Для прослушивания можно использовать и «сказочный», но вполне работающий способ прикладывания уха к земле. Можно усилить звук, воткнув в землю палку или вкопав в землю сухое бревно, и приложив ухо к ее невкопанному концу. Можно положить на землю доску. Можно наполовину закопать в землю бутылку или металлическую флягу, наполнить ее водой на одном уровне с землей, а в ее горлышко вставить прут или резиновую трубку. В конце-концов — можно встать на одну ногу и приоткрыть рот. Все это хорошо усиливает звуки. Очень хорошо использовать слуховые аппараты, которые обычно используют для улучшения слуха слабослышащие люди.
Лучше сближаться с противником против ветра, так как даже слабый ветер хорошо доносит звук.
Опасен не столько нечаянно произведенный звук, сколько его повторение. Если по неосторожности нежелательный звук был произведен, то следует замереть, пока внимание противника рассеется.
«Необычные» для данной местности запахи сигаретного дыма, сухого спирта, разогретой пищи, мыла можно различить с 300 метров.
Примечательно, что излишняя маскировка может привести к усилению концентрации предательских признаков.
Выдать противнику предмет могут не только его демаскирующие признаки предмета, но и следы деятельности человека. Например, даже если автомобиль надежно укрыт, но остались следы от колес, то враг может определить местоположение техники. Тропинки к наблюдательным пунктам и окопам, дым от костров, мусор – все может помочь противнику обнаружить позицию.
Имеется обстоятельство, которое заставляет отказываться от маскировки или специально вносить демаскирующие признаки в одежду – это необходимость отличать своих от чужих. При бое в густом лесу или в затененных помещениях, или ночью приходится использовать такие средства, как белые нарукавные повязки или оранжевые шейные платки.
Приемов и способов личной маскировки много. Не всегда удается воспользоваться всеми, но стремиться к использованию маскировки нужно По-максимуму.
Что может применять каждый солдат индивидуально?
Солдат должен закамуфлировать то, что больше всего бросается в глаза. Это — лицо, руки, силуэт головы (каски, кепки, повязки), силуэт плеч, корпуса, бликующие элементы обмундирования, а также оружие.
Лицо камуфлируется следующим порядком. Обычно выступающие части лица (нос, скулы, подбородок, лоб) выглядят более светлыми, а углубленные — более темными. Поэтому наносить окраску на лицо надо так: светлые тона зеленого цвета — на углубленные места и темные тона и краски (черная, коричневая) — на светлые места. Окраска лица в форме полос применяется в зоне без густого лиственного покрова, в противном случае применятся пятнистая окраска. Сочетание этих двух методов наиболее универсально. В населенных пунктах вместо зеленого цвета используются оттенки серого. Кроме того, для разрывания линий цветовые пятна не должны заканчиваться на краю лица или как бы внутри лица, они должны неожиданно обрываться. Центр пятен не должен совпадать с выступающими частями лица (носом, подбородком).
Нужно помнить, что шея вместе с ее основанием по размерам почти равна лицу и ее также нужно обязательно камуфлировать. Нужно наносить маскирующий грим также и на уши, и на ту часть корпуса, которая выступает из-под одежды. Нередко считается, что повязывание шейного платка освобождает от необходимости такой маскировки, но при передвижениях платок неизбежно развязывается, и белая кожа неизбежно показывается и демаскирует солдата. Поэтому боевой грим нужно наносить в любом случае.
То же касается белизны кистей рук. Хотя ношение перчаток во многом убирает проблему, но периодически их приходится снимать и, если кожа рук незакамуфлирована, то она выдаст местоположение солдата.
Если нет охотничьего грима, то используются подручные средства – жженая пробка или сажа, смеси грязи и золы для черного цвета, трава — для зеленого. Однако, нужно помнить о возможных раздражениях кожи при их применении.
Для зимы существует белый грим, но лучше использовать белые шапку с маской для лица или сетку, закрывающую лицо. Под белым гримом не заметны следы обморожения. Марлевая маска, окрашенная под цвет местности, может заменить грим и летом, и зимой.
Зимой и в холодную погоду особое внимание следует уделять маскировке пара от дыхания. Выдыхать нужно через маску, рукавицу, шарф или в рукав.
Бликующие части обмундирования и оружия, рекомендуется обматывать обычными, окрашенными зеленкой и йодом или иным красителем, бинтами, придавая лохматый вид за счет отдельных полос ткани или разлохмачивания бинтов. Зимой для тех же целей используется белый пластырь и белые бинты, либо мел.
Для маскировки оружия можно использовать чехлы. Обычно их два – один надевается со стороны дула, другой со стороны приклада. Чехлы и обмотки не должны мешать прицеливанию, перезарядке и стрельбе из оружия. При использовании бинтов нужно их закрепить так, чтобы они не разматывались. Летом можно обмазать ствол маслом и обсыпать пылью или песком. Маскировать также нужно и ботинки, особенно их носки, так как они также сильно демаскируют.
Неплохо маскируют прямоугольные накидки-пончо с прорезью для головы по центру, которые после надевания через голову перехватываются ремнем. В зависимости от времени года накидки могут быть из сетей с вплетенными лоскутами ткани или из белой простыни.
В дождь одежда темных цветов становится черной, а белая при намокании начинает просвечивать. При использовании искусственных тканей следует учитывать, что они, как правило, сильно шуршат и дают нежелательный отблеск.
Залегающему после очередной перебежки следует маскировать спину, либо прикрепляя «лохматую» маскировочную накидку-фату на спину, либо путем закрепления за поясом со стороны спины зеленых веток или травы, которые будут скрывать контур залегшего солдата. При медленном переползании можно использовать выкопанный или искусственный куст, держа его перед собой.
Каску для маскировки летом можно вымазать глиной и прилепить на нее мох, правда, глина со временем сохнет, становиться светлой, а затем и вовсе она отваливается от поверхности каски.
При использовании веток для маскировки нужно места отлома замазывать глиной или затемнять другим способом.
Искусственные волокна не только дают отблески на солнце, но и очень хорошо видны ночью в приборы ночного видения, как и накрахмаленные воротнички.
Чтобы прикрыть наблюдательный пункт, из проволоки делают каркас и прикрепляют к нему мох (получают видимость камня) или кору (получают пень). Такие макеты желательно устанавливать вместо подлинных предметов.