Военные люди » Вооружение » Бронетехника » Опытный легкий танк PL-01 (Польша)

Опытный легкий танк PL-01 (Польша)


Опытный легкий танк PL-01 (Польша)


В начале сентября 2013 года в польском городе Кельце открылась Международная выставка оборонной промышленности MSPO 2013. Однако одну из ее главных новинок показали публике еще накануне. Это была новая разработка - танк PL-01, который Польский консорциум оборонных предприятий решил продемонстрировать широкой аудитории еще до открытия выставки. О начале работ по созданию нового проекта национального танка поляки объявили еще в середине февраля этого года. Тогда сообщалось, что предприятия OBRUM, Bumar и Huta Stalowa Wola начали разработку проекта перспективного танка для вооруженных сил Польши. Чуть позже, в мае, было подписано соглашение о сотрудничестве с корпорацией Bae Systems. 

При этом информация о машине в самом начале была крайне скудной. Так, сообщалось, что она будет иметь боевую массу около 45-50 тонн, боевое отделение планируется выполнить необитаемым, а боекомплект будет размещен в изолированном кормовом отсеке по примеру танка «Абрамс». На картинках танк отчасти напоминал другую польскую разработку, Anders, и видимо, должен был представлять собой переработанный ее вариант. После первой февральской презентации проект перспективного польского танка на время пропал из виду и вновь появился в новостях лишь после того, как был построен и показан на выставке его макет в натуральную величину. В целом привезенный на салон MSPO 2013 макет был похож на то, что демонстрировалось в феврале этого года. Однако новый концепт имеет и целый ряд отличий. Вероятно, польские танкостроители учли особенности тех или иных технических решений и изменили облик своего перспективного танка с учетом всех новых веяний в танкостроении.

Ну а веяния и впрямь заметны - достаточно посмотреть на этот танк и стоящий рядом с ним ветеран Т-54. Понятно, что внешне это небо и земля. Другое дело, а из чего этот танк вообще сделан? Из фанеры, оклеенной стекловолокном, неброневой стали или же это полноценная, пусть даже и опытная боевая машина. Ведь модель-концепт - это очень специфическое изделие. Тут можно придумать и изготовить из фанеры и пластмассы все что угодно. А вот реальное его воплощение в металле - это совсем другое. Пока что проект нового польского танка PL-01 еще далек от практического применения, хотя основные черты его дизайна к настоящему времени уже определены и, скорее всего, в будущем существенно не изменятся. Тем более что в проекте широко использовались наработки по предыдущему польскому танку Anders, который в свое время также считался передовой разработкой и должен был кардинально улучшить состояние польских бронетанковых войск. 

В целом PL-01 повторяет общую компоновку этого танка, что говорит о том, что польским конструкторам понравилась именно она. То есть моторно-трансмиссионное отделение расположено у этого танка спереди, как и у израильского танка «Меркава», а остальной объем корпуса отдан под место экипажа и боекомплекта. В пользу версии о переднем расположении двигателя и трансмиссии говорит как характерная форма передней части машины со сдвинутым назад люком механика-водителя, так и люк в кормовой бронировке корпуса, опять-таки точно так же, как и на «Меркаве». В проекте Anders этот люк предназначался либо загрузки боеприпасов, либо посадки в него десанта (в варианте БМП на базе этого танка). Ну а если планируется размещение всего экипажа внутри бронекорпуса вне башни, то тогда этот люк может быть использован посадки командира и наводчика. 

О характеристиках бронирования, предусмотренного проектом PL-01, пока говорить еще рано. Ведь что можно сказать о толщине и конструкции брони по макету? Вероятно, как и на других современных танках, наиболее мощное бронирование на этом танке предполагается установить в лобовой части корпуса и башни, ведь танкам приходится грудью идти на огонь врага! В любом случае большой угол наклона верхней лобовой детали способен улучшить характеристики защиты его передней проекции. На бортах показанного макета размещены крупные экраны сравнительно большой толщины. Судя по габаритам и внешнему виду, они могут содержать многослойное комбинированное бронирование, а вот уж из чего это бронирование состоит, пока что остается лишь гадать!

Башня PL-01 невелика по размеру и как, впрочем, и его корпус имеет характерную форму из множества плоских панелей, но причины такого технического решения не вполне ясны. Дело в том, что было бы выгоднее сделать ее объемом побольше, чтобы установить разнесенное бронирование, а пространство между броневыми конструкциями чем-нибудь заполнить. В любом случае это повысило бы ее защищенность. Впрочем, вероятно, в проекте учитывались возможности снижения радиолокационной заметности танка посредством применения на нем технологии СТЕЛС. Впрочем, есть и другая версия, согласно которой необычный внешний вид танка обусловлен сугубо эстетическими воззрениями авторов проекта. И если это так, то хорошего в этом мало, потому что танк, как и ресторан, надо делать «не под себя», а для публики, то есть для тех, будет его покупать. Ресторан «под себя» прогорит с вероятностью 80%, и точно так же обстоит дело и с танком. «Красиво» - для танка это не показатель, поскольку танк не самолет! 

