Автономный самоходный зенитный ракетный комплекс 9К331 «Тор-M1» предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых дивизий во всех видах боевых действий и в районах сосредоточения, защиты наиболее ответственных объектов (командных пунктов узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов) от ударов высокоточного оружия, управляемых и противорадиолокационных ракет, управляемых авиабомб, самолетов, вертолетов, крылатых ракет и дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА). Не имеющий аналогов в мире ЗРК 9К331 «Тор-M1» неоднократно показывали свои высокие боевые возможности на учебно-боевых стрельбах, на войсковых учениях на выставках современного оружия в ряде стран мира. Эти комплексы обладают хорошей конкурентоспобностью на мировом рынке и состоят на вооружении подразделений ПВО Китая, Греции и Ирана.
Комплекс представляет собой компактную функционально завершенную и технически совершенную тактическую единицу - боевую машину, способную автономно или в составе системы ПВО выполнять поставленную боевую задачу. ЗРК 9К331 является результатом последовательной модернизации ЗРК "Тор". В результате модернизации в ЗPK был введен второй целевой канал, в ЗУР применена БЧ из материала с повышенными поражающими характеристиками, реализовано модульное сопряжение ЗУР с боевой машиной, увеличение зоны и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" для обеспечения управления боевыми машинами в составе батареи.
Комплекс представляет собой компактную функционально завершенную и технически совершенную тактическую единицу - боевую машину, способную автономно или в составе системы ПВО выполнять поставленную боевую задачу. ЗРК 9К331 является результатом последовательной модернизации ЗРК "Тор". В результате модернизации в ЗPK был введен второй целевой канал, в ЗУР применена БЧ из материала с повышенными поражающими характеристиками, реализовано модульное сопряжение ЗУР с боевой машиной, увеличение зоны и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" для обеспечения управления боевыми машинами в составе батареи.
Для защиты малоподвижных войсковых, а также гражданских и промышленных объектов разработаны варианты комплекса с размещением основных элементов на колесных базах - в самоходном варианте "Tор-M1ТА", с размещением аппаратной кабины (АК) на автомобиле "Урал-5323", а антенно-пускового поста (АПП) - на прицепе ЧМЗАП8335, в буксируемом "Тор-М1ТБ" (на двух прицепах АК - СМЗ-782Б, АПП - ЧМЗАП8335). За счет отказа от проходимости по бездорожью и увеличения времени развертывания/ свертывания до 8..15 мин. достигается снижение стоимости комплекса. Разработан и стационарный вариант комплекса "Top-M1TC". Прошел испытания модернизированный вариант комплекса, получивший обозначение "Тор-М1В". "Тор-М1В" отличается от своего предшественника повышенными боевыми возможностями:
- расширена зона поражения системы по высоте и курсовому параметру. Необходимость такого расширения продиктована опытом - военных действий авиации в Югославии и на Ближнем Востоке;
- расширена зона поражения системы по высоте и курсовому параметру. Необходимость такого расширения продиктована опытом - военных действий авиации в Югославии и на Ближнем Востоке;
- повышена помехозащищенность комплекса в условиях применения противником уводящих помех самоприкрытия. Для этого разработаны специальные режимы работы боевых средств, автоматически включающиеся при постановке современных и перспективных помех;
- введен специальный режим боевой работы "звено" для слаженной и эффективной работы двух боевых машин без батарейного командного пункта при защите точечных объектов.
На Международном авиакосмическом салоне "МАКС - 2007" ОАО 'Ижевский электромеханический завод 'Купол' совместно с ОАО 'Концерн ПВО 'Алмаз - Антей" представил новейшую разработку - боевую машину 9А331МК зенитно-ракетной системы "Тор-М2Э" . Новая система отличается повышенной эффективностью отражения массированных налетов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.
В состав комплекса 9К331 «Тор-M1» входят:
- боевая машина 9А331 и зенитно-ракетный модуль 9М334 (с ракетами 9M331 в транспортно-пусковом контейнере 9Я281);
- транспортно-заряжающая машина 9Т244;
- транспортная машина 9Т245;
- машины технического обслуживания 9B887M и 9В888-1M
- комплект такелажного оборудования 9Ф116;
- машина группового ЗИП 9Ф399-1М1;
- автономный электронный тренажер операторов боевой мдшнны 9Ф678.
