Военные люди » Военный архив » Наука выживания » Передвижение по замёрзшим рекам и озёрам

Передвижение по замёрзшим рекам и озёрам


 

Передвижение по замёрзшим рекам и озёрам

Зимой, когда тайга укрыта толстым слоем снега, удобнее передвигаться также по рекам и озерам. Снег, как правило, сдувается со льда замерзших водоемов, поэтому переход по руслам рек не так утомителен, как путь через тайгу. Тот снег, что все же остается на поверхности льда, обычно скоро подмерзает или успевает довольно быстро занаститься и тоже не создает препятствий для путешественников. Недаром местное население, устраивая зимники, большую часть таких дорог прокладывает по руслам замерзших рек.
Однако при всей своей привлекательности путь по льду водоемов таит в себе немало неожиданностей и опасностей. Связано это в основном с неоднородностью льда и его неодинаковой прочностью на различных участках рек и озер.

Безопасным для передвижения одного человека считается лед, толщина которого составляет не менее четырех-пяти сантиметров. Одним из признаков надежности льда является его цвет. Побелевший, пожелтевший, ставший матовым и ноздреватым за время оттепели и дождей, лед непрочен и опасен. Темные пятна на льду со слабым снежным покровом являются признаком промоины или полыньи. Лед, по которому можно безбоязненно передвигаться, имеет зеленоватый или синеватый оттенок. Такой лед соответствует чистым глубоким местам со спокойным, ровным течением. Лед может оставаться ненадежным в течение всей зимы под сугробами снега, у обрывистых берегов, вблизи завалов из деревьев и зарослей тростника. Нужно соблюдать осторожность, а лучше и вовсе избегать мест, где течение неспокойно и не позволяет установиться прочному ледяному покрову. Как правило, таков лед у впадения боковых притоков, на порожистых участках, у истоков рек из крупных озер.

Припорошенные полыньи в холодную погоду обычно парят, издалека предупреждая об опасности облаками морозного тумана. Иногда, после ледостава, реки сильно мелеют, и лед в таких случаях оказывается подвешенным в воздухе, образуя коварные, незаметные «карманы», падение в которые сквозь непрочную ледяную корку чревато серьезной травмой. Подобные ловушки, состоящие из нескольких слоев тонкого льда, обычно появляются у берега и на два-три метра превышают уровень ледяной поверхности на середине реки.

Подчас серьезным препятствием для движения по замерзшим рекам становятся наледи. Зимой многие реки промерзают насквозь. Ледяные плотины препятствуют току воды, и она, накапливаясь, периодически прорывает лед, вырывается на поверхность и заливает все порой на несколько километров вокруг. Образовавшееся озеро вскоре снова замерзает, и так повторяется много раз. Наледи за зиму намерзают до двух-трех и даже до десяти метров, перекрывая не только реку, но и всю ее долину, иногда шириной до двух-трех километров, длиной от нескольких сотен метров до десятков километров.

Наледи наиболее распространены в Якутии — здесь они встречаются повсеместно. В этой республике находится и самая большая в стране наледь — Улахан-Тарын — в среднем течении Момы, правого притока Индигирки. Длина ее достигает 30 километров. Объем льда к концу зимы составляет 250 миллионов кубометров.

Разливы воды на наледи, от которых поднимается клубящийся пар, создают огромные сложности для движения по замерзшей реке. Н° и застывшие наледи представляют большую опасность. Каждая наледь — это многослойный лед, пространство между которым обычно заполнено водой. Под верхним слоем льда может оказаться другой этаж наледи, со слабой ледяной коркой, еще только начавшей замерзать. В таких местах провалившийся под лед человек способен проломить сразу несколько этажей, заполненных водой. Выбраться из такого капкана без посторонней помощи очень трудно.
Лед редко ломается внезапно. Как правило, о грозящей опасности предупреждает треск, выступающая вода и расходящиеся из-под ног трещины. Кольцевые трещины на льду вокруг ног — верный признак того, что ледяной покров едва-едва справляется с нагрузкой и готов каждую минуту разломиться.

