Наиболее частый вид переправы - прохождение реки вброд. Бродом называется участок реки, позволяющий переход с одного берега на другой по дну реки.
Выбор места
Местонахождение бродов можно определит по топографическим картам, из расспросов местных жителей и по внешним признакам. Такими признаками брода являются:
- дороги, тропинки и колеи, сходящиеся у реки на обоих берегах ее и теряющие след в воде;
- места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;
- места мелкой рябью на поверхности воды.
- расширение реки на ее прямом участке
Непроходимые участки реки характеризуются недоступностью подхода к водной преграде: отвесные или крутые склоны, камнепады, каньоны, множество глубоких проток, сильно заболоченные, вязкие, илистые берега и дно реки, ямы и водовороты. Река имеет большую ширину, глубину и сильное течение.
Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение, преодолеваются вброд в одиночку, парами и небольшими группами.
При организации переправы следует учитывать и неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снег), которые отрицательно влияют на прохождение водных преград, а также температуру воздуха, т.к. после переправы будет необходимо высушить одежду и согреться.
Переправа вброд через горные реки со скоростью течения более 3-4 м/сек с каменистым дном возможна:
- человеку - при глубине по колено;
- верховым лошадям - при глубине по брюхо;
- для телеги в упряжи - не выше оси хода.
Переправляясь вброд через равнинные реки необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопленных деревьев и других предметов, которые могут вызвать серьезные осложнения при переправе.
Организация переправы через горные реки значительно сложнее. В этом случае следует приступить к обследованию общего характера реки: определить ширину русла, возможную глубину, состояние дна и скорость течения. Затем выбрать место подхода и условное место выхода на противоположный берег. Для обеспечения безопасности наметить места постов перехвата; определить наличие местных переправочных средств, количество специального снаряжения (основные и вспомогательные веревки, карабины и обвязки) для наведения переправы и организации страховки, численный состав группы, ее физическое и психологическое состояние, техническую подготовку. Только после этого определяют тактику преодоления водного препятствия.
Разведка
После выбора места брода и определения скорости течения приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним из участников группы с обязательной страховкой, в качестве которой может быть прочный шест (палка) длиной 2-2,5 м. Переправляющийся начинает двигаться несколько под углом к течению, опираясь на шест. Передвигаться следует боком к течению, а не лицом или спиной к нему. При очередном передвижении шест переставляют сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него - грубая ошибка. В таком положении он не является страхующим средством, его легко может сбросить течением, после чего последует неминуемая потеря равновесия и может произойти падение в воду. Также нельзя сильно опираться на шест, "виснуть" на нем. Следите за тем, чтобы в любой момент времени вы имели две точки опоры, т.е. нельзя одновременно делать шаг и переставлять шест.
В 20-30 метрах ниже по течению следует выставлять пост перехвата (на случай сноса течением переходящего). На 100 м от места переправы вниз по течению русло реки должно быть свободным от выступающих камней, поваленных деревьев и других предметов, которые могут причинить травму упавшему в воду.
Подготовка
Вода - не естественная для человека среда, поэтому не следует недооценивать любое водное пространство, пусть даже мелкое. К сожалению, были случаи, когда люди гибли в водоемах со стоячей водой глубиной менее 20 см. Для сохранения равновесия необходимо подобрать крепкий шест длиной 2-2.5 метра. Штанины следует закатать или раздеться полностью, чтобы одеться в сухое на другом берегу. Обувь лучше не снимать - это обеспечит лучшее сцепление с дном, чем босые ноги. Ослабьте лямки рюкзака, расстегните пряжку поясной разгрузки рюкзака, чтобы было легко сбросить его. Иногда советуют вывернуть карманы брюк, чтобы они не парусили в воде. Разумеется, все вещи и документы необходимо предохранить от воды. Если нет специального водонепроницаемого мешка или вкладыша в рюкзак, можно использовать полиэтиленовые пакеты (минимум два, укладываемых навстречу друг другу).
Начало движения
Первым реку переходит наиболее опытный и физически сильный участник. После того, как он вышел на берег, переходят поочередно все остальные участники. Турист, который перешел реку первым, должен быть готовым к оказанию помощи своим товарищам. В целях безопасности переход реки вброд рекомендуется осуществлять в одном месте и по одному пути. Самовольный выбор места брода недопустим.
Кусты и камыши, встречающиеся на пути, следует раздвигать руками, ноги из воды не вынимать, а передвигать их осторожно в воде.
Если кто-то из участников не очень уверен в преодолении водной преграды, его необходимо подстраховать, выделив ему в помощь более опытного участника.
