Одним из самых заметных событий МАКС-2017 стала презентация группой «Кронштадт» первого в России комплекса воздушной разведки с беспилотными летательными аппаратами «Орион-Э». Они относятся к классу средневысотных БЛА большой продолжительности полета MALE (Medium Altitude Long Endurance) во взлетной массой около 1 т, начало которому было положено в конце прошлого века знаменитым американским беспилотником General Atomics RQ-1 Predator. В России на протяжении последних двух десятилетий было разработано значительное число проектов БЛА, но все они были существенно меньшей размерности - от нескольких килограммов до полутоны. И вот, наконец, и у нас появился реально летающий «серьезный» беспилотник 1000-кг класса, который не уступает по характеристикам американским «предейтерам» и сможет составить достойную конкуренцию на рынке израильским и китайским изделиям подобного класса.
Первая информация в СМИ о работах по комплексу с БЛА, ныне известному под названием «Орион-Э», появилась шесть лет назад, когда в конце 2011 г. Минобороны России заключило с компанией «Транзас» контракт на выполнение опытно-конструкторской работы по итогам ранее проведенного конкурса на беспилотный разведывательный комплекс с аппаратами взлетной массой около 1 тонны. Модель перспективного БЛА подобного типа, впервые была продемонстрирована на авиасалоне МАКС-2013 и имела цель привлечь внимание к разработке возможных потенциальных заказчиков в гражданском секторе. На следующем МАКС-2015 руководитель беспилотного направления компании Николай Долженков заявил, что комплекс достигнет стадии опытного образца ориентировочно в 2017-2018 гг. и начиная с 2019 т. сможет быть запушен в серийное производство. Натурные испытания БЛА «Орион-Э» начались в 2016 г. По имеющимся данным, аэродромные отработки проводились на территории ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском, а непосредственно летные испытания проводятся на одном из аэродромов в Рязанской области.
Аэродинамическая компоновка представленного на МАКС-2017 беспилотного аппарата «Орион-Э» заметно отличается от демонстрировавшихся «Транзасом» на предыдущих выставках масштабных моделей средне-высотного БЛА большой продолжительности полета однотонного класса. В действительности «Орион-Э» имеет нормальную аэродинамическую схему с большим V-образным хвостовым оперением и практически прямое крыло большого размаха. Силовая установка включает один поршневой двигатель с толкающим винтом, расположенный в хвостовой части фюзеляжа. Сам фюзеляж имеет в сечении сложную форму, напоминающую «сглаженную» трапецию, снизу - почти плоский. Конструкция планера полностью выполняется из композиционных материалов. Шасси -трехопорное, убирающееся. Беспилотник имеет только электрические бортовые системы с многократным резервированием. В частности, для него разработана инновационная электроимпульсная противообледенительная система, позволяющая использовать комплекс в широком диапазоне метеоусловий.
Согласно распространенным на МАКС-2017 данным, БЛА «Орион-Э» имеет размах крыла 16 м, длину 8 м и высоту 3 м. Его максимальная взлетная масса составляет около 1000 кг, масса стандартной целевой нагрузки (обзорная оптико-электронная система) - 60 кг, а максимальной - 200 кг. Скорость полета БЛА находится в диапазоне 120-200 км/ч, максимальная продолжительность полета (со стандартной целевой нагрузкой) может достигать 24 ч, максимальная высота полета - 7500 м, радиус применения (в прямой радиовидимости) - 250 км, а с ретрансляцией - 300 км. Видимо, все эти представленные на МАКС-2017 параметры - несколько «округленные», они также немного отличаются от более подробных характеристик, анонсировавшихся ранее (например, на МАКС-2015).
Сам БЛА «Орион-Э» - лишь часть сложного комплекса. В его состав может входить от 4 до 6 летательных аппаратов, а также наземный пункт управления, средства автоматического взлета и посадки, система радиосвязи. Из официальных материалов «Кронштадта» следует, что комплекс «Орион-Э» предназначен для «ведения воздушной разведки и информационного обеспечения подразделений вооруженных сил, в т.ч. воздушного патрулирования, доразведки наземных объектов для обеспечения целеуказания и корректировки огня, оценки результатов нанесения ударов, топографической разведки местности». Инновационная система посадки «Ориона», включающая радиолокационный контур и лазерную подсистему, обеспечивают абсолютно точную посадку в полностью автоматическом режиме. В качестве целевой аппаратуры предусмотрено использование многоканальной оптико-электронной системы для наблюдения в видимом и ИК диапазонах (размещается в носовой части аппарата), цифровой аэрофотосъемочной системы высокого разрешения или многофункциональной БРЛС для картографирования поверхности и поиска целей (в отсеке в средней части фюзеляжа), средств радио- и радиотехнической разведки (для их размещения используются оба отсека). Такие наборы целевой аппаратуры созданы в России впервые.
Разработали весь ряд ключевых технологий, которые невозможно было поучить на Западе. В частности, технологию промышленного производства целиком «угольного» планера, причем не только обшивки, но и всего силового набора конструкционных элементов. Это отличает наш проект от китайских беспилотников того же класса. В числе важных достижений создание уникального программного обеспечения для одновременного управления в воздухе группой из 4-6 беспилотников. При этом осуществляется управление не непосредственно каждым аппаратом, а всей миссией в целом, когда наземный экипаж задает цели и не отвлекается на пилотирование каждого БЛА. С учетом задействования спутниковой составляющей, возможно применение БЛА «Орион-Э» на значительном удалении от наземного пункта.
