Последний этап Второй мировой войны и пролог длительной холодной войны возвращают нашу память к следующим словам — Потсдам, Хиросима, «Дропшот». Потсдамская конференция лидеров трех стран-союзников, Сталина, Черчилля и Трумэна, проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года. За день до начала этой конференции американцы впервые в истории провели испытания экспериментального ядерного боезаряда на своей территории. А уже после завершения встречи, 6 и 9 августа, подобными же атомными бомбами они превратили в пепел японские города Хиросиму и Нагасаки. Уже тогда бросалось в глаза очевидное стремление подогнать первые испытания нового вида оружия к началу встречи «большой тройки», а к концу встречи продемонстрировать страшные возможности атомного оружия.
Все это демонстрировало, что Вторая мировая война могла стать прологом войны еще более страшной и разрушительной. Так, только американский план «Троян» предусматривал нанесение по СССР массированного авиаудара. Бомбы должны были упасть на 20 советских городов, на которые агрессор планировал сбросить 300 ядерных и 20 тысяч обычных бомб. Если бы такое произошло на самом деле, это стало бы новой, гораздо более страшной «Хиросимой», жертвы которой трудно было бы представить.
Перенесемся в теперь уже далекое для нас прошлое. До завершения Второй мировой войны оставался еще год, но эксперты из США уже стремились заглянуть в будущее. 16 мая 1944 года Комитет начальников штабов США проинформировал правительство страны о том, что после окончания войны Советский Союз станет мощной державой. После этого вполне реальным станет столкновение экономических интересов США, Великобритании и СССР. Перед самым проведением Ялтинской конференции в феврале 1945 года Комитет начальников штабов предоставил руководству страны более детальный анализ возможного развития событий. Эксперты по ту сторону Атлантики считали, что после войны Советский Союз вынужден будет сократить свои вооруженные силы до 3-х миллионов человек для того, чтобы высвободить рабочие руки, необходимые для восстановления разрушенной войной экономики. Считалось, что этот период продлится до 1952 года и будет самым подходящим временем для возможного нападения на СССР.
Отношения между союзниками медленно, но неуклонно ухудшались. В советской прессе появлялось все больше гневных статей, которые содержали карикатуры Кукрыниксов и Бориса Ефимова, обличающие «поджигателей войны». Американская пресса отвечала идеологическими атаками на Советский Союз. При этом яростной словесной перепалкой в прессе дело не ограничивалось. Высшее руководство США всего через несколько месяцев после завершения Второй мировой войны обратилось к военным с указанием разработать планы нападения на Советский Союз, вот такое вот коварство от бывших союзников по антигитлеровской коалиции.
3 ноября 1945 года (то есть всего через два месяца после капитуляции Японии) на рассмотрение Комитета начальников штабов США был представлен доклад за №329 от Объединенного разведывательного комитета. Первый же параграф данного документа гласил: «Отобрать приблизительно 20 целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки Советского Союза». На взгляд американских военных стратегов, момент наступал самый подходящий. СССР заплатил за победу во Второй мировой войне более чем 27 миллионами жизней (споры о цифре продолжаются до сих пор), в то время как США потеряли в войне менее полумиллиона своих граждан. Одновременно с этим индустриальный потенциал штатов не только не пострадал от боевых действий, но и неизмеримо увеличился, благодаря огромному количеству военных заказов. В конце Второй мировой войны на долю США приходилось 2/3 всего мирового промышленного производства и половина всего объема выплавки стали.
Уже 14 декабря 1945 года Объединенный комитет начальников штабов США издаст директиву, в которой, среди прочего, отмечалось: «Наиболее эффективным оружием, которое штаты могут использовать для нанесения удара по Советскому Союзу, являются имеющиеся в наличии атомные бомбы». Планы, которые создавались в тот момент времени, предполагали добиться решающего успеха в первую очередь за счет массированного применения атомных бомб и бомбардировок территории СССР, что должно было подорвать экономический потенциал страны и вызвать психологический шок у армии и населения. Правда, признавалось, что психологически бомбардировки могут наоборот привести к сплочению населения СССР вокруг своего правительства.
Начиная с конца 1945 года, один военный план войны с Советским Союзом неизменно сменялся другим. При этом каждый из этих планов обещал американцам безоговорочную победу в войне. Аргументов для проявления оптимизма по поводу возможного конфликта было достаточно, и самый главный заключался в том, что у Вашингтона на тот момент уже была готовая атомная бомба, а Москва это страшной силы оружие только создавала. Дебютный американский план войны против СССР под названием «Пинчер» был готов 2 марта 1946 года. Вероятным регионом боевых действий против Советского Союза был выбран Ближний Восток, поскольку именно в этом регионе, по мнению американских военных аналитиков, Советский Союз попытался бы создать заслон для обеспечения обороны своих самых развитых в промышленном и сельскохозяйственном отношении районов — Украины и Кавказа. План предусматривал нанесение мощного ядерного удара, который должен был привести США к победе.
В последующие годы работник американских штабов успели составить огромное количество планов, поставив их разработку практически на поток. Один за другим увидели свет планы «Бушвэкер», «Кранкшафт», «Хафмун», «Когвилл», «Оффтэк». В 1948 году американцами был представлен план «Чариотир», который предусматривал сброс 200 атомных бомб на 70 советских городов. Таким образом, каждый новый день мог превратить холодную войну в настоящий планетарный конфликт. После образования блока НАТО у Вашингтона появилось больше союзников, а значит, возрастал и военный потенциал США. Планы американских военных становились при этом более жестокими и циничными.