Группа, совместно переходящая реку вброд, должна следовать за самым сильным. Каждый человек должен держать идущего впереди за пояс и следовать за ним след в след. Можно идти и бок о бок, держась руками за шест, который позволит и равновесие. Двигайтесь вперед прямо к берегу. Силу течения будет испытывать на себе только первый человек, идущий в этой сцепке, а группа в целом обеспечит равновесие каждому своему члену.
Не делайте большие шаги, переставляйте ноги скользящими движениями, двигайтесь приставным шагом, ощупывая перед собой шестом дно в поиске ям и испытывая надежность грунта под ногами.
Упираться шестом необходимо со стороны напора воды. Не следует смотреть в воду, так как можно потерять равновесие. Смотреть надо на место выхода из воды, полагаясь на руки и ноги.
Переправа вброд через сложные реки может осуществляться парами и шеренгой. Этот способ заключается в следующем: два или три-пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Безопасность такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся. В момент, когда один делает шаг, другой его поддерживает. При очередном движении нужно найти удобное место для ноги, чтобы она не скользила. Движение желательно осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест.
При переправе кругом переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки.
На сложном участке реки помимо шеста переправляющийся пользуется страховочной веревкой. Страховка первого осуществляется основной и вспомогательной веревками, которые со стороны груди пристегиваются карабином к грудной обвязке. При движении страховочные веревки находятся под некоторым углом относительно одна другой - основная сверху по течению, вспомогательная - ниже. Каждую веревку удерживают два туриста и, по мере надобности, выдают. При срыве направляющего основная веревка не выбирается, а лишь удерживается или слегка выдается. Подтягивание упавшего к берегу осуществляется вспомогательной веревкой.
После переправы первого туриста основная веревка закрепляется за надежный предмет и натягивается страхующим на уровне груди переправляющихся. Тем самым веревка служит в качестве перил, при помощи которых осуществляется безопасность дальнейшей переправы. Движение производится приставными шагами, при поддерживании руками за натянутые перила, обязательно ниже по течению от веревки и лицом навстречу течению. При сильном течении на переправе, прежде чем начать движение, турист прикрепляется к перилам (основной веревке) карабином или страховочной петлей, находящейся на его грудной обвязке (со стороны груди). Последний участник отвязывает веревку и прикрепляется к ней. Вспомогательная и основная веревки закрепляются карабином со стороны груди. Опираясь на шест, турист переправляется через реку.
Через горные реки можно переходить по камням и кладкам, при этом надо быть очень внимательным, так как камни обычно скользкие и можно легко свалиться в воду и получить серьезные травмы.
Когда приходится переправляться через очень быстрые горные реки, в месте перехода необходимо натянуть веревку (проволоку, трос), держась руками за которую можно безопасно преодолеть быстрое течение. Следует иметь в виду, что вброд можно преодолевать горные реки и ручьи глубиной до пояса. Если глубина их больше, то переходить такие реки вброд без специальных приспособлений опасно. Наиболее безопасно преодолевать горные реки вброд ранним утром, так как в это время они имеют наименьшую глубину.
Техника безопасности
При переходе реки вброд необходимо соблюдать следующие основные правила безопасности:
- при выборе места переправы необходимо учитывать подход к реке, состояние русла, глубину и силу течения, время суток и климатические условия, наличие необходимого специального снаряжения, а также необходимо проводить разведку с обязательной страховкой;
- реку переходить в выбранном месте;
- самим переправляться в других местах запрещается;
- при переправе с организацией веревочных перил двигаться сбоку перил, ниже по течению, приставными шагами;
- для самостраховки петли со схватывающими узлами не применять - прикрепляться к веревочным перилам только с помощью карабина, через грудную обвязку или петли от нее;
- при движении шеренгой, кругом, колонной захват друг друга за плечи должен быть прочный;
- для страховки ниже по течению обязательно выставлять посты перехвата;
- никогда не переходите реку вброд, если существуют иные способы перебраться на другой берег.
- Тщательно выбирайте место для перехода;
- избегайте высоких берегов, на которые трудно взобраться, выходя из воды;
- обходите любые препятствия в воде;
- будьте осторожны с топляком. Вы можете наступить на него и потерять равновесие. Если течение прижмет вас к препятствию, вы в полной мере ощутите его силу и, возможно, не сможете идти дальше;
- течение усиливается на внешней стороне излучин, и крутые берега могут быть под мыты, что препятствует выходу из воды;
- ищите ровный участок речного русла - дно, покрытое галькой, лучше всего подходит для пересечения реки вброд.