Военные люди » Вооружение » Авиация » Истребитель-перехватчик Gloster Javelin (Великобритания)

Истребитель-перехватчик Gloster Javelin (Великобритания)


 

Истребитель-перехватчик Gloster Javelin (Великобритания)

При разработке первого британского всепогодного перехватчика с дельтовидным крылом - Gloster Javelin - были учтены все достижения авиационной науки и техники, появившиеся после окончания Второй мировой войны. 24 января 1947 года британское министерство снабжения (MoS) выпустило спецификацию F.44/46 Ref. No.7/Aircraft/R.D.T.2(d) на прототип двухместного ночного истребителя для ВВС, способного выполнять перехват воздушных целей на высотах до 12192 м, вооруженного четырьмя 30-мм пушками, обладающего на высоте 7620 м скоростью 972 км/ч и способного маневрировать у земли на максимальной скорости с перегрузкой 4g, На основе данной спецификации и появился самолет Gloster Javelin, в котором воплотились все технические достижения авиации на тот период.
 

Истребитель-перехватчик Gloster Javelin (Великобритания) 


В 1948 году фирма «Gloster» представила MoS два проекта: перехватчик F.43/46 и дневной/ночной истребитель F.44/46. Проекты имели много общего: дельтовидное крыло и оперение, вооружение (одна 11,43-мм безоткатная пушка или четыре 30-мм пушки). Рассмотрев проекты, MoS выпустило две новые спецификации: F.3/48 на дневной истребитель (в результате появился Hawker Hanter) и F.4/48 на ночной истребитель. Министерство 21 мая 1948 года одобрило постройку четырех прототипов F.4/48, но в ноябре 1949 года правительство лейбористов сократило число прототипов до двух. Однако 22 марта 1951 года было принято решение о постройке пяти прототипов (прибавился прототип тренировочного варианта). Сборку первого прототипа GA5 (WD804) завершили в 1951 году, первый полет он выполнил 26 ноября того же года. Полет пришлось прервать из-за бафтинга хвостового оперения. После доработки бафтинг не возникал. Летом 1952 года сравнительные испытания проходили GA5 и de Havilland DH.110. 7 июля 1952 года министерство авиации признало лучшим самолет фирмы «Gloster», получивший наименование Javelin.

Истребитель-перехватчик Gloster Javelin (Великобритания)

 
Из-за ошибки на посадке прототип WD804 был разбит, поэтому фирма «Gloster» передала на конкурсные испытания второй прототип WD808, который выполнил первый полет 20 августа 1952 года, а через две недели его показали в Фарнборо на авиационной выставке. Из-за малого налета прототипа показ ограничили выполнением проходов с небольшой скоростью. Третий прототип, WT827, полетел в марте 1953 года. Эта машина предназначалась для испытаний вооружения, на ней установили четыре крыльевые 30-мм пушки ADEN. 4 июня 1953 года WT827 впервые поднялся в воздух с двумя ПТБ емкостью по 1137 л. На WT827 также отрабатывалась форма конуса антенны РЛС. Первый обтекатель был коротким и бульбообразным, позже форму изменили на остроконечную, удлиненную. На четвертом прототипе, WT830, установили новое крыло. На WT830 удалось впервые превысить скорость звука. Пятый прототип, WT836, являлся первым самолетом Javelin, максимально приближенным к серийному стандарту Фонарь кабины летчика и штурмана для пятого прототипа спроектировали заново. Самолет и, прежде всего, фонарь интенсивно испытывались в Боскомб-Дауне. В 1954 году на третий прототип, WT827, установили систему дозаправки в воздухе.

Первый серийный Javelin FAW. Mk.1 собрали следом за WT836. От пятого прототипа он отличался только окраской. Верхние поверхности камуфлировали в цвета «Dark Sea Grey» и «Dark Green», нижние поверхности окрасили в цвет «Light Aircraft Grey». Нижние поверхности самолетов поздней постройки окрашивались в серебристый цвет. Первой в британских ВВС самолёт Gloster Javelin получила в феврале 1956 года 46-я эскадрилья, дислоцированная на авиабазе Одихэм, Хэмпшир. Javelin стал первым в британских ВВС всепогодным перехватчиком с дельтовидным крылом. Всего существовало 9 типов этого самолёта, и все они использовались в строевых частях. 19 сентября 1955 года пилот Питер Вали совершил первый испытательный полет на Javelin FAW. Mk.4. Основным его отличием от первой модели стал цельноповоротный стабилизатор. Заменили некоторое оборудование. Под килем установили разделительную перегородку между соплами двигателей. Взлетная масса возросла, а максимальная скорость на уровне моря понизилась до 1130 км/ч. Всего построили 50 истребителей этой модификации. В феврале 1957 года первые из них поступили на вооружение 141-го эскадрона.

