Фрегаты класса «Oslo» (норв. Oslo-klassen FFG) - серия норвежских фрегатов из пяти единиц, построенных в 1963-1967 годах на верфях Marinens Hovedverft в городе Хортен в Норвегии. Фрегаты УРО типа «Oslo» были модификацией американских фрегатов типа «Deley» - эскортных эсминцев по классификации ВМС США, которые строились в США в 1950-х годах. В отличие от прототипа, норвежские корабли имели более высокие надводные борта (для плавания в сложных морских условиях Севера) и ряд корабельных систем европейского производства.
Строительство пяти фрегатов этого типа - F300 «Oslo», F301 «Bergen», F302 «Trondheim», F303 «Stavanger» и F304 «Narvik» было наполовину оплачено США и велось в рамках пятилетней кораблестроительной программы I960 года. Серию кораблей типа «Дилей» американцы признали не очень удачной. Тем не менее «Дилей» считался одним из лучших кораблей в своем классе и по некоторым оценкам даже превосходил советские сторожевые корабли проекта 50. Норвежский фрегат класса «Oslo» имел ту же конструкцию и обводы корпуса, архитектуру надстроек, энергетическую установку, состав артиллерийского и торпедного вооружения, что и его американский прототип, но проектировался и строился в Норвегии. И норвежцы своими «Дилеями» были вполне довольны.
Норвежские фрегаты класса «Oslo» - это однотрубные корабли гладкопалубной архитектуры с развитой двухъярусной надстройкой. Корпус целиком был изготовлен из стали, а надстройки исполнены из легких сплавов. Двойное дно имелось только в оконечностях корпуса. Корпус был разделен на 12 отсеков водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы. Корабль мог оставаться на плаву при затоплении любых трех смежных отсеков. Мореходные качества корабля оценивались как невысокие из-за перегрузки, вызванной установкой многочисленных систем вооружения и радиоэлектронного оборудования.
Вооружение считалось не самым современным, энергетическая установка - устаревшей, а палубного вертолета на фрегате не было и в помине. Для обеспечения живучести корабля на нем смонтировали противопожарную и водоотливную системы. Паротурбинная энергетическая установка занимала два отсека. В носовом котельном отделении корабля находились два котла, а в кормовом машинном отделении - вспомогательные механизмы. Для движения использовался один гребной винт фиксированного шага. Фрегаты развивали скорость хода до 25 узлов. Дальность плавания ходом 15 узлов составляла 4500 миль.
В семидесятых годах вся серия была модернизирована. На корабли установили противокорабельные ракеты норвежской разработки Penguin SSMs, а также пусковые установки зенитных ракет Raytheon RIM-7M Sea Sparrow Mk.29 SAM system, противолодочные торпедные аппараты Мк.32. Во времена холодной войны корабли класса «Oslo» являлись серьезной силой, противостоящей советскому подводному флоту в северных морях. Для решения этих задач фрегаты были оснащены носовым шестиствольным реактивным бомбометом норвежского производства Kongsberg Terne ASW (масса ракеты 120 кг). Кроме того для поражения вражеских подлодок на кораблях имелись американские торпеды Мк.4б с акустической головкой самонаведения (дальность хода - 11 км, скорость - до 45 узлов). Еще одна модернизация была проведена в конце 1980-х годов. Пришло время, и фрегаты класса «Oslo» в ВМФ Норвегии заменили фрегатами класса «Фритьоф Нансен», которые поступили на вооружение в 2006-2011 годах.
Судьба головного корабля серии «Oslo» сложилась трагично. Он погиб 24 января 1994 года к югу от города Берген. Из-за аварии энергетической установки фрегат сел на камни во время шторма и затонул. Остальные корабли данного класса были выведены из состава норвежского военно-морского флота в конце 1990-х - начале 2000-х годов. F301 «Bergen» был пущен на слом. F302 «Trondheim» и F303 «Stavanger» стали плавучими мишенями. F303 «Stavanger» затонул после попадания в него торпеды в 2001 году. А 4 июня 2013 года ВМС Норвегии около о. Андойя произвели испытание новой противокорабельной ракеты NSM (разработка Kongsberg Defence & Aerospace). Мишенью послужил фрегат F302 «Trondheim». Ракета со 125-килограммовой полубронебойной боевой частью попала в носовую надстройку бывшего F302 и уничтожила ее, но сам фрегат все-таки потопить не смогла. F302 «Trondheim» был отбуксирован в порт Больше всего повезло F304 «Narvik», который стал плавучим музеем в Хортене.
