В 1967 г. фирма FMC получила заказ на разработку на базе M113 двух прототипов боевых машин пехоты. Прототипы получили обозначение ХМ765. Первый образец, изготовленный в 1970 г., оказался неудачным. Другую машину фирма разрабатывала в плане частной инициативы. Её конструкция была продумана гораздо лучше и заинтересовала зарубежных заказчиков. В 1975 г Голландия разместила в США заказ на 880 машин, больше известных под обозначением AIFV (Armoured Infantry Fighting Vehicle), a в 1981 г ещё на 810. В голландской армии эти боевые машины пехоты получили обозначение YPR-765. Их производство было развернуто также на предприятиях фирмы DAF в Эйндховене. В 1979 г Бельгия закупила лицензию на производство 514 машин M765, которые выпускались в 1982-1988 гг. 45 машин под обозначением PIFV в 1979 году закупили Филиппины. В 1987г по итогам сравнительных испытаний БМП M765, Puma и Warrior, лицензию на производство M765 приобрела Турция: по соташению с FMC турецкая фирма -Hypon- получила заказ на производство 650 AIFV с усиленным бронированием.
Боевая машина пехоты M765 Лобовая часть корпуса M765 осталась такой же, как у M113. Спереди справа находится моторно-трансмиссионное отделение, рабочее место механика-водителя располагается слева. Механик-водитель попадает в машину через индивидуальный круглый люк, который открывается назад. Его рабочее место оснащено четырьмя перископами М24. При езде в ночное время, один из средних перископов заменяется пассивным прибором ночного видения. Доступ к силовому агрегату обеспечивает наклонная панель, крепящаяся к верхней лобовой плите корпуса. В крыше моторно-трансмиссионого отделения предусмотрены бронированные жалюзи, через которые к двигателю поступает воздух и удаляются выхлопные газы и горячий воздух.
За моторно-трансмиссионным отделением, с правой стороны корпуса смонтирована одноместная башенка, разработанная фирмой FMC. В ней размещается рабочее место наводчика, который занимает его через круглый люк в крьше башенки. За местом механика-водитепя на высоте башенки (с левой стороны корпуса) находится место командира машины. Он попадает в машину так же, как и механик-водитель — через индивидуальный люк. Для наблюдения за местностью командир располагает четырьмя перископами М17 и перископом М20А1, имеющим 1-кратное и 6-кратное увеличение. При необходимости он может быть заменён пассивным перископическим прибором ночного видения.
В кормовой части корпуса M765 расположено десантное отделение, оборудованное для перевозки семерых солдат с полной выкладкой. Один из солдат сидит спиной к направлению движения между командиром и наводчиком. Остальные шестеро размещаются в два ряда по три человека и сидят спинами друг к другу. Для входа и выхода десанта служит большая рампа с электрическим приводом, установленная в кормовой стенке корпуса, или круглый люк в крыше. При выходе из строя электрического привода рампы, десантники могут покинуть машину через открывающуюся вручную дверь, устроенную в левой стороне рампы. Пять солдат десанта имеют возможность наблюдать за полем боя и вести огонь изнутри машины. Для этой цели в каждом борту M765 имеется по два, а в рампе одно стрелковое гнездо и оптические блоки . Бортовые оптические блоки оборудованы перископом М17, а кормовой (в рампе) перископом М27.
В кормовой части корпуса, по обе стороны от рампы устаноалены два внешних бронированных топливных бака, которые отделены от десантного отделения броневыми плитами. Позже это решение было использовано и на бронетранспортёре M113A3.
На БМП M765 применяется двухслойная броня. Основное бронирование выполнено из алюминиевых плит методом сварки. Борта и корма машины снаружи дополнительно укреплены броней из многослойного материала, разработанного специалистами фирмы FMC и обеспечивающего лучшую защиту при меньшей массе, чем у любого другого броневого материала, использовавшегося в те годы. Пространство между основным и многослойным бронированием заполнено пенополиуретаном для обеспечения лучшей плавучести. Башенка также сварена из алюминиевых плит и дополнительно защищена многослойной броней.