Одним из самых неоднозначных решений в рамках оригинального внешнего вида стал кожух орудия. Характерная четырехугольная конструкция рубленой формы значительно отличается от применяемых на современных танках решений. В том числе и этот факт также может служить подтверждением эстетической версии происхождения рада агрегатов. Нагляднее всего «эстетика» этого танка проявилась в оригинальном кожухе, который прикрывает его 120-миллиметровое гладкоствольное орудие. Причем за передний лист кожуха выходит лишь небольшая часть его ствола и дульный тормоз. В целом же, хоть танк и выгладит так, словно его придумали для участия в эпопее «Звездные войны», даже этим своим дульным тормозом оставляет странное впечатление. Ведь сегодня на танковых орудиях дульный тормоз обычно не ставят. И к чему такая странная «идея», направленная «против всех»? 

Дело в том, что на сегодня ни один из современных основных боевых танков дульного тормоза на пушке не имеет, а уж тем более тормоза щелевого типа, имеющего целых девять прорезей. Дело в том, что, как показал еще военный опыт, наличие на танковом орудии дульного тормоза отрицательно влияет на точность стрельбы на большие расстояния. При проходе газов через каморы тормоза ствол дергается столько раз, сколько на нем имеется выходов для газов. И хотя в целом отклонение, при этом возникающее, очень невелико, на дистанции в полтора-два километра оно может достигнуть нескольких метров! Поэтому-то и 125-мм пушка российского танка Т-90, и 120-мм германская пушка «Рейнметалл» на танках «Леопард» и «Абрамс», и 120-мм пушка на израильской «Меркаве» дульного тормоза не имеют в принципе.

Башня PL-01 оснащена развитой кормовой нишей, в которой, как и на одном из вариантов танка Anders, видимо, планируется размещение боеукладки или автомата заряжания типа «елочка». На крыше башни установлена турель с пулеметом винтовочного калибра с дистанционным управлением и дымовыми гранатометами. Кроме того, на крыше башни, возле бортов, имеются два блока с некой аппаратурой, похожей на видеокамеры. И что это такое и для чего, пока что еще не известно. Как видно из их устройства, эти блоки могут вращаться вокруг вертикальной оси и качаться в вертикальной плоскости. Еще один агрегат с оптическими системами находится в передней части башни, рядом с маской орудия. Скорее всего, это средства наблюдения экипажа. Ведь если его собираются разместить внутри корпуса, то это потребует соответствующих средств наблюдения за окружающей танк местностью. И тут без телекамер внешнего обзора никак не обойтись. Вероятно, поэтому и на танке PL-01 планируется установка развитой системы видео- и тепловизионных камер. 

Для наведения орудия, скорее всего, используются системы, установленные над орудием, а также некие приборы справа от него. На передней части башни, справа от пушки, имеется небольшая ниша с двумя оптическими приборами. Слева от пушки в башне предусмотрена крупная вертикальная щель, по-видимому, предназначенная для спаренного с пушкой пулемета. То есть в данном случае все традиционно. Поверхности кожуха и маски орудия, непосредственно сопряженных друг с другом, плавно переходят в верхние и нижние листы бронирования башни. И такое решение действительно можно назвать оптимальным. Есть фотография, на которой танк «приседает» на передние катки, то есть имеет систему управления подвеской по типу шведского безбашенного танка STRV-103. Правда, неизвестно, может ли он так же наклоняться в стороны, но и вперед-назад тоже хорошо. 

Известно, что танк PL-01 получит перспективную систему управления огнем зарубежного производства, комплекс активной защиты и ряд других важных систем. Причем созданием комплекса радиоэлектронного оборудования для этого танка, скорее всего, будет заниматься международная корпорация BAE Systems. Иначе зачем тогда поляки заключали с ней соглашение? Таким образом, проект PL-01 сегодня находится на стадии ранней конструкторской разработки - но и не больше. Поэтому в течение ближайшего времени польский танкостроительный консорциум будет показывать на салонах и выставках только его макет. Его воплощение в металле начнется через год-другой, а испытания готового танка планируются не раньше 2016 года. Если все работы пойдут в соответствии с имеющимся графиком, то уже в 2018 году возможна и поставка серийных PL-01 заказчикам. 

Технические характеристики PL-01 

Длина корпуса, мм 7000 
Ширина, мм 3800 
Высота, мм 2800 
Клиренс, мм 480 
Бронирование - комбинированная керамико-арамидная 
Лоб корпуса, мм/град. 160 (300 с композитными экранами) 
Борт корпуса, мм/град. 60 
Корма корпуса, мм/град. 60 
Лоб башни, мм/град. 320 
Борт башни, мм/град. 320 
Корма башни, мм/град. 60 
Активная защита Есть 
Калибр и марка пушки 105-мм или 120-мм гладкоствольная пушка 
Длина ствола, калибров 51 (6350 мм) 
Боекомплект пушки 45 
Углы ГН, град. 360 
Пулемёты 1 х 7,62-мм 
Мощность двигателя, л. с. до 940 
Скорость по шоссе, км/ч 70 
Скорость по пересечённой местности, км/ч 50 
Запас хода по шоссе, км 500 
Тип подвески независимая торсионная 
Преодолеваемый подъём, град. 30° 
Преодолеваемый ров, м 2,6 
Преодолеваемый брод, м 1,5 

Автор статьи: Шпаковский В.О. 
Источник: Самые известные танки мира

  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 22-05-2019, 21:16>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...