Военные люди » Военный архив » Статьи » Скользящие над водой: как перебросить батальон морпехов со скоростью 100 км/ч

Скользящие над водой: как перебросить батальон морпехов со скоростью 100 км/ч


 

Скользящие над водой: как перебросить батальон морпехов со скоростью 100 км/ч

Непотопляемый «Джейран»
 
Корабли на воздушной подушке – удивительное изобретение человеческой инженерной мысли. С помощью специальных вентиляторов под корпусом судна создается слой сжатого воздуха, который поддерживает корабль над водой (землей). Отсутствие контакта с поверхностью уменьшает трение и волновое сопротивление, а подъем корпуса корабля над водой и демпфирующее влияние воздушной подушки дает возможность передвигаться в условиях сильного волнения, пересекать береговую линию, выходить на берег и возвращаться обратно в воду без дополнительной подготовки. Это не просто амфибийность, не просто возможность эксплуатации в двух средах. Это практически полная независимость от дорог, портов, причальных стенок, возможность использования корабля на любой более-менее горизонтальной поверхности.
 
В свое время к теме создания такой техники приложил руку автор идей покорения космического пространства Константин Циолковский. Еще в 1924 году он предложил создать «безколесный вездеход» на воздушной подушке, движимый при помощи реактивной струи. Позже идеей судов на воздушной подушке заболел будущий профессор экспериментальной аэродинамики Владимир Левков. В 1937 году после нескольких экспериментальных машин под его руководством был создан опытный торпедный катер Л-5. Благодаря воздушной подушке он получил совершенно новые свойства, возможность двигаться как над водой, так и над сушей, а также скорость около 130 км/час. На полном ходу Л-5 не могла догнать ни одна существовавшая на тот момент торпеда.
 

 

Война остановила исследования в этой области. Однако в дальнейшем в СССР разработки техники на воздушной подушке были форсированы. В серию были запущены такие корабли как «Скат», «Кальмар», «Джейран». Последний получился особенно удачным, так как его удалось сделать практически непотопляемым. Положительную плавучесть кораблю в любой ситуации обеспечивала особая конструкция, а именно - наличие понтонов и герметичного трюма.
 
Основным предназначением кораблей на воздушной подушке, применяемых в Военно-морском флоте, стала транспортировка личного состава к месту высадки и огневая поддержка десантных операций. На «Джейране» были установлены две 30-мм автоматические корабельные артиллерийские установки АК-230 скорострельностью 2 тысячи выстрелов в минуту. Корабль мог доставлять 2 плавающих танка ПТ-76 и 50 морпехов на дальность свыше 300 морских миль, развивая при этом скорость в 50 узлов.
 


Самый большой «малый» корабль в мире
 
Продолжением проекта «Джейран» стал малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». На сегодня это самый большой корабль на воздушной подушке из существующих в мире. Он способен перевозить три танка суммарной массой до 150 тонн либо 8 плавающих танков (8 боевых машин пехоты), либо 10 бронетранспортеров и 140 человек десанта или личный состав численностью без малого пятьсот человек.
 
Движение «Зубру» придает газотурбинная силовая установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил. С ее помощью нагнетается как непосредственно воздушная подушка, так и приводятся в действие воздушные винты диаметром 5,5 метров, с помощью которых корабль управляется в движении.

Управление кораблем происходит централизованно, с использованием элементов автоматизации, а также дистанционно. Интересно, что центральный командный пункт оборудован штурвалом авиационного типа, а управляет им человек, которого называют пилот. Управление «Зубром» отличается от обычных правил кораблевождения и требует большого опыта и особых умений.
 
Корпус корабля - это все тот же понтон. В надстройке над ним размещены три функциональных отсека: в среднем располагается техника, в кормовом - главные и вспомогательные силовые установки, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от оружия массового поражения. В носовом отсеке находятся помещения для личного состава десантируемых групп и экипажа. Для поддержания комфортных условий пребывания людей предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, шумоизоляции. Корабль может автономно находиться в море пять суток, преодолевая до 400 миль. Впечатляет и вооруженность корабля. На его борту размещены две пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140,3-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект - 66 снарядов на каждую ПУ), две 30-мм автоматические установки типа АК-630 (3 тысячи выстрелов), а также 8 комплектов ПЗРК «Стрела-3» с 32 ракетами.
 