19 декабря 1949 года Комитетом начальников штабов был утвержден один из самых известных планов военной агрессии против СССР под названием «Дропшот» (укороченный удар в теннисе), в последнее время можно встретить и переводы названия данной операции «короткий удар», «моментальный удар», «последний выстрел». План предусматривал нанесение сильного бомбового удара. На Советский Союз планировалось сбросить 300 атомных бомб и 250 тысяч тонн обыкновенных. При этом территория побежденного и лежащего в руинах государства должна была быть оккупирована. Всего территория страны делилась на 4 части: Западная часть СССР, Украина-Кавказ, Урал — Западная Сибирь — Туркестан, Восточная Сибирь — Забайкалье — Приморье. Все эти зоны делились на 22 подзоны ответственности, в которых должны были разместиться оккупационные дивизии. По продуманности своих действий план превосходил «Барбароссу».
Бомбардировки первого дня должны были привести к потере Советским Союзом 85% своих промышленных мощностей. В плане детально расписывались действия против советских наземных, воздушных и морских сил, подавлению системы ПВО. Второй период следовал за первым ядерным ударом и предусматривал продолжение воздушного наступления с развертыванием 164 натовских дивизий, среди которых было 69 американских. Планировалось установить контроль над океанскими и морскими коммуникациями. Третий этап кампании предусматривал переход в наступление 114 дивизий блока НАТО на западе, а с юга (на северо-западном побережье Черного моря) должны были высадиться еще 50 дивизий. Эти соединения должны были уничтожить вооруженные силы СССР в Центральной Европе. Данные действия в совокупности с продолжающимися массированными бомбардировками мирных советских городов должны были принудить Москву и ее союзников к капитуляции. Всего в войне против Советского Союза планировалось задействовать 250 дивизий — 6,25 миллиона человек. При этом в авиации, флоте, частях ПВО и усиления планировалось развернуть еще около 8 миллионов человек. А в общей сложности для реализации на практике плана «Дропшот» планировалось задействовать вооруженные силы общей численностью в 20 миллионов человек.
При этом члены Комитета начальников штабов США решили при проведении военных игр проверить, насколько велики шансы вывести из строя 9 стратегических районов Советского Союза: Москва, Ленинград, Архангельск, Урал, Кавказ, объекты черноморского побережья, Ташкент — Алма-Ата, Байкал, Владивосток. В теории все выходило гладко, но аналитики пришли к не самым утешительным выводам. Вероятность успешной атаки оценивалась в 70%, но при этом потери авиации оценивались в 55% от общего числа задействованных в ударе бомбардировщиков. Цифра была очень внушительной. Для того чтобы нагляднее оценить такой процент потерь, можно взять случай из истории Второй мировой войны. Самый тяжелый урон в марте 1944 года понесла группа из 97 бомбардировщиков союзников, целью которых был Нюрнберг. С задания тогда не вернулось 20 самолетов, что составляло 20,6% от всех задействованных в ударе машин.
Но больше всего американцев и их союзников пугала опасность ответного удара со стороны СССР. В том числе начала широкомасштабного наземного наступления. По этой причине американцы никогда и не пытались реализовать свои планы. При этом генерал-майор С. Андерсон, начальник оперативного управления штаба ВВС США, докладывал госсекретарю ВВС С. Саймингтону, что американские военно-воздушные силы не смогут осуществить все намеченные операции против СССР, а также обеспечить противовоздушную оборону территории Аляски и США.
В Кремле в тот момент хранили поистине ледяное спокойствие. Одним из аргументов в споре с США стало создание собственной ядерной бомбы, о чем объявил заместитель Совета Министров Климент Ворошилов. Однако даже эта новость не привела к угасанию работ по созданию планов войны с СССР. В 1952 году американский президент Гарри Трумэн говорил: «Мы сотрем с лица земли любые города и порты, которые будет необходимо уничтожить для достижения наших целей».
Но все это так и осталось лишь жесткой риторикой. Третья мировая война не началась, но лишь по той причине, что у СССР становилось все больше ядерного оружия и появились баллистические ракеты. К тому же в Советском Союзе полным ходом шли работы над созданием системы противовоздушной обороны городов и важных промышленных и стратегических объектов, носившие шифр «Беркут». В рамках данного проекта создавалось принципиально новое на тот момент времени оружие — зенитные управляемые ракеты. В 1955 году система, получившая обозначение С-25, поступила на вооружение армии. Характеристики системы вполне устраивали военных, данный комплекс ПВО мог дать серьезный отпор воздушной угрозе со стороны вероятного противника.
Американские планы ядерных ударов по СССР в 1940-50-е годы не были фантазиями или выдумкой. Они реально прорабатывались и анализировались. Для страны, которая потеряла в минувшей войне более 25 миллионов своих граждан и день и ночь трудилась над восстановлением разрушенного, живя буквально в землянках, это был бы сильнейший удар. Парадокс демократии заключается в том, что Вашингтон не просто разрабатывал в свое время эти чудовищные планы агрессии против бывшего союзника в войне, но и предал их гласности в 1970-е годы. Американцы сами рассекретили свои программы. Возможно, лет через 20-30 мы снова сможем узнать детали планируемых американцами операций против нашей страны, но теперь уже во времена президентств Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы, ведь и сейчас в XXI веке мир по-прежнему трудно назвать стабильным. Мы все еще сидим на «пороховой бочке», хоть она и отбалансирована современными системами ядерного сдерживания и эшелонированной системой ПВО.
Источник: http://topwar.ru/74867-amerikanskie-plany-yadernyh-udarov-po-gorodam-sssr.html