На базе боевой машины 9А331 размещаются:
- два зенитно-ракетных модуля 9М334 (восемь ракет 9M331 в ТПК 9Я281);
- трехкоординатная станция обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания их государственной принадлежности и стабилизации основания антенны;
- станция наведения (СН) с фазированной антенной решеткой;
- дублирующий телевизионно-оптический визир, обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;
- быстродействующая цифровая вычислительная система;
- аппаратура стартовой автоматки (аппаратура отображения информации о воздушной обстановке и цикле боевой работы, а также индикации функционирования систем и средств боевой машины, рабочие пульты командира и операторов, вспомогательная аппаратура);
- введен специальный режим боевой работы "звено" для слаженной и эффективной работы двух боевых машин без батарейного командного пункта при защите точечных объектов.
На Международном авиакосмическом салоне "МАКС - 2007" ОАО 'Ижевский электромеханический завод 'Купол' совместно с ОАО 'Концерн ПВО 'Алмаз - Антей" представил новейшую разработку - боевую машину 9А331МК зенитно-ракетной системы "Тор-М2Э" . Новая система отличается повышенной эффективностью отражения массированных налетов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.
В состав комплекса 9К331 «Тор-M1» входят:
- боевая машина 9А331 и зенитно-ракетный модуль 9М334 (с ракетами 9M331 в транспортно-пусковом контейнере 9Я281);
- транспортно-заряжающая машина 9Т244;
- транспортная машина 9Т245;
- машины технического обслуживания 9B887M и 9В888-1M
- комплект такелажного оборудования 9Ф116;
- машина группового ЗИП 9Ф399-1М1;
- автономный электронный тренажер операторов боевой мдшнны 9Ф678.
На базе боевой машины 9А331 размещаются:
- два зенитно-ракетных модуля 9М334 (восемь ракет 9M331 в ТПК 9Я281);
- трехкоординатная станция обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания их государственной принадлежности и стабилизации основания антенны;
- станция наведения (СН) с фазированной антенной решеткой;
- дублирующий телевизионно-оптический визир, обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;
- быстродействующая цифровая вычислительная система;
- аппаратура стартовой автоматки (аппаратура отображения информации о воздушной обстановке и цикле боевой работы, а также индикации функционирования систем и средств боевой машины, рабочие пульты командира и операторов, вспомогательная аппаратура);
- система телекодовой оперативно-командной радиосвязи;
- аппаратура навигации, топопривязкн и ориентирования;
- система функционального контроля боевой машины:
- система автономного зпектропитания и жизнеобеспечения (источник первичного энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или ходового двигателя самоходного шасси).
В боевую машину 9А331 были внесены следующие изменения (по сравнению с 9А330):
- использована новая двухпроцессорная вычислительная система повышенной производительности, которая реализовала двухканальную работу по целям, защиту от ложных трасс целей, расширенный функциональный контроль;
- в станции обнаружения целей введены трехканальная цифровая система обработки сигналов, обеспечивавшая улучшенное подавление пассивных помех без проведения дополнительного анализа помеховой обстановки, автоматически переключаемый избирательный фильтр во входных устройствах приемника, обеспечивавший за счет частотной селекции каждого парциала более эффективные электромагнитную совместимость и помехозащищённость станции, во входных устройствах приемника заменен усилитель для повышения чувствительности, введена автоматическая регулировка мощности, поступавшей в каждый парциал при работе станции, изменен порядок обзора для уменьшения времени завязки трасс целей, введен алгоритм защиты от ложных отметок;
- в станции наведения введен новый тип зондирующего сигнала, обеспечивавший обнаружение и автосопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптическом визире введен автомат сопровождения цели по углу места (для повышения точности ее сопровождения), введен улучшенный индикатор командира,введена аппаратура сопряжения с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" (радиостанции и аппаратура передачи данных).
- аппаратура навигации, топопривязкн и ориентирования;
- система функционального контроля боевой машины:
- система автономного зпектропитания и жизнеобеспечения (источник первичного энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или ходового двигателя самоходного шасси).