Боевая машина пехоты M765 Основное вооружение БМП M765 составляет 25-мм пушка KBA-BO2 фирмы Oerlikon Contraves. Пушка имеет двухленточную систему заряжания, что позволяет наводчику выбирать боеприпасы в зависимости от поражаемой цели. Наведение пушки в обеих плоскостях осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Углы наведения в вертикальной плоскости — от -10" до +50° — позволяют вести борьбу с воздушными целями, особенно вертолётами. Дальность эффективного огня пушки составляет 2500 м. Для стрельбы ислопьзуются трассирующие подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном (APDS-T) или трассирующие кумулятивные снаряды (HEI-T), разработанные фирмой Oerlikon Contraves. Первый с дальности 1000 м пробивает 45-мм стальную броню, установленную под углом 90'. Могут использоваться и более современные стабилизирующиеся в полёте трассирующие подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном (APFSDS-T), которые пробивают броню толщиной 60 мм. Огонь из пушки можно вести сериями от трёх до десяти выстрелов. По тре6ованию заказчика машина может оснащаться системой стабилизации пушки.
В качестве дополнительного вооружения используется спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет М240С. Машины, поставляемые вооружённым силам Нидерландов оснащаются также шестью дымовыми гранатомётами, которые устанавливаются на верхней лобовой плите корпуса. Возимый боекомплект состоит из 322 выстрелов и 1840 патронов.
Для ведения огня, рабочее место наводчика оборудовано универсальным прицелом с дневным и ночным каналами фирмы "Филипс". Он позволяет вести наблюдение, обнаруживать и опознавать цели с 2-кратным и 6-кратным увеличением днём и 6-кратным увеличением ночью. Для ведения огня по воздушным целям используется коллиматорный прицел. Башенка наводчика дополнительно оснащена четырьмя перископами М27, установленными по два с каждой стороны.
БМП M765 оснащена б-цилиндровым V-образным дизелем с турбонаддувом 6V-53T, развивающим мощность 194 кВт при 2800 об/мин. Этот двигатель представляет собой улучшенный вариант двигателя, применявшегося на бронетранспортёрах M113A1. С двигателем сблокирована трансмиссия ТХ100-1А, разработанная фирмой -Дженерал Моторс-. Точно такой же агрегат применялся и на бронетранспортерах М113А2. Характеристики двигателя обеспечивают удельную мощность на уровне 14 кВт/т и позволяют машине двигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 61,2 км/ч, а по бездорожью — со скоростью 28,2 км/ч. С запасом топлива 416 л боевая машина пехоты может пройти без дозаправки 490 км.
Гусеничная ходовая часть M765 состоит из десяти (2x5) опорных катков с резиновыми бандажами, ведущих колес переднего расположения, направляющих колес заднего расположения, двух гусениц типа T130E1, торсионных валов и шести амортизаторов, размещенных при первых, вторых и последних опорных катках. Большая часть вышеперечисленных элементов позаимствована у бронетранспортёра M113A1.
БМП M765 является плавающей машиной. Движение по воде осуществляется перематыванием гусениц, при этом скорость плавания достигает 6.3 км/ч. В состав оборудования для плавания входит волноотражательный щиток, обычно лежащий на верхней лобовой плите корпуса и поднимающийся при преодолении вплавь водной преграды. Его установка в рабочее положение осуществляется с помощью гидравлической системы, приводимой в действие механиком-водителем. Конструкция волноотражательного щитка аналогична той, что применялась на БТР M113A3, его внутреннее пространство заполнено пенополиуретаном, увеличивающим плавучесть машины.
В состав стандартного оборудования входят фильтровентиляционная установка и обогреватель десантного отделения.
На базе M765 разработаны также различные модели специализированных машин: машина управления, 120-мм самоходный миномёт, самоходный противотанковый ракетный комплекс TOW, бронетранспортёр, санитарная машина, машина технического обеспечения.
В вооружённых силах Бельгии эксплуатируются 514 боевых машин пехоты M765, Голландии — 1720 машин разных модификаций, Филиппин — 45.
Тактико-технические характеристики БМП M765
Боевая масса, т 13,47
Экипаж, чел 3+7
Габаритные размеры, мм,
длина 5260
ширина 2820
высота 2780
клиренс 430
Бронирование противопульное
Вооружение. 25-мм пушка КВА-В02 «Эрликон», 7,62-мм пулемёт М240С
Боекомплект 322 выстрелов. 1840 патронов
Двигатель 6V-53T. 6-цилиндровый V-образный дизель с турбонаддувом. мощность 194 кВт при 2800 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т 14,0
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 61,2
по бездорожью 28.2
на плаву 6,3
Запас хода по шоссе, км 490
Запас топлива, л 416
Преодолеваемые препятствия
высота стенки, м 0,64
ширина рва, м 1,68
глубина брода, м плавает
Источник: http://www.dogswar.ru/