Основной боевой танк Zulfiqar-1 (или Zolfaqar) был разработан в начале 1990 годов по инициативе заместителя командующего сухопутными войсками бригадного генерала Mir-Younes Masoumzadeh. Свое название этот танк получил по имени легендарного меча шиитского имама Хазрата Али. Первые прототипы танка проходили испытания в 1993 году. Шесть предсерийных образцов танка были выпушены в 1997 году. Основной боевой танк Zulfiqar-1 создан на основе технических решений и основных узлов и агрегатов американских танков M48 и M60 и российского Т-72С. Первые в больших количествах (соответственно 240 и 355) поставлялись шахскому режиму в 1970-е годы, последний в настоящее время производится в Иране по российской лицензии. Все эти машины относятся к танкам второго поколения.
Компоновка танка — классическая с кормовым расположением МТО. Корпус и башня сварные, достаточно простой формы, близкой к прямоугольной. Лобовой лист корпуса расположен под большим углом наклона к вертикали. Место механика-водителя находится на продольной оси танка.
Ходовая часть выполнена по образцу танков M48 и M60. Судя по оформлению кормы корпуса, также аналогичной американским образцам, но выполненной сварной, трансмиссия SPAT 1200 является копией трансмиссии M60. Вооружение танка состоит из 125-мм российской гладкоствольной пушки 2А46, изготавливаемой в Иране по лицензии. Открытым остается вопрос о наличии на танке автомата заряжания. В танке используется СУО EFCS-3 словенского производства, созданная для модернизации танков Т-55. Вспомогательное вооружение состоит из 7,62-мм спаренного пулемета и 12,7-мм зенитного пулемета, установленного на командирской башенке. На лобовой броне башни слева и справа от пушки установлены блоки дымовых гранатометов.
Основной боевой танк Zulfiqar-1Помимо базовой модификации Zulfiqar-1 к 1999 году были изготовлены танки Zulfiqar-2 и Zulfiqar-3. Первый внешне отличается от базового варианта новой башней и наличием фальшбортов. У второго используется новая ходовая часть с 7 опорными катками. На этих танках установлена СУО с лазерным дальномером, тепловизионные приборы ночного видения, автомат заряжания. Танки оснащены двигателем В-84МС мощностью 1000 л.с. Боевая масса возросла до 40 т. На машинах усилено основное бронирование и предусмотрена возможность установки динамической защиты.
В конце июля 1997 года президент Ирана Хашеми Рафсанджани официально открыл новую производственную линию по сборке основных боевых танков Zulfiqar и гусеничных бронетранспортёров Boragli. Однако утверждать точно, что серийное производство танков Zulfiqar начато трудно. Точных данных нет, а остальные колеблются внутри фантастической вилки от 4 до 520 изготовленных машин. Первая цифра основывается на том, что ни на парадах в Тегеране, ни на официальных показах более 4 танков этого типа иранцы не демонстрировали. Вторая принадлежит иранским официальным источникам и, скорее всего, это — общее число изготовленных в Иране танков за последние 10 лет. Основу этой цифры, безусловно, составляют не Zulfiqar, а российские Т-72С. Судя по всему, можно более или менее уверенно говорить не более чем о двух десятках танков Zulfiqar трех модификаций, находящихся в эксплуатации в иранской армии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Zulfiqar-1
БОЕВАЯ МАССА, т: 36.
ЭКИПАЖ, чел.: 3-4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 7000, ширина - 3600, высота — 2500,
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А46 калибра 125 мм, 1 спаренный пулемет калибра 7.62 мм, 1 зенитный пулемет Тип 54 калибра 12,7 мм, 8 пусковых установок для пуска дымовых гранат.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной.
ДВИГАТЕЛЬ: 12-цилиндровый дизель мощностью 780 л.с. (573 кВт).
ТРАНСМИССИЯ: SPAT 1200, гидромеханическая типа «Кросс-Драйв».
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, пять подаерживаюших катков, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 70.
ЗАПАС ХОДА, км: 450.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.