В боевую машину 9А331 были внесены следующие изменения (по сравнению с 9А330):
- использована новая двухпроцессорная вычислительная система повышенной производительности, которая реализовала двухканальную работу по целям, защиту от ложных трасс целей, расширенный функциональный контроль;
- в станции обнаружения целей введены трехканальная цифровая система обработки сигналов, обеспечивавшая улучшенное подавление пассивных помех без проведения дополнительного анализа помеховой обстановки, автоматически переключаемый избирательный фильтр во входных устройствах приемника, обеспечивавший за счет частотной селекции каждого парциала более эффективные электромагнитную совместимость и помехозащищённость станции, во входных устройствах приемника заменен усилитель для повышения чувствительности, введена автоматическая регулировка мощности, поступавшей в каждый парциал при работе станции, изменен порядок обзора для уменьшения времени завязки трасс целей, введен алгоритм защиты от ложных отметок;
- в станции наведения введен новый тип зондирующего сигнала, обеспечивавший обнаружение и автосопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптическом визире введен автомат сопровождения цели по углу места (для повышения точности ее сопровождения), введен улучшенный индикатор командира,введена аппаратура сопряжения с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" (радиостанции и аппаратура передачи данных).
РЛС обнаружения представляет собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора. Она работает в сантиметровом диапазоне волн с частотным управлением лучом по углу места. Средняя мощность передатчика 1,5 кВт, разрешающая способность не хуже 1.5-2.0° по азимуту, 4° по углу места и 200м по дальности. Максимальные ошибки определения координат цели составляют не более половины указанных величин разрешающей способности. Применение цифровой обработки сигнала позволяет надежно обнаруживать как скоростные, так и малоподвижные (до 10м/с) цели без "слепых скоростей" в сложных условиях пассивных (естественных и искусственных) помех с учетом влияния подстилающей поверхности. Обработка сигналов осуществляется спецвычислителями и центральным компьютером, вычислительные и алгоритмические возможности которого позволяют решать задачи анализа воздушной обстановки, принятия основных решений и другие интеллектуальные задачи управления боевыми операциями. РЛС обнаружения сопряжена с системой опознавания государственной принадлежности цели и автоматически блокирует (с высокой вероятностью) возможность поражения "своих" летательных аппаратов. Для обеспечения возможности работы станции во время движения БМ положение антенны стабилизируется.
Станция способна обнаруживать с вероятностью не менее 0.8 на дальности 25-27км самолеты типа F-15, летящие на высотах от 30 до 6000м. беспилотные летательные аппараты обнаруживаются с вероятностью не менее 0.7 на дальности 9-15км, зависшие в воздухе вертолеты - с вероятностью 0.6-0.8 на дальности 13-20км, находящиеся на земле вертолеты с вращающимися винтами - с вероятностью 0.4-0.7 на дальности 13-20км. При этом могут обнаруживаться и цели, прикрываемые активными и пассивными помехами. РЛС обнаружения обеспечивает многопарциальный (8 парциалов - лучей) трехкоординатный обзор пространства с высоким темпом (см. диапазон сканирования). Период сканирования 1с, ширина луча в вертикальной плоскости 4°. Сканирование углового пространства обзора в вертикальной плоскости механически разбивается на два диапазона от 0-32° и 32-64°. Это означает, что две батареи ЗРК "Top-M1" могут одновременно просматривать зону в угловом растре 0-64°. Предусмотрено повышение энергии сигнала за счет применения длительного импульса с внутриимпульсной модуляцией и режим концентрации всей энергии излучения в одном парциале - три в одном.
РЛС наведения (СВР) - когерентно-импульсная (импульсно-доплеровского типа) РЛС. Она работает в сантиметровом диапазоне волн, имеет малоэлементную фразированную антенную решетку (ФАР), формирующую луч шириной 1° по азимуту и по углу места, обеспечивающую электронное сканирование луча в соответствующих плоскостях. Такое построение системы позволяет обеспечить практически мгновенный (400-600мс) переход на автосопровождение, а также одновременное сопровождение и обстрел двух целей в секторе ФАР. Станция осуществляет поиск цели по данным целеуказания от станции обнаружения целей и захват одной цели на автосопровождение. С вероятностью 0.5 станция наведения способна переходить на автосопровождение самолета-истребителя, летящего на дальности 23км. С уменьшением дальности эта вероятность существенно возрастает, так, на дальности 20км она уже составляет 0.8. Система обработки сигнала РЛС сопровождения - цифровая мононмпульсная со сжатием импульсов и соответствующим алгоритмом обработки сигналов, обеспечивает не только высокие точности и помехозащиту, но и распознавание класса цели, что позволяет оптимизировать режимы работы системы наведения ракеты и ее боевого снаряжения.