При переходе через участки ненадежного льда расстояние между людьми увеличивается не менее чем до пяти метров. Человека, идущего впереди, нужно страховать длинной веревкой. Прежде чем начать движение по льду, прочность которого вызывает сомнения, надо подготовиться к возможности оказаться в воде: расстегнуть крепления лыж, вынуть руки из темляков лыжных палок, расстегнуть пряжку рюкзака и сбросить с плеча одну из его лямок. Тот, на кого возлагается обязанность идти первым, вовсе освобождается от груза.



В тех случаях, когда лед начал оседать, нужно немедленно, но очень осторожно возвращаться назад. По льду, который начал ломаться, лучше выбираться ползком, лежа на животе или лыжах, отбросив рюкзак и лыжные палки. Важно не растеряться и помнить, что двигаться можно только назад.

Если избежать купания в ледяной воде не удалось, то главное — это подавить страх и сохранить способность трезво мыслить. В большинстве случаев человек, даже не умеющий плавать, некоторое время остается на поверхности воды. Беда в том, что оказавшийся в ледяной купели человек очень быстро замерзает, лишаясь сил для борьбы за собственную жизнь. Поэтому очень важно использовать для спасения самые первые минуты пребывания в полынье.

Легче всего выбраться на лед, втыкая в него какой-нибудь острый предмет (нож, топор). Большую опасность представляет течение — оно способно затянуть под лед. Поэтому необходимо изо всех сил сопротивляться напору воды, стараясь взбираться на лед против течения или сбоку от него. Иногда выбраться из полыньи можно, если переворачиваться с живота на спину, пытаясь выползти на лед.
Бросаться на помощь провалившемуся под лед человеку всем остальным участникам перехода нельзя ни в коем случае — это приведет к катастрофе. Спасением занимается один человек, и еще один страхует его. Забота всех остальных — развести костер, разбить палатку, приготовить горячий чай и сухую одежду.

Спасатель ползком подбирается к полынье и протягивает пострадавшему конец веревки, ремня, лыжной палки, лыжи и т. п. Если ничего этого нет, то придется всем участникам группы лечь на лед цепочкой, обхватив друг друга за ноги, и вытянуть своего товарища из воды. Спасателю надо помнить, что он в любой момент может оказаться в положении потерпевшего. Поэтому приближаться к полынье нужно осторожно, стараясь увеличить площадь опоры за счет раскинутых в стороны рук и ног, и как можно меньше опираться на локти и колени.

Человека, побывавшего в ледяной воде, необходимо переодеть в сухую одежду, напоить горячим сладким чаем и, если переохлаждение не зашло слишком далеко, заставить двигаться, пока он не согреется, а затем на несколько часов уложить в спальный мешок. Сильно замерзшего человека нужно отогревать всеми доступными способами — не слишком интенсивным обогревом у костра, а еще лучше теплом собственных тел*.

Существенно облегчают передвижение по зимней тайге лыжи и снегоступы. В аварийной ситуации можно заняться изготовлением лыж. Импровизированные лыжи делают из тонкой еловой доски. Годится также осина или тополь. Заготовка для будущей лыжи вытесывается из тех слоев древесины, что расположены ближе к краю ствола — они более гибкие и прочные, чем середина. Некоторая естественная кривизна в комле выбранного дерева подойдет для носка лыж. Если же дерева с подходящей кривизной ствола не нашлось, то концы вытесанных досок придется загибать. Для этого надо развести костер и как следует прогреть землю под ним. Затем угли убирают, а концы досок втыкают в разогретую землю с тем, чтобы распарить дерево. По прошествии часа носки лыж вставляют между деревьями загибают и оставляют в таком положении сохнуть на два-три дня Лыжи можно оклеить или подбить камусом.

Ходить на таких лыжах не так уж просто. Подав лыжу недалеко вперед, лыжник чуть приподнимает носок и под прямым углом, в коротком шаге, плотно ставит лыжу на снег.

Конструкция простейших снегоступов ничем не отличается от устройства болотоступов. При наличии времени можно из пары жердей изготовить более солидное приспособление для ходьбы по снегу — нечто среднее между снегоступами и лыжами. Жерди длиной до полутора метров каждая распаривают над кипящей водой, загибают их передние и задние концы и связывают веревкой. Враспор между жердями вставляют короткие прочные куски дерева и привязывают их к жердям. Полученную таким образом деревянную раму остается покрыть снизу куском шкуры, коры или, в крайнем случае, плотной тканью.
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 22-01-2016, 08:52>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...