Военные люди » Вооружение » Авиация » Перспективный вертолёт Sikorsky S-97 «Raider» (США)

Перспективный вертолёт Sikorsky S-97 «Raider» (США)


Перспективный вертолёт Sikorsky S-97 «Raider» (США)Авиация армии США после снятия с вооружения вертолета OH-58 «Кайова Уорриер» осталась без винтокрылого ЛА способного не только вести разведку, но и наносить удары по наземным целям. В 2017 г. высокопоставленный представитель армии США впервые заявил о возможном смещении приоритета программы FVL от среднего вертолёта (CS3) к легкому (CS1). Вообще-то, вся программа FVL является ничем иным, как повторением программы LHX на новых финансовом, техническом и технологическом уровне. Требования FVL не повторяют требования LHX, но в значительной степени перекликаются с ними. К примеру, ключевым параметром ЛА FVL максимальная скорость полета в 460 км/ч, на 150-170 км/ч выше, чем у существующих вертолетов. Точно такое же требование было прописано в ТВ на LHX. 

Заказчик и разработчики в процессе НИОКР по LHX отказались от данного требования по соображениям технического и финансового плана. Для ЛА FVL скоростные параметры остаются ключевыми, хотя многие эксперты не считают их основополагающими. Действительно, увеличение максимальной скорости на не столь уж принципиальные (от ракеты не убежать) 100-150 км/ч оборачивается многократным ростом стоимости винтокрылого ЛА, усложнением его конструкции, уплотнением компоновки и, как следствие, повышением уязвимости от огня с земли. 

Интерес авиации армии США к разведывательному винтокрылому летательному аппарату (ЛА) стал хорошей новостью для фирмы «Sikorsky». Фирма «Sikorsky», единственная в США, вложила собственные средства в разработку и постройку летного прототипа разведывательного вертолета Sikorsky S-97 «Raider». Вертолет S-97 «Raider» спроектирован фирмой «Sikorsky» с учетом опыта, приобретенного в ходе разработки и испытаний экспериментального вертолета Sikorsky X2. Максимальная взлетная масса вертолета S-97 «Raider» составляет 5000 кг, вертолет способен перевозить до восьми бойцов с полной выкладкой. По взлетной массе и «пассажировместимости» вертолет S-97 соответствует несостоявшейся транспортно-ударной модификации вертолета LHX. 



Первый спроектированный на фирме «Sikorsky» экспериментальный вертолет с жестким соосным винтом XH-59A выполнил первый полет еще в середине 70-х годов. Вертолет XH-59A мог летать со скоростями до 480 км/ч, был очень дорогим, шумным и сложным в пилотировании, так как двум летчикам приходилось управлять четырьмя двигателями. На вертолете Sikorsky X2 использовали цифровую электродистанционную систему управления полетом, втулки винтов с уменьшенным лобовым сопротивлением, интегральную пропульсивную силовую установку, активную систему управления вибрациями, а в конструкции планера и лопастей несущих винтов были широко использованы композитные материалы. В результате удалось создать однодвигательный вертолет, которым способен управлять единственный летчик при этом вибрации остались на уровне вертолета «Блэк Хок», хотя максимальная скорость возросла вдвое. 

На НИОКР по вертолету Sikorsky X2 фирма «Сикорский» израсходовала 50 млн. долл. из собственных средств. От момента начала НИОКР до первого полета вертолета Sikorsky X2 прошло 43 месяца, а скорости 480 км/ч вертолет достиг уже в 17-м испытательном полете. НИОКР по вертолеты S-97 «Raider» развернулись в июле 2010 г., его первый полет запланирован на декабрь 2014 г., то есть через 49 месяцев после начала проектирования. Программой предусмотрена постройка двух прототипов, а ее стоимость оценивается примерно в 200 млн. долл. Первый прототип предназначен для экспериментальных исследований, а второй - для демонстрации потенциальным заказчикам. 