Станция способна обнаруживать с вероятностью не менее 0.8 на дальности 25-27км самолеты типа F-15, летящие на высотах от 30 до 6000м. беспилотные летательные аппараты обнаруживаются с вероятностью не менее 0.7 на дальности 9-15км, зависшие в воздухе вертолеты - с вероятностью 0.6-0.8 на дальности 13-20км, находящиеся на земле вертолеты с вращающимися винтами - с вероятностью 0.4-0.7 на дальности 13-20км. При этом могут обнаруживаться и цели, прикрываемые активными и пассивными помехами. РЛС обнаружения обеспечивает многопарциальный (8 парциалов - лучей) трехкоординатный обзор пространства с высоким темпом (см. диапазон сканирования). Период сканирования 1с, ширина луча в вертикальной плоскости 4°. Сканирование углового пространства обзора в вертикальной плоскости механически разбивается на два диапазона от 0-32° и 32-64°. Это означает, что две батареи ЗРК "Top-M1" могут одновременно просматривать зону в угловом растре 0-64°. Предусмотрено повышение энергии сигнала за счет применения длительного импульса с внутриимпульсной модуляцией и режим концентрации всей энергии излучения в одном парциале - три в одном.
РЛС наведения (СВР) - когерентно-импульсная (импульсно-доплеровского типа) РЛС. Она работает в сантиметровом диапазоне волн, имеет малоэлементную фразированную антенную решетку (ФАР), формирующую луч шириной 1° по азимуту и по углу места, обеспечивающую электронное сканирование луча в соответствующих плоскостях. Такое построение системы позволяет обеспечить практически мгновенный (400-600мс) переход на автосопровождение, а также одновременное сопровождение и обстрел двух целей в секторе ФАР. Станция осуществляет поиск цели по данным целеуказания от станции обнаружения целей и захват одной цели на автосопровождение. С вероятностью 0.5 станция наведения способна переходить на автосопровождение самолета-истребителя, летящего на дальности 23км. С уменьшением дальности эта вероятность существенно возрастает, так, на дальности 20км она уже составляет 0.8. Система обработки сигнала РЛС сопровождения - цифровая мононмпульсная со сжатием импульсов и соответствующим алгоритмом обработки сигналов, обеспечивает не только высокие точности и помехозащиту, но и распознавание класса цели, что позволяет оптимизировать режимы работы системы наведения ракеты и ее боевого снаряжения.
Для ЗРК 9К331 «Тор-M1» впервые в практике создания зенитных комплексов применен четырехместный транспортно-пусковой контейнер (ТПК) 9Я281, который в совокупности с ЗУР 9M331 составил ракетный модуль 9М334. Каждый модуль 9М334 комплектуется двумя специальными балками, с помощью которых модули могут быть собраны в многоярусные пакеты. В таких пакетах осуществляется хранение и транспортировка ракет на всех этапах эксплуатации. Транспортная машина 9Т245 перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая машина 9Т244 - два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модуля в боевую машину. Заряжание БМ производится с помощью транспортно-заряжающей машины. Сначала модуль переводится из горизонтального положения в вертикальное, затем опускается в шахту БМ. Время заряжания боевой машины двумя модулями - 25 минут. Модуль 9М334 в течение установленного срока службы эксплуатируется без проведения регламентных работ и проверок бортового оборудования ракет. Основные параметры модуля: масса модуля (ТПК плюс четыре ракеты) с двумя балками - 1053кг, масса ТПК с двумя балками - 333кг, масса одной балки - 40кг, габариты модуля с двумя балками - 539x1507x3005мм
ЗУР 9M331 полностью унифицирована с ракетой 9М330 (за исключением материала поражающих элементов БЧ) и может использоваться в ЗРК "Тор", "Top-M1", "Тор-М2" и в корабельном ЗРК "Кинжал". Боевая работа ЗРК 9К331 происходит по схеме, обычной для зенитных ракетных комплексов с радиокомандной системой наведения (см. описание боевой работы). Станция обнаружения в движении или на месте осуществляет круговой обзор пространства, обнаруживает и опознает цели. Вычислительные средства боевой машины производят анализ воздушной цели, выбирают наиболее опасные цели для обстрела и вырабатывают данные целеуказания для станции наведения (станция передачи команд, СПК). Станция наведения (станция визирования ракеты плюс станция передачи команд) на основании данных целеуказания осуществляет:
- поиск и захват одной цели на автосопровождение;
- точное сопровождение цели по трем координатам;
- пуск одной или последовательно (через 4с) двух ракет по сопровождаемой цели;
- захват ракеты после старта отдельным координатором и ввод ее в луч фазированной антенной решетки;
- точное сопровождение ракеты;
- управление ракетами по командам, вырабатываемым по разности координат между ракетами и целью в соответствии с выбранным методом наведения, соответствующим наиболее оптимальным условиям встречи ракеты с целью в зависимости от ее типа, высоты и характера полета;
- выдачу на радиовзрыватель ракеты команды задержки его срабатывания в зависимости от скорости сближения ракеты с целью.
