Однажды летчик-испытатель Степан Павлович Супрун получил задание — выяснить причину воспламенения в воздухе нового самолета. Он поднялся на высоту и проделывал одну фигуру за другой, пока не обнаружил, в каком именно положении происходит это злополучное возгорание. Преднамеренно вызвав пожар, он не сразу смог ликвидировать его. Положение казалось безвыходным. Прыгать с парашютом? Но тогда многое останется невыясненным. Он яростно швырял самолет из стороны в сторону, пока не сбил пламя.
Много раз летчик-испытатель Супрун рисковал своей жизнью для того, чтобы летчики авиационных частей получали надежные самолеты. Одну из скоростных машин С.П. Супрун испытывал вместе с В.П. Чкаловым. Оба они страстно любили свое дело, оба мечтали о новых самолетах, оба делали все, чтобы скорее поднять в воздух новый боевой самолет. Супрун, как и Чкалов, был выдающимся мастером высшего пилотажа. Кто из бывавших в тридцатых годах на авиационных праздниках в Тушино и на первомайских парадах в Москве, не восхищался изумительно слетанной пятеркой скоростных истребителей, которую водил Степан Супрун. Его смелые и красивые полеты видели и за рубежом, куда он, как один из первоклассных советских летчиков-испытателей, выезжал в командировки для ознакомления с иностранной авиатехникой. «Советские самолеты, — говорил он, — должны быть лучше всех других. Многому уже сейчас могут поучиться у нас иностранцы, а в будущем мы еще дальше шагнем вперед в улучшении качества наших машин».
25 мая 1936 года М.И. Калинин подписал постановление ЦИК СССР о награждении Степана Павловича Супруна орденом Ленина за выдающиеся успехи в овладении боевой авиационной техникой. В 1937 году С.П. Супрун был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета первого созыва. Выступая он говорил: «Хочется сделать что-то большое для своего народа, для большевистской партии, для Родины».
Супрун был не только первоклассным летчиком, мастерски владеющим техникой пилотирования, но и храбрым воздушным бойцом. Он считал, что военному летчику-испытателю нужна практика и боевой опыт. В 1939 году в небе Китая развертываются ожесточенные воздушные сражения против японской авиации. Основную тяжесть воздушных боев выносят на своих плечах советские летчики-добровольцы. Весной 1939 года С. П. Супрун подает рапорт с просьбой поехать добровольцем в Китай.
Из советских летчиков была сформирована истребительная группа, в состав которой входили две эскадрильи. Одна эскадрилья имела на вооружении самолеты И-16, другая — И-15-бис. Майор С.П. Супрун стал командором группы. Летчики его подразделения прикрывали важные объекты Китая от налетов японской авиации. Степан Павлович показал себя мастером ночных воздушных боев, разработал ряд тактических приемов ночных действий истребителей. Группа под его командованием в течение короткого времени уничтожила 36 японских самолетов. За успешное выполнение правительственного задания и проявленные при этом мужество и героизм С.П. Супруну 12 мая 1940 года было присвоено званое Героя Советского Союза.
Обогащенный боевым опытом, летчик вернулся к испытательной работе. Он получал одно сложное задание за другим. К этому времени он летал в общей сложности более чем на ста типах отечественных и иностранных машин! С большой теплотой вспоминал Степана Павловича прославленный летчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки: «Это был отличнейший летчик, блестяще владеющий техникой пилотирования, говорил он. — Ему приходилось выполнять самые разнообразные задания по испытанию техники, и всегда он показывал образцы мужества, непреклонной силы волн высокого мастерства».
Великая Отечественная война застала Супруна в одном из южных санаториев. Менее чем через сутки он был уже в Москве. Степан Павлович стремился скорее вступить в бой с гитлеровской авиацией. «Я летал на немецких машинах и знаю, как их следует бить, — в который раз повторял Супрун своему начальнику. — Надо проверить в боях наши новые «миги».
В стремлении как можно скорее вылететь на фронт Сергей Павлович был не одинок. На третий день войны он, вернувшись из Генштаба, объявил, что создает 401-й истребительный авиаполк особого назначения и берет только добровольцев. Ядро полка составили летчики-испытатели, в числе, которых были Константин Коккинаки, Валентин Хомяков, Евгений Уляхин, Леонид Кувшинов, Юрий Кругликов и другие.
Но даже в это горячее время он продолжал испытательскую работу. На третий день войны, 24 июня, он представил отчет об облете модифицированного самолета Як-1, который заканчивал словам: «Необходимо срочно запустить самолет в серию», Супрун мучительно переживал каждую задержку в комплектовании полка, в получении самолетов. Не дождавшись, пока формирование будет полностью закончено, он оставил своего заместителя К. Коккинаки завершать дело, а сам с двумя эскадрильями 30 июня вылетел на Западный фронт. Произвели посадку на лесном аэродроме Зубово. Степан Павлович приказал немедленно дозаправить машины.