Вертолет S-97 «Raider» оснащен одним ТВД Дженерал Электрик YT706 мощностью 2600 л.с., взлетная масса составляет 5200 кг, диаметр бесшарнирных несущих винтов 10,36 м. Соосный несущий винт позволяет обойтись без хвостового винта, необходимого на вертолетах одновинтовой схемы для компенсации разворачивающего вертолет момента. Двигатель также приводит во вращение установленный на законцовке фюзеляжа винт изменяемого шага диаметром 2,13 м., обеспечивающий создание пропульсивной тяги на больших скоростях полета; на режиме висения и при малых скоростях полета хвостовой винт фиксируется с целью повышения безопасности и снижения шумности.

Вертолет S-97 «Raider» рассчитан на полет с крейсерскими скоростями порядка 400 км/ч и может выполнять полеты на режимах, обычным вертолетам недоступным. Важнейшим фактором, повлиявшим на сжатые сроки выполнения НИОКР, стало виртуальное проектирование и виртуальная отработка техники пилотирования. Виртуальные полеты в специально оборудованной наземной лаборатории начались в 2013 г. При проектировании вертолета широко применялись различные методы моделирования. Отмечается, что благодаря новым виртуальным технологиям, при реальной сборке прототипа не произошло ни одной нестыковки. За счет кинематического моделирования, к примеру, монтаж шасси удалось провести всего за несколько дней, в то время как обычно сей процесс занимал недели, причем собранное шасси нормально функционировало с первого раза. В проектировании постройке вертолета S-97 «Raider» задействовано 53 организации, поставляющие до 90% комплектующих вертолета. 

Фирма «Сикорский» фактически выполняет лишь окончательную сборку и интеграцию бортовых систем. Первый прототип подготовлен к началу наземных испытаний, в ближайшее время должна начаться сборка второго прототипа, для которого уже изготовлен фюзеляж. Временной зазор между началом летных испытаний первого прототипа и началом сборки второго прототипа оставлен специально для возможного внесения изменений в конструкцию последнего. Программа испытаний первого прототипа включает четыре этапа. Намечено продвижение с режимов висения и полетов на малых скоростях к маневрированию и полетам с большими скоростями, равно как и полетам с большими перегрузками и необычным малоскоростным режимам. На тренажере вертолета «Рейдер» выполняли полеты летчики вертолетов, самолетов и конвертопланов. Вертолет S-97 «Raider» спроектирован с учетом требований армии США к перспективному вооруженному разведывательному вертолету AAS (Army's Aerial Scout), однако прототип строился без оглядки на военные нормативы. 

В то же время фирма «Сикорский» вела проектно-конструкторские работы по аналогу вертолета S-97 «Raider», опираясь на нормативы министерства обороны США. Тщательный анализ обоих проектов, в частности, позволит определить разницу в стоимости вертолетов, в том числе и с учетом запуска вертолета в серийное производство. Ожидаемая стоимость в ценах 2013 г, серийного вертолета S-97 «Raider» составляет 15 млн. долл., на 25% дороже вертолетов обычной схемы, которые могли бы заменить вертолет Белл OH-58D «Кайова Уорриер». Первый прототип вертолета S-97 «Raider» выполнил первый полет 22 мая 2015 г. 

Технические характеристики S-97 «Raider» 

Экипаж: 2 пилота 
Пассажировместимость: 6 человек 
Длина: 11 метров 
Диаметр несущего винта: 10 метров 
Нормальная взлётная масса: 4,057 кг 
Максимальная взлётная масса: 4,990 кг 
Силовая установка: 1 х General Electric YT706 
Мощность двигателей: 1 х 2600 л. с. (1 х 1900 КВт) 
Воздушный винт: 6-лопастной с переменным шагом, толкающий винт (диаметр 2.1м) 
Максимальная скорость: 444 км/ч 
Крейсерская скорость: 407 км/ч (с подвесным вооружением) 
Практическая дальность: 570 км 
Практический потолок: 3048 м

Источник
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 3-12-2019, 08:00>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...