Эксплуатация комплекса 9К331 «Тор-M1» разрешается на высотах не более 3000 м над уровнем моря, в любое время года и суток, в различных метеорологических условиях в интервале температур окружающего воздуха от -50°С до +50°С, в условиях солнечной радиации и относительной влажности не более 98% при температуре (30 ± 5)°С и скорости ветра не более 20 м/с. Режим работы аппаратуры ракеты при включениях на боевой машине циклический: 10 мин работы - 10 минут перерыва. После трех включений должен быть перерыв не менее одного часа. В любое время перерыва допускается одноразовое включение аппаратуры ракеты на одну минуту для проведения пуска.
Технические характеристики 9К331 «Тор-M1»:
ЗУР 9M331 полностью унифицирована с ракетой 9М330 (за исключением материала поражающих элементов БЧ) и может использоваться в ЗРК "Тор", "Top-M1", "Тор-М2" и в корабельном ЗРК "Кинжал". Боевая работа ЗРК 9К331 происходит по схеме, обычной для зенитных ракетных комплексов с радиокомандной системой наведения (см. описание боевой работы). Станция обнаружения в движении или на месте осуществляет круговой обзор пространства, обнаруживает и опознает цели. Вычислительные средства боевой машины производят анализ воздушной цели, выбирают наиболее опасные цели для обстрела и вырабатывают данные целеуказания для станции наведения (станция передачи команд, СПК). Станция наведения (станция визирования ракеты плюс станция передачи команд) на основании данных целеуказания осуществляет:
- поиск и захват одной цели на автосопровождение;
- точное сопровождение цели по трем координатам;
- пуск одной или последовательно (через 4с) двух ракет по сопровождаемой цели;
- захват ракеты после старта отдельным координатором и ввод ее в луч фазированной антенной решетки;
- точное сопровождение ракеты;
- управление ракетами по командам, вырабатываемым по разности координат между ракетами и целью в соответствии с выбранным методом наведения, соответствующим наиболее оптимальным условиям встречи ракеты с целью в зависимости от ее типа, высоты и характера полета;
- выдачу на радиовзрыватель ракеты команды задержки его срабатывания в зависимости от скорости сближения ракеты с целью.
Эксплуатация комплекса 9К331 «Тор-M1» разрешается на высотах не более 3000 м над уровнем моря, в любое время года и суток, в различных метеорологических условиях в интервале температур окружающего воздуха от -50°С до +50°С, в условиях солнечной радиации и относительной влажности не более 98% при температуре (30 ± 5)°С и скорости ветра не более 20 м/с. Режим работы аппаратуры ракеты при включениях на боевой машине циклический: 10 мин работы - 10 минут перерыва. После трех включений должен быть перерыв не менее одного часа. В любое время перерыва допускается одноразовое включение аппаратуры ракеты на одну минуту для проведения пуска.
Технические характеристики 9К331 «Тор-M1»:
Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)
Боевая масса, т: 32
База, мм: 5055
Клиренс, мм: 450
Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1 - 8 х ЗУР 9М330
Дальность стрельбы системы, км: 12 (макс.), 1,5 (мин.)
Высота поражаемых целей: 6 км (макс.), 10м (мин.)
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700
Время реакции ЗРК, сек: 9,4 (с короткой остановки), 7,4 (с позиции)
Вероятность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1
- истребителя - до 0,8;
- вертолета - 0,5-0,88;
- беспилотного аппарата - 0,89-0,9
Мощность двигателя, л. с.: 840
Скорость по шоссе, км/ч: 65
Запас хода по шоссе, км: 500
Удельное давление на грунт, кг/см²: не более 0,8
Преодолеваемый подъём, град.: 35
Преодолеваемый ров, м: 2,0
Преодолеваемый брод, м: 1,0