 

Покорители береговых линий
 
Наблюдать за высадкой морского десанта с борта МДКВП - зрелище из разряда фантастических. Автору этих строк довелось видеть такой эпизод на балтийском полигоне «Хмелевка» под Калининградом в ходе одного из масштабных учений. Массивная громада корабля (и у кого только повернулся язык назвать его «малым») грациозно выходит на берег, после чего открывает массивную аппарель и дает выход боевой техники и основному составу десанты. Чуть раньше прямо по «юбке» воздушной подушки в воду соскальзывают морские пехотинцы в плавающих бронежилетах и, выйдя на берег, открывают огонь по позициям противника.
 
По своему потенциалу и тактико-техническим элементам «Зубр» до сих пор не имеет себе равных в мире. Для него доступна большая часть береговой линии морей и океанов. Пожалуй, этот корабль не сможет выйти на берег только у скал и массивных камней. Все остальное - рвы, траншеи, минные заграждения, холмы, болотистую местность - он преодолевает без труда. Расстояние корпуса от земли при нагнетании воздушной подушки составляет 6 метров. Передвигаться корабль может со скоростью 60 узлов (111,12 км/ч).
 

 

Сейчас у нашего ВМФ есть два таких корабля - «Евгений Кочешков» и «Мордовия». Оба они находятся в составе Балтийского флота. Однако строительство малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 может быть возобновлено. Об этом сообщили в ОАО «Изумруд», где получили предварительную заявку на создание семи комплектов многофункциональной интегрированной РЛС управления артиллерийским огнем «Багира-М», предназначенных как раз для этих кораблей. Как отмечается, строительство «Зубров» может быть развернуто либо в Санкт-Петербурге на заводе «Алмаз», либо на заводе «Море» в Феодосии.
 
Ракетоносцы особого назначения
 

 
Особое место в семействе судов на воздушной подушке занимают ракетные корабли проекта «Сивуч», входящие в состав Черноморского флота под именами «Самум» и «Бора». Их основной конструктивной особенностью является сочетание воздушной подушки, отделяющей корпус корабля от водной поверхности, и наличие контакта с водной поверхностью за счет бортовых скегов. По сути, это катамараны с двумя узкими корпусами и широкой платформой длиной 64 метра и шириной 18. 
Корабль может двигаться в трех режимах - одном в виде катамарана и в двух режимах на воздушной подушке. Ход создают две газотурбинные установки мощностью 36 тысяч лошадиных сил каждая. При необходимости движения на воздушной подушке в кормовой части корабля опускаются две колонки с установленными на них винтами-тандемами.

Также конструктивной особенностью корпуса скегового корабля являются два горизонтальных киля на всю длину корпуса, на которые в прибрежной полосе или на мелководье он может вставать как на стационарные опоры. Двигатели кораблей позволяют им развивать скорость до 55 узлов, а также дают возможность двигаться при волнении моря в 5 баллов (волна высотой 3,5 метра). К слову, облако водяной пыли, создаваемое при движении «Боры» и «Самума» на воздушной подушке создает эффект постановки дымовой защиты, что снижает вероятность визуального обнаружения корабля с воздуха. Правда, высоскоростной режим целесообразен только в момент противоторпедного или противоракетного маневра. Основной способ передвижения корабля все-таки в режиме катамарана.
 

 
Также конструктивной особенностью корпуса скегового корабля являются два горизонтальных киля на всю длину корпуса, на которые в прибрежной полосе или на мелководье он может вставать как на стационарные опоры. Двигатели кораблей позволяют им развивать скорость до 55 узлов, а также дают возможность двигаться при волнении моря в 5 баллов (волна высотой 3,5 метра). К слову, облако водяной пыли, создаваемое при движении «Боры» и «Самума» на воздушной подушке создает эффект постановки дымовой защиты, что снижает вероятность визуального обнаружения корабля с воздуха. Правда, высоскоростной режим целесообразен только в момент противоторпедного или противоракетного маневра. Основной способ передвижения корабля все-таки в режиме катамарана.
 

Источник: http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201505060738-e0bl.htm
  • Не нравится
  • +5
  • Нравится
от 6-05-2015, 09:43>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...