Не прошло и двух часов, как в воздухе показался вражеский разведчик. Супрун на своем «миге» взлетел навстречу врагу. Представился удобный случай показать своим летчикам, часть которых раньше не бывала в боях, как надо бить врага. Завидев краснозвездный истребитель, фашист пытался удрать. Но не тут-то было. С первого захода Супрун убил стрелка, а второй очередью свалил вражеский самолет на землю.
Вскоре посты наблюдения сообщили, что приближается второй самолет противника. Командир взлетел опять, набрал высоту и стал в облаках поджидать фашиста. Вот самолет с крестами на крыльях промелькнул внизу, и в тот же миг Супрун сверху бросился на него. Ярким факелом вспыхнул и этот вражеский самолет. В полку царило возбуждение. «Вот это командир! Настоящий ас!» — говорили летчики, делясь впечатлениями о первом фронтовом дне. До появления на этом участке полка Супруна самолеты противника летали низко и часто безнаказанно. Одна из главных заслуг истребителей 401-го полка, как отмечалось позднее в представлении Степана Павловича к награждению второй медалью «Золотая Звезда», состояла в том, что они отбили у германских летчиков охоту летать на этом участке фронта и «загнали их на высоту».
Летчики 401-го авиационного полка только за два дня, 2 и 3 июля, сбили восемь фашистских самолетов. Полк Супруна вел непрерывную разведку поля боя, наносил меткие удары по наземным целям. За один день, 3 июля, полк уничтожил две переправы гитлеровцев через Березину, железнодорожный мост, много боевой техники. В этот же день полк совершил штурмовой налет на немецкий аэродром. «Миги» сожгли на земле 17 вражеских самолетов, склады горючего и боеприпасов.
4 июля десятка МиГ-3 во главе с командиром эскадрильи майором Хомяковым получила задание сопровождать наши бомбардировщики, наносившие удар по переправе противника через Березину в районе Борисова и по колоннам пехоты и танков на дороге Борисов — Крупки. В составе десятки полетел и командир полка. Это был его четвертый боевой вылет за день. Как и в предыдущие дни, он хотел лично участвовать в бою, убедиться в результатах, а на обратном пути уточнить расположение войск противника. Когда бомбардировщики, выполнив задание, возвращались на свой аэродром, подполковник Супрун с ведомым лейтенантом Остаповым развернулся в направлении дороги Крупки — Орша, чтобы провести разведку и свободный поиск противника в воздухе. Вскоре Остапов обнаружил фашистский четырехмоторный бомбардировщик «ФоккеВульф-200», стал его преследовать, но был подбит.
Супрун атаковал второй бомбардировщик, маскировавшийся в облаках с редкими разрывами, и подбил его. При выходе из атаки советский летчик был ранен в грудь очередью воздушного стрелка. Внезапно из облаков на «миг» Степана Павловича напали шесть «мессершмиттов» — три пары. В неравном бою Супрун сбил один Ме-109. Остальные продолжали с остервенением атаковывать самолет, который с трудом пилотировал тяжело раненный советский летчик. Один «мессершмитт» сумел все-таки зайти в хвост «мига» незамеченным и в стремительной внезапной атаке поджег самолет нашего летчика.
Самолет С.П. Супруна загорелся. Летчик резко набрал высоту, и стал планировать на посадку. Три «мессершмитта» продолжали преследовать одинокий «миг». Один из фашистских летчиков уже на малой высоте дал очередь по краснозвездному истребителю. Для посадки Супрун выбрал поляну в урочище Малинник неподалеку от деревни Монастыри. МиГ-3, срезая верхушки деревьев и кусты, приземлился, над ним взметнулся столб огня. Покинуть на земле пылавший самолет раненый летчик уже не смог.
Очевидцами последнего героического боя С.П. Супруна были бойцы поста воздушного наблюдения, многие жители деревень Монастыри, Паньковичи, Сурневка Толочинского района Витебской области. В обгоревшем самолете они нашли останки летчика со знаком депутата Верховного Совета и Золотой Звездой на груди.
Супрун был на фронте всего четыре дня, но их хватило, чтобы его имя вдохновляло полк в период всей войны. Каждый из шести авиаполков, сформированных по предложению Степана Павловича из летчиков-испытателей НИИ ВВС, обрел свою славную боевую биографию. В течение тех первых четырех дней сражений, часть Супруна уничтожила 12 фашистских самолетов, а за три месяца — уже под командованием Константина Коккинаки — 54 машины врага. Опыт, который имели летчики-испытатели, дал много полезного и необходимого для разработки тактики ведения воздушных боев, применению новых самолетов. Степан Петрович Супрун все это верно предвидел.
22 июля 1941 года посмертно С.П. Супрун был награжден второй медалью «Золотая Звезда», став дважды Героем Советского Союза. В родном городе Сумы ему воздвигнут памятник, одна из улиц названа его именем.
Источник: http://topwar.ru/