Многоцелевой вертолёт S-76 (H-76) Eagle предназначен для выполнения транспортных операций и оказания огневой поддержки с воздуха. В 1975 г. компания «Sikorsky» приступила к созданию 14-местного пассажирского вертолета S-76, названного «Спирит». Первый из четырех опытных образцов поднялся в воздух 13 марта 1977 г., а первый серийный вертолет, полностью сертифицированный согласно правилам полетов по приборам, был поставлен 27 февраля 1979 г. Двухлетняя программа сертификации стала результатом использования усовершенствованного сочетания динамических систем и си ловой установки, разработанных исходя из военных требований.
Однако модернизация вертолета продолжалась и тогда, когда началось серийное производство, которое с 1 марта 1982 г. переключилось на улучшенный вариант S-76 Mk.2. Он отличается усовершенствованной системой кондиционирования, улучшениями динамической системы, более простыми, с точки зрения технического обслуживания, панелями и улучшенным вариантом ТВД Аллисон 250, который позволяет увеличить гарантированную выходную мощность.
В 1983 г. поднялся в воздух первый вертолет S-76B. Он имеет два двигателя Пратт-Уитни РТ6В-36А, каждый мощностью по 771 кВт/1033 л.с., а также аэродинамические усовершенствования, разработанные для вертолета UH-60, и полностью отвечает требованиям правил полетов по приборам категории А.
Двенадцатиместный вариант S-76C был представлен в июне 1989 г. и поднялся в воздух в мае 1990 г. с двигателями Турбомека Ариэль 1S1. К этому времени на него уже поступили военные заказы из Гонконга и Испании.
Производились или были разработаны следующие варианты.
S-76 — первоначальный серийный вариант. S-76A — непроданные вертолеты S-76 с ТВД Турбомека Ариэль. Производились как спасательные вертолеты для ВВС Гонконга с прожекторами и турелью под носовой частью фюзеляжа для бортовой ИК-системы FLIR и системы подвижной радиолокационной цели.
S-76 Mk.2 — серийный всепогодный транспортный вариант.
S-76 «Утилити» — упрощенный вариант вертолета S-76 Mk.2 со сдвижными люками и неубирающимся шасси.
AUH-76 — вертолет общего назначения; корпус как у вертолета S-76 «Утилити», но оснащался авионикой и оружием.
S-76B — серийный вариант с ТВД Пратт-Уитни РТ6В-36.
S-76C — серийный вариант с ТВД Турбомека Ариэль 1S1.
H-76 Eagle — вооруженный вариант вертолета S-76B.
H-76N — проектный вариант военно-морского вертолета.
В 1985 г. появился специальный военный вариант H-76 Eagle. На нем установлены сдвижные двери в кабину и грузовой отсек, неубирающееся шасси, взрывобезопасные топливные баки, бронированные сиденья летчиков, оборудованы места для 10 десантников. H-76 Eagle вооружен набором из контейнеров для пушек, ракет «Тоу» и даже ракетами класса «воздух—воздух» на пилонах небольшого крыла. Имеет прицел, вмонтированный в нижнюю носовую часть фюзеляжа или на стойке. Ожидается заказ на 175 машин от Южной Кореи. Постепенно сборка будет передана в компанию «Дэу-Сикорский Аэроспейс Лтд».
Силовая установка состоит из двух ТВД, расположенных в верхней части фюзеляжа за пилоном несущего винта. Двигатели имеют передний вывод выходного вала, независимые системы подачи топлива и смазки и противопожарной защиты, а также снабжены противообледенительными устройствами и противопыльными фильтрами.
Фюзеляж вертолета H-76 Eagle монококовой конструкции. выполнен с использованием композиционных материалов. Носовая часть фюзеляжа изготовлена из стекловолокна, в конструкции грузовой кабины применены легкие сплавы и сотовый заполнитель, хвостовая балка полумонококовой конструкции выполнена из легких сплавов, обтекатели изготовлены с применением кевлара. Из кевлара сделаны также панели обшивки фюзеляжа, смотровые панели, двери, каркас фонаря кабины, пилон несущего винта. Шасси неубирающееся, трехстоечное, с носовой стойкой, использованы пневматики низкого давления.
На вертолете установлены различные виды радионавигационного и радиолокационного оборудования, в том числе КВ-приемопередатчик VHF-20A, связная КВ-радиостанция AN/ARC-186, связная УКВ-радиостанция 719А, автоматический радиокомпас ADF-60A. УКВ-радиокомпас DF-301E, всенаправленный УКВ-радиомаяк VIR-30A с системой посадки по приборам, лазерный дальномер, ИЛС. Автопилот может работать в режиме автоматического управления полетом или в режиме повышения устойчивости, обеспечивая контроль за всеми системами.
Комплекты вооружения вертолета могут включать подвижные пулеметные установки M60D калибра 7,62 мм для стрельбы через проемы грузовых дверей, подвешиваемые по бокам фюзеляжа пулеметы калибра 7.62 и 12,7 мм, контейнеры с НУР калибра 70 и 127 мм, УР «Си Скьюа» и «Стингер» класса «воздух— воздух», пушки калибра 20 мм, до 16 ПТУР типа «Тоу» и торпеды Мк.46. Вооружение может подвешиваться на съемной конструкции с четырьмя узлами крепления. Предусматривается аварийный сброс вооружения.
H-76 Eagle — перспективный вертолет объединенной технологии ARTI. На нем испытана кабина нового поколения для одного пилота, в которой использованы все последние достижения науки и техники.
Вертолет H-76 Eagle принят на вооружение в США и продан в ряд государств Европы и Азии.
ТАКТИКО ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 2
Скорость, км/ч:
максимальная 269
крейсерская 241
Потолок, м:
статический 2560
динамический 4725
Дальность перегоночная, км 713
Масса, кг:
максимальная взлетная 5175
пустого вертолета 3030
Максимальная полезная нагрузка, кг 900
Габариты вертолета, м:
диаметр несущего винта 13,41
длина 13,22
высота 4,52
Двигатель: ТВД Pratt & Whitney РТ6В-36, л.с. 2 по 960