Эпизоды боев на Буйничском поле вошли в историю не только Великой Отечественной войны, но и советской литературы. Именно эти события описал Константин Симонов в своем романе "Живые и мертвые" (экранизирован в 60-е годы режиссером Столпером). В жаркие июльские дни подвиг пехотинцев 388-го стрелкового полка казался невероятным на фоне массового отступления войск Западного фронта, откатывавшихся под ударами танковых колонн панцерваффе.
12 июля 1941 года под Могилевом было доказано — противостоять танкам немцев можно. причем достаточно эффективно. Главное проявить выдержку и организовать бойцов, четко поставив боевые задачи. Как же разворачивались события в полосе обороны полка, который возглавлял Семён Фёдорович Кутепов?
В первых приграничных боях части РККА потерпели страшный разгром под Белостоком, под Минском. Это были котлы, в которых погибли кадровые части Белорусского военного округа, нацеливавшегося воевать на чужой территории. Не удалось задержать немцев на Березине, на Друти. Немцы пробились через боевые порядки 20-го механизированного корпуса и устремились к Могилеву, к Днепру. К 8-му июля танки Гудериана показались у Могилева, столкнувшись с обороной бойцов полковника Семёна Фёдоровича Кутепова (388-й пехотный полк, поддержанный артиллеристами полковника Мазалова (340-й артполк) и ополченцами из рабочих формирований могилевских предприятий).
К Днепру немцы рвались сразу с нескольких направлений — всего до восьми дивизий, танки и пехота. Атаки предварялись сильными налетами авиации. На Буйничском поле проходил передний край обороны, не дававший немцам подойти к Днепру. Здесь разгорелся жестокий танковый бой.
Части немецкой 3-й танковой дивизии вышли к полю в ночь на 11 июля, ударив из пулеметов и танковых пушек. Советские полковые пушки 45-мм молчали, не выдавая своих позиций. Били с дальних позиций только орудия 340-го лёгкого артполка. Немцы потеряли от этого обстрела несколько машин, но не остановили движения. В ходе дальнейшей атаки противник попал на минное поле, где замерли сразу семь танков. Гитлеровцам пришлось двигаться параллельно ж/д путям Могилёв – Гомель, где они были обстреляны батареей 76-мм пушек.
Преодолев пространство у станции, танки немцев сразились в районе противотанкового рва с артиллеристами батареи лейтенанта Возгрина, которая била по врагу прямой наводкой. Было уничтожено три единицы вражеской бронетехники. Бойцы забрасывали броню бутылками с зажигательной смесью. Отличился сержант Тарасевич, который зажег таким способом танк с перебитой гусеницей, а потом расстрелял весь экипаж из нагана.
Артогонь советских батарей отрезал пехоту от бронетехники, вынудил пехотинцев залечь у опушки леса. Теперь следовало уничтожить оставшиеся без поддержки пеших частей танки.
Героически дрались рабочие из отрядов ополчения. Труженики фабрики искусственного волокна на жалели жизни, бросали бутылки с "коктейлем Молотова", уничтожали выбиравшихся из башен немецких танкистов. По окопам лязгали гусеницы танков, строчили пулеметы, но люди не сдавались, отбивая от танков пехоту из винтовок и пулеметов.
Под руководством капитана Гаврюшина красноармейцы перешли в штыковую, отбросив немцев с поля сражения. Бой длился 14 часов. и за это время удалось полностью отбить все попытки немцев прорваться к Днепру. По отходившим гитлеровцам ударили 122-миллиметровые орудия, накрывая части противника в лесном массиве. Этим и завершился тот памятный танковый бой.
Настала пора сбора трофеев. На командный пункт полковника Кутепова бойцы стали пригонять захваченные мотоциклы и велосипеды, приносить груды немецких наградных крестов, автоматы и пулеметы. Штаб полка подвел итоги ожесточенного боя. Оказалось, что в этот день было сожжено 39 танков, 2 грузовика, три БТР, легковая машина, перебито до двух рот пехоты. Немцам не удалось эвакуировать танки с перебитыми гусеницами, все оставшиеся на поле боя машины были взорваны полковыми саперами Кутепова.
В эпицентре схватки оказались корреспонденты столичной газеты "Красная звезда" — фотограф Павел Трошкин и писатель Константин Симонов. Они и запечатлели панораму горящих немецких танков под Могилевом.
Судьба главного организатора этой одной из первых побед РККА полковника Кутепова сложилась трагически. Он прорывался с остатками своего 388-го стрелкового полка из окружения, был ранен. Потом был плен, попал Кутепов к немцам, потеряв сознание. Он бежал из лагеря, нашел партизан, воевал в тылу нацистов, пока не пал смертью храбрых в декабре 1941 года в белорусских лесах.