26 июля 1956-го с заводского аэродрома взлетел Javelin FAW. Mk.5. Своим появлением он обязан стремлению увеличить продолжительность полета по запасу топлива. Для этого в крыльях установили дополнительные баки на 1137 л. Для контроля результатов стрельбы поставили кинофотопулеметы. Из-за возросшего веса ухудшилась скороподъемность, и уменьшился потолок, но общий запас топлива во внутренних баках составил 4340 л, что позволило использовать эти самолеты для дальнего патрулирования. В мае 1957-го первые Javelin FAW. Mk.5 поступили в 151-й эскадрон, а всего было построено 64 машины. С конца июня в 46-й эскадрон стали поступать первые из 30 заказанных Javelin FAW. Mk.2. От Javelin FAW. Mk.1 они отличались новым американским радаром AI22, для которого пришлось установить обтекатель больших размеров. Новые машины не выпускали, а переоборудовали 30 Javelin FAW. Mk.1. Несмотря на увеличение веса самолета, его летные характеристики не изменились. В конце того же года радар AI 22 установили на перехватчики, получившие обозначение Javelin FAW. Mk.6. Это был освоенный и серийно выпускающийся Мк.5, только с новой РЛС. Всего королевские ВВС получили 33 таких самолета.

9 ноября 1956 года начались летные испытания очередной версии Javelin FAW. Mk.7. На него установили два новых двигателя "Сапфир" Sa7 с тягой по 4990 кг каждый. При этом пришлось увеличить ширину фюзеляжа и уменьшить до 4158 л запас топлива. Зато самолет стал первым английским истребителем, вооруженным управляемыми ракетами. 4 УР "Файрстрик" с инфракрасной головкой самонаведения подвешивались на подкрылъевые пилоны. Эта ракета имела боевую часть весом в 23 кг и могла поражать цель на дальностях от 1,6 до 6,4 км. Следует отметить, что первые Javelin FAW. Mk.7 оснащались четырьмя пушками. На машинах более позднего выпуска оставили только 2 пушки. Взлетный вес самолета вырос почти на 2 т, но максимальная скорость осталась прежней, а скороподъемность даже улучшилась. Так, высоту 13716 м Javelin FAW. Mk.7 набирал всего за 6,6 мин - лучший показатель для всех "Дротиков". Несколько снизился максимальный потолок, но, в целом, боевые характеристики были на хорошем уровне. Javelin FAW. Mk.7 выпустили в количестве 142 экземпляров.

В ноябре этого же года на вооружение приняли Javelin FAW. Mk.8. На нем установили двигатели "Сапфир" Sa7R, которые позволяли увеличить тягу до 5579 кг на высоте 6096 м. Кроме того, они имели улучшенные эксплуатационные характеристики и надежность. Обновили оборудование (автопилот, автоматику двигательной установки) и систему управления хвостовым оперением. Появление управляемых ракет класса "воздух-воздух" с ИК головками самонаведения потребовало снижения уровня теплового излучения двигателей. С этой целью на выходные сопла установили специальные кольца с 27 сегментами. Вооружение осталось таким же, как и у Javelin FAW. Mk.7. Всего от фирмы ВВС получили 47 Javelin FAW. Mk.8. Они стали последними из общего числа (435) построенных "Дротиков", но не последней модификацией. Хотя Javelin FAW. Mk.7 и обладал хорошими летными характеристиками, он все-таки уступал Lвосьмеркам¦, и прежде всего - по показателю живучести. Поэтому было принято решение модернизировать 116 "семерок". На заводе их доводили до уровня Javelin FAW. Mk.8. Кроме того, были заменены сиденья пшюта и оператора. Фирма Мартин Бейкер разработала новые катапультируемые кресла с повышенной надежностью и безопасностью спасения экипажа. Заменили и систему кислородного питания летчиков. После всех доработок самолеты получали обозначения Javelin FAW. Mk.9.

