Маскировка лишь тогда не вызывает подозрений у противника, если она правдоподобна, естественна. Любое искусственное маскировочное сооружение лишь тогда будет трудно распознать, если оно по своему положению, форме, размерам и цвету в большей степени соответствует окружающим его предметам, т. е. когда оно правдоподобно. Опытный воин всегда воспользуется старыми, испытанными способами искусства правдоподобности, которым его обучила природа. Как и в природе, правдоподобность маскировки в военном деле достигается тем, что всем маскируемым предметам придается вид, не вызывающий подозрений в естественности. Все должно соответствовать окружающей местности, не вносить в нее чужеродное, резко отличающееся от имеющихся на ней естественных предметов. Но даже и при соблюдении этого общего правила необходимо учитывать особенности каждой конкретной местности, проявлять осторожность и осмотрительность.
Так, в начале Великой Отечественной войны практически вся Москва была разрисована разноцветными полосами, квадраты и пятна неправильной формы появились на стенах и крышах домов и даже на асфальте площадей. Кроме того, в такой же пестрый камуфляж были раскрашены танки, орудия и машины. Для чего же он нужен?
Можно проделать простой опыт. Покройте обыкновенную белую тарелку пятнами черной туши так, чтобы они подходили к краям. Поставьте теперь «камуфлированную» тарелку на черный стол и отойдите на несколько шагов. Пятна туши сольются со столом, и можно будет видеть только белые кусочки неправильной формы. Окрашенные части как бы выпадут из тарелки, и она станет неузнаваемой. Если же поставить замаскированную тарелку на белую скатерть, будут видны только черные пятна, а белые исчезнут.
Камуфлированная тарелка. Черные и белые пятна сливаются с фоном и тарелка становится неузнаваемой
Снайпер в зеленой полевой форме на зеленой лужайке невидим. Но стоит ему переползти на пашню или подойти к дому — он сразу себя выдаст. Зеленый силуэт на черноземе или на фоне кирпичной стены будет виден издалека. Вот тут-то снайпера и спасает камуфлированный халат. С ним нигде не пропадешь. Это та же тарелка, расписанная тушью. Зеленые пятна сливаются с травой и листьями, коричневые — с глиной и стволами сосен, серые — с песком, со скалами, с бетонными стенами, черные — с черноземом и обуглившимися балками, белые — со снегом. Напрасно противник будет напрягать зрение. Он увидит только слившиеся по цвету с фоном пятна неправильной формы и ни за что не догадается, что это и есть снайпер, которого он так старательно разыскивал.
Однако в начале войны, летом 1941 года, еще были часты случаи, когда наши войска использовали непродуманную маскировку.
В бою под Новоград-Волынским некоторые пулеметные расчеты заняли огневые позиции на песке, а замаскировались зелеными плащ-палатками. Естественно, противник легко обнаружил пулеметчиков по зеленым пятнам на желтом песке, немедленно обстрелял их и вынудил сменить огневые позиции. Можно привести еще один пример неудачной маскировки. На скошенном лугу, который был хорошо изучен наблюдателями противника, стояли четыре копны сена. Именно на этот участок фронта прибыло свежее советское танковое подразделение. Недостаточно внимательно оценив обстановку, командир танковой роты приказал замаскировать все боевые машины под копны сена. Немцы, обнаружив появившиеся утром на лугу еще 8 новых стогов сена, стали усиленно их обстреливать, в результате чего танкисты понесли неоправданные потери. Вот если бы под копны сена были замаскированы только четыре танка — по числу копен, — маскировка была бы правдоподобной и не вызвала вражеского огня.
Легче всего правдоподобность достигается приспособлением к местности, использованием ее маскирующих свойств, приданием маскируемым предметам очертаний, формы и цвета предметов, имеющихся именно на данной местности. В значительной степени этому способствует умелое использование растительного покрова (травы, посевов, камыша, мха, кустарника, веток деревьев).
Используя растительный покров, каждый воин в состоянии своими силами изготовить всякого рода подручные маскировочные средства, а прикрепляя к одежде и снаряжению ветки, пучки травы, соломы, может создать себе такой маскировочный костюм, который будет сливаться с окружающим фоном. Для достижения правдоподобности боевая техника и сооружения маскируются специальными маскировочными сетями, в которые летом вплетают ветки, пучки травы, сена, соломы, в зависимости от того, что более подходит к окружающему ландшафту, а зимой — ленту из белой ткани.
Лучший друг воина в бою — окружающая его местность. У толкового солдата маскировка всегда под рукой. Песок лежит — снайпер в песок зароется, снег — в снежный сугроб превратится. В лесу его скрывают деревья, пни, сучья, кучи хвороста, в болотах — камыши, осока, в поле — борозды, копны и нескошенная рожь. В городе снайперу раздолье: тут его выручат груда кирпичей, листы кровельного железа, обвалившаяся штукатурка или подбитый танк. Дома, подвалы, чердаки, стены и заборы, канализационные люки и фабричные трубы как будто специально созданы для того, чтобы укрыть его от внимательных глаз врага. Даже в голой степи воин найдет хорошее укрытие — барханы, кусты перекати-поля, камни и скалы, полузанесеные песком. Везде и всегда снайпера окружают «друзья», которые его прячут, и «предатели», которые могут выдать его врагу. Надо знать характер и тех и других, и тогда «шапка-невидимка» будет всегда под рукою.
Таким образом, для соблюдения правдоподобности в первую очередь необходимо правильно пользоваться маскирующими свойствами местных предметов и растительности, а также искусственными средствами и не допускать применения с целью маскировки материалов и предметов, отсутствующих на данной местности или не характерных для нее. Только при хорошем навыке и сметке можно сделать себя, свое оружие и свою огневую позицию невидимыми для противника. Эффективности маскировки при выполнении принципа правдоподобия в значительной мере способствует разнообразие в ее приемах и способах.