О текущем этапе летных испытаний, состоянии работ и количестве построенных БЛА «Орион-Э» в ходе МАКС-2017 информация не уточнялась. Несмотря на то, что работы по комплексу еще не завершены, уже официально заявлено о начале его продвижения на международный рынок совместного с «Рособоронэкспортом». В качестве потенциальных рынков БЛА «Орион-Э» рассматриваются, в первую очередь, страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки.
По материалам статьи - авторы: Е.Ерохин
Первоисточник: журнал «Взлет» 2017 г. №09
Первая информация в СМИ о работах по комплексу с БЛА, ныне известному под названием «Орион-Э», появилась шесть лет назад, когда в конце 2011 г. Минобороны России заключило с компанией «Транзас» контракт на выполнение опытно-конструкторской работы по итогам ранее проведенного конкурса на беспилотный разведывательный комплекс с аппаратами взлетной массой около 1 тонны. Модель перспективного БЛА подобного типа, впервые была продемонстрирована на авиасалоне МАКС-2013 и имела цель привлечь внимание к разработке возможных потенциальных заказчиков в гражданском секторе. На следующем МАКС-2015 руководитель беспилотного направления компании Николай Долженков заявил, что комплекс достигнет стадии опытного образца ориентировочно в 2017-2018 гг. и начиная с 2019 т. сможет быть запушен в серийное производство. Натурные испытания БЛА «Орион-Э» начались в 2016 г. По имеющимся данным, аэродромные отработки проводились на территории ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском, а непосредственно летные испытания проводятся на одном из аэродромов в Рязанской области.
Аэродинамическая компоновка представленного на МАКС-2017 беспилотного аппарата «Орион-Э» заметно отличается от демонстрировавшихся «Транзасом» на предыдущих выставках масштабных моделей средне-высотного БЛА большой продолжительности полета однотонного класса. В действительности «Орион-Э» имеет нормальную аэродинамическую схему с большим V-образным хвостовым оперением и практически прямое крыло большого размаха. Силовая установка включает один поршневой двигатель с толкающим винтом, расположенный в хвостовой части фюзеляжа. Сам фюзеляж имеет в сечении сложную форму, напоминающую «сглаженную» трапецию, снизу - почти плоский. Конструкция планера полностью выполняется из композиционных материалов. Шасси -трехопорное, убирающееся. Беспилотник имеет только электрические бортовые системы с многократным резервированием. В частности, для него разработана инновационная электроимпульсная противообледенительная система, позволяющая использовать комплекс в широком диапазоне метеоусловий.
Согласно распространенным на МАКС-2017 данным, БЛА «Орион-Э» имеет размах крыла 16 м, длину 8 м и высоту 3 м. Его максимальная взлетная масса составляет около 1000 кг, масса стандартной целевой нагрузки (обзорная оптико-электронная система) - 60 кг, а максимальной - 200 кг. Скорость полета БЛА находится в диапазоне 120-200 км/ч, максимальная продолжительность полета (со стандартной целевой нагрузкой) может достигать 24 ч, максимальная высота полета - 7500 м, радиус применения (в прямой радиовидимости) - 250 км, а с ретрансляцией - 300 км. Видимо, все эти представленные на МАКС-2017 параметры - несколько «округленные», они также немного отличаются от более подробных характеристик, анонсировавшихся ранее (например, на МАКС-2015).
Сам БЛА «Орион-Э» - лишь часть сложного комплекса. В его состав может входить от 4 до 6 летательных аппаратов, а также наземный пункт управления, средства автоматического взлета и посадки, система радиосвязи. Из официальных материалов «Кронштадта» следует, что комплекс «Орион-Э» предназначен для «ведения воздушной разведки и информационного обеспечения подразделений вооруженных сил, в т.ч. воздушного патрулирования, доразведки наземных объектов для обеспечения целеуказания и корректировки огня, оценки результатов нанесения ударов, топографической разведки местности». Инновационная система посадки «Ориона», включающая радиолокационный контур и лазерную подсистему, обеспечивают абсолютно точную посадку в полностью автоматическом режиме. В качестве целевой аппаратуры предусмотрено использование многоканальной оптико-электронной системы для наблюдения в видимом и ИК диапазонах (размещается в носовой части аппарата), цифровой аэрофотосъемочной системы высокого разрешения или многофункциональной БРЛС для картографирования поверхности и поиска целей (в отсеке в средней части фюзеляжа), средств радио- и радиотехнической разведки (для их размещения используются оба отсека). Такие наборы целевой аппаратуры созданы в России впервые.
Разработали весь ряд ключевых технологий, которые невозможно было поучить на Западе. В частности, технологию промышленного производства целиком «угольного» планера, причем не только обшивки, но и всего силового набора конструкционных элементов. Это отличает наш проект от китайских беспилотников того же класса. В числе важных достижений создание уникального программного обеспечения для одновременного управления в воздухе группой из 4-6 беспилотников. При этом осуществляется управление не непосредственно каждым аппаратом, а всей миссией в целом, когда наземный экипаж задает цели и не отвлекается на пилотирование каждого БЛА. С учетом задействования спутниковой составляющей, возможно применение БЛА «Орион-Э» на значительном удалении от наземного пункта.
О текущем этапе летных испытаний, состоянии работ и количестве построенных БЛА «Орион-Э» в ходе МАКС-2017 информация не уточнялась. Несмотря на то, что работы по комплексу еще не завершены, уже официально заявлено о начале его продвижения на международный рынок совместного с «Рособоронэкспортом». В качестве потенциальных рынков БЛА «Орион-Э» рассматриваются, в первую очередь, страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки.
По материалам статьи - авторы: Е.Ерохин
Первоисточник: журнал «Взлет» 2017 г. №09