В начале 1960 года часть "девяток" оборудовали системой дозаправки топливом в воздухе. С правой стороны носовой части фюзеляжа установили топливоприемную штангу пикообразной формы и необходимое оборудование. Применение этой системы позволило оперативно перебрасывать машины на Ближний и Дальний Восток, что в то сложное время имело важное значение. Всем перехватчикам, оборудованным системой дозаправки, присвоили обозначение Javelin FAW. Mk.9F. В 1961 году на 64 Javelin FAW. Mk.9 установили новые универсальные пилоны, приспособленные для подвески ракет и топливных баков, после чего они получили обозначение Javelin FAW. Mk.9R.

Gloster Javelin - цельнометаллический истребитель-перехватчик. Обшивка из алюминиевого сплава. Фюзеляж - полумонокок - из трех секций. Основная - центральная часть имела усиленную конструкцию, состоящую из шпангоутов, двух основных и шести вспомогательных лонжеронов и стрингеров. В нее включались кабина экипажа и мотогондолы. Герметизированная двухместная кабина имела утолщенные стенки из легкого, но довольно прочного сплава, что обеспечивало защиту от огня противника. Кресла пилота и оператора катапультируемые. Лобовое стекло оснащалось системой электрообогрева. Сразу за кабиной разместили радиооборудование, оборудование запуска двигателей, панели контроля электро- и гидравлической систем, генераторы. Крылья отъемные, с передней кромкой переменной стреловидности, имели коробчатую конструкцию, образованную набором лонжеронов и нервюр. В полостях размещались топливные баки. Каждое крыло содержало отсеки стойки главного шасси, вооружения, боепитания, закрылки, воздушные тормоза и элероны с весовой компенсацией. Воздушные тормоза щелево-пластинчатого типа располагались в средней части крыла, на верхней и нижней поверхностях. Их использование позволяло быстро снижать скорость от максимальной до 692 км/ч.

Управление полетом осуществлялось при помощи элеронов, рулей высоты и направления, отклонение которых производилось электросистемой. Однако на всех последующих модификациях, кроме Javelin FAW. Mk.2, ее заменили на дублированную гидросистему. Для снижения физических нагрузок на летчика широко применялись бустеры. На рулях высоты устанавливались триммеры с аэродинамической компенсацией. Шасси трехстоечное. Выпуск, уборка и торможение колес производились гидросистемой с двойным резервированием. Бортовое электропитание обеспечивалось двумя генераторами мощностью по 6 киловатт. Javelin FAW. Mk.1 оснащался двумя двигателями "Сапфир" Sa6 с тягой по 3628 кг. Запас топлива во внутренних баках - 3475 л. При необходимости под фюзеляж можно было подвесить 2 бака по 1136л. Javelin проектировался под вооружение из четырех 30-мм пушек ADEN, установленных в крыле, с боекомплектом по 200 снарядов. Поздние модификации, например Мк.9, были вооружены только двумя 30-мм пушками и четырьмя УР «воздух-воздух» de Havilland Propellers Firestreak. Поиск противника осуществлялся с помощью бортовой РЛС АI 17. Дальность обнаружения цели до 29 км.
 

Тактико-технические характеристики Gloster Javelin

Экипаж, чел   2 
Размах крыла, м   15.85 
Длина самолета,м   17.15 
Высота самолета,м   4.88 
Площадь крыла,м2   86.12 
Масса, кг   
- пустого самолета   
- нормальная взлетная   16188 
- максимальная взлетная   18266 
Тип двигателя   2 ТРД Armstrong Siddeley Saphire Sa.7 
Тяга, кН   2 х 48.9 
Максимальная скорость, км/ч   
- на уровне моря   1141 
- на высоте   1000 
Практическая дальность, км   1530 
Практический потолок, м   16489 
Вооружение:  две-четыре 30-мм пушки Aden
 УР Red Top или Firestreak на 4 узлах подвески
 

Источник: http://www.dogswar.ru/
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 7-04-2015, 09:52>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...