Тактико-технические характеристики «Oslo»
Строительство пяти фрегатов этого типа - F300 «Oslo», F301 «Bergen», F302 «Trondheim», F303 «Stavanger» и F304 «Narvik» было наполовину оплачено США и велось в рамках пятилетней кораблестроительной программы I960 года. Серию кораблей типа «Дилей» американцы признали не очень удачной. Тем не менее «Дилей» считался одним из лучших кораблей в своем классе и по некоторым оценкам даже превосходил советские сторожевые корабли проекта 50. Норвежский фрегат класса «Oslo» имел ту же конструкцию и обводы корпуса, архитектуру надстроек, энергетическую установку, состав артиллерийского и торпедного вооружения, что и его американский прототип, но проектировался и строился в Норвегии. И норвежцы своими «Дилеями» были вполне довольны.
Норвежские фрегаты класса «Oslo» - это однотрубные корабли гладкопалубной архитектуры с развитой двухъярусной надстройкой. Корпус целиком был изготовлен из стали, а надстройки исполнены из легких сплавов. Двойное дно имелось только в оконечностях корпуса. Корпус был разделен на 12 отсеков водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы. Корабль мог оставаться на плаву при затоплении любых трех смежных отсеков. Мореходные качества корабля оценивались как невысокие из-за перегрузки, вызванной установкой многочисленных систем вооружения и радиоэлектронного оборудования.
Вооружение считалось не самым современным, энергетическая установка - устаревшей, а палубного вертолета на фрегате не было и в помине. Для обеспечения живучести корабля на нем смонтировали противопожарную и водоотливную системы. Паротурбинная энергетическая установка занимала два отсека. В носовом котельном отделении корабля находились два котла, а в кормовом машинном отделении - вспомогательные механизмы. Для движения использовался один гребной винт фиксированного шага. Фрегаты развивали скорость хода до 25 узлов. Дальность плавания ходом 15 узлов составляла 4500 миль.
В семидесятых годах вся серия была модернизирована. На корабли установили противокорабельные ракеты норвежской разработки Penguin SSMs, а также пусковые установки зенитных ракет Raytheon RIM-7M Sea Sparrow Mk.29 SAM system, противолодочные торпедные аппараты Мк.32. Во времена холодной войны корабли класса «Oslo» являлись серьезной силой, противостоящей советскому подводному флоту в северных морях. Для решения этих задач фрегаты были оснащены носовым шестиствольным реактивным бомбометом норвежского производства Kongsberg Terne ASW (масса ракеты 120 кг). Кроме того для поражения вражеских подлодок на кораблях имелись американские торпеды Мк.4б с акустической головкой самонаведения (дальность хода - 11 км, скорость - до 45 узлов). Еще одна модернизация была проведена в конце 1980-х годов. Пришло время, и фрегаты класса «Oslo» в ВМФ Норвегии заменили фрегатами класса «Фритьоф Нансен», которые поступили на вооружение в 2006-2011 годах.
Судьба головного корабля серии «Oslo» сложилась трагично. Он погиб 24 января 1994 года к югу от города Берген. Из-за аварии энергетической установки фрегат сел на камни во время шторма и затонул. Остальные корабли данного класса были выведены из состава норвежского военно-морского флота в конце 1990-х - начале 2000-х годов. F301 «Bergen» был пущен на слом. F302 «Trondheim» и F303 «Stavanger» стали плавучими мишенями. F303 «Stavanger» затонул после попадания в него торпеды в 2001 году. А 4 июня 2013 года ВМС Норвегии около о. Андойя произвели испытание новой противокорабельной ракеты NSM (разработка Kongsberg Defence & Aerospace). Мишенью послужил фрегат F302 «Trondheim». Ракета со 125-килограммовой полубронебойной боевой частью попала в носовую надстройку бывшего F302 и уничтожила ее, но сам фрегат все-таки потопить не смогла. F302 «Trondheim» был отбуксирован в порт Больше всего повезло F304 «Narvik», который стал плавучим музеем в Хортене.
Тактико-технические характеристики «Oslo»
Водоизмещение: 1650 т стандартное; 1950 т полное
Длина: 96,6 м
Ширина: 11,2 м
Осадка: 5,5 м
Силовая установка: 2 котла, 2 турбины (20 000 л. с.), 1 вал
Скорость: 25+ узлов
Запас хода: 4500 морских миль
Экипаж: 125 (в том числе 11 офицеров)
Вооружение
Артиллерийское:
2 x 76 mm cannon
1 x Bofors 40mm/70 anti-aircraft gun
2 x 20 mm Rheinmetall anti-aircraft guns
Ракетное:
4 x ПУ ПКР Penguin SSMs
8 x ПУ ЗУР Raytheon RIM-7M Sea Sparrow Mk.29 SAM system
Торпедное: 6 x 324-мм ТА Sting Ray
Противолодочное: 6 x ПУ Противолодочных ракет Terne ASW
Оборудование
Система управления вооружением: Mk.91 MFCS
Радары: Siemens/Plessey AWS-9, Racal Decca TM 1226, NobelTech 9LV 218 Mk 2, Raytheon Mk 95
Сонары: Thomson Sintra/Simrad TSM 2633, Simrad Terne III