На начальном этапе Второй мировой войны немецкие войска использовали для разведки различные легкие колесные и полугусеничные бронемашины, характеристики которых были достаточны для решения поставленных задач. После нападения на Советский Союз гитлеровцам пришлось столкнуться с достаточно мощной противотанковой обороной, которая не позволяла легким и слабо защищенным бронемашинам оставаться в безопасности. Кроме того, наступающие войска столкнулись с бездорожьем, негативно сказывавшимся на подвижности техники. Войскам срочно требовалась разведывательная бронемашина с хорошей защитой. Ответом на такой вызов стали два проекта, известные под общим названием VK 1602 Leopard.
В конце 1941 года командование заказало разработку перспективного легкого танка, предназначенного для ведения разведки в тылах противника. Список технических требований к такой машине передали фирмам Daimler-Benz и MAN, имевшим большой опыт создания различной бронетехники. Несмотря на использование общего технического задания, два конструкторских бюро в итоге создали совершенно разные проекты, имеющие лишь ограниченное сходство.
Проект нового легкого танка получил обозначение VK 1602 и дополнительное имя Leopard, в результате чего эта разработка стала одной из первых, получивших «кошачье название». Примечательно, что проекты двух фирм не получали собственных обозначений и именовались одинаково. Из-за этого может возникать некоторая путаница, поскольку далеко не во всех публикациях делается различие между двумя разными проектами. Кроме того, по этим причинам возможно смешение данных об одном танке со сведениями о его конкуренте. Попробуем разобраться со всеми недоразумениями и начнем рассмотрение проекта «Леопард» с разработки фирмы «Даймлер-Бенц».
Анализ опыта разработки танков и технических требований к новому проекту показал, что использование традиционных для того времени идей и решений не позволит достичь требуемых характеристик. Таким образом, следовало строить новый проект на базе неких нестандартных идей, не имеющих большого распространения в существующих разработках. Такой подход привел к тому, что VK 1602 от Daimler-Benz значительно отличался от конкурирующей разработки фирмы MAN как внешним видом, так и различными особенностями конструкции.
С целью снижения веса конструкции и обеспечения приемлемого уровня защиты новый танк должен был получить броневой корпус, состоящий из наклонных листов. Так, лобовая часть корпуса образовывалась двумя листами толщиной по 50 мм, установленными под разными углами к вертикали. Борта и корма так же располагались с наклоном внутрь и имели толщину 30 мм. Характерной особенностью проекта Daimler-Benz VK 1602 было использование развитых бортовых ниш корпуса, выполняющих функции надгусеничных полок. Крышу и днище корпуса предлагалось изготавливать из 20-мм броневых листов.
Авторы нового проекта пришли к выводу о невыгодности традиционной для немецких танков классической компоновки с передним расположением трансмиссии. По этой причине танк «Леопард» в версии от Daimler-Benz получил компоновку, более характерную для бронетехники других стран. В передней части корпуса помещалось отделение управления с местами для двух членов экипажа. За ними имелось боевое отделение с механизмами для установки вращающейся башни. Корма корпуса полностью отдавалась под моторно-трансмиссионное отделение.
В кормовом отсеке предлагалось монтировать 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 157P мощностью 550 л.с. С двигателем сопрягались гидромуфта, механическая коробка передач, главный фрикцион и бортовые передачи. Трансмиссия позволяла механику-водителю выбрать одну из восьми передач переднего хода или переключиться на единственную заднюю. Из-за кормового размещения всех агрегатов силовой установки и трансмиссии крутящий момент двигателя передавался на задние ведущие колеса – достаточно редкое явление для немецкого танкостроения Второй мировой войны.
Изначально предлагалось использовать в проекте VK 1602 агрегаты ходовой части от легкого танка VK 1601, к тому времени вышедшего на испытания. Тем не менее, специалисты фирмы «Даймлер-Бенц» пришли к выводу о невысоких эксплуатационных характеристиках имеющейся ходовой части с подвеской Книпкампа, после чего начали разрабатывать все необходимые агрегаты самостоятельно.
Ходовая часть танка Daimler-Benz Leopard основывалась на пяти опорных катках среднего диаметра с индивидуальной подвеской на каждом борту. В передней части корпуса помещались направляющие колеса, в корме – ведущие. Поддерживающие ролики не предусматривались. Для обеспечения требуемых показателей давления на грунт было решено использовать стальную мелкозвенчатую гусеницу шириной 650 мм. Длина опорной поверхности достигала 3475 мм.
На крыше корпуса должна была устанавливаться вращающаяся башня с вооружением и рабочими местами нескольких танкистов. По имеющимся данным, была разработана башня, основывавшаяся на освоенных решениях. Согласно иным источникам, была применена готовая башня одного из существующих танков. Использованная башня имела прямоугольный лобовой лист, а борта и корма образовывались общей изогнутой деталью. Максимальное бронирование башни составляло 50 мм, наиболее тонкие ее элементы имели толщину 20 мм. Защиту орудийной установки предлагалось осуществлять при помощи литой маски типа Saukopf.
В качестве главного оружия нового танка была предложена пушка 5 cm KwK 39 L/60 калибра 50 мм со стволом длиной 60 калибров. Это орудие могло использовать бронебойные и осколочные снаряды нескольких типов. Максимальная скорость снаряда (бронебойный Pz.Gr.40) достигала 1180 м/с. На дистанции 100 м такой боеприпас мог пробить до 130 мм гомогенной брони. При использовании осколочных снарядов имелась возможность стрельбы на дистанции до нескольких километров.
В одной установке с орудием должен был монтироваться спаренный пулемет MG 34 калибра 7,92 мм с ленточным боепитанием. Наводить пушку и пулемет предлагалось при помощи общего телескопического прицела. Использование второго пулемета не предусматривалось, но экипаж мог располагать личным оружием.
Экипаж танка Daimler-Benz VK 1602 должен был состоять из четырех человек: механика-водителя, радиста, командира-наводчика и заряжающего. Места водителя и командира помещались в передней части корпуса. Для доступа на свои места эти танкисты должны были использовать люки в крыше корпуса. На люках также имелись перископические приборы. Еще один смотровой лючок находился в лобовом листе, перед местом водителя.
Командир, также отвечающий за управление вооружением, и заряжающий должны были находиться в башне. Место командира-наводчика помещалось у левого борта, заряжающего – у правого. В крыше башни находились два люка, причем двустворчатый командирский размещался на башенке с набором смотровых приборов. Заряжающий имел только один перископ в крышке люка.
Одной из главных задач танка VK 1602 было ведение разведки. Для наблюдения за обстановкой экипаж должен был применять имеющиеся смотровые приборы, а с целью передачи данных разведки машину предлагалось оснащать радиостанцией FuG 2 или FuG 5. Место для радиостанции располагалось в передней части корпуса, очевидно, в нише правого борта.
По своим размерам разработка фирмы Daimler-Benz не должен был отличаться от других легких танков немецкой разработки, однако превосходил их с точки зрения боевой массы. Общая длина танка Leopard (с пушкой вперед) не превышала 6,5 м, ширина составляла 3,27 м, высота – 2,8 м. Клиренс определялся на уровне 510 мм. Расчетная боевая масса танка составляла 26 т (по другим данным, не более 21-22 т).
Благодаря использованию мощного 550-сильного двигателя, танк должен был иметь высокую удельную мощность, не менее 21 л.с. на тонну. За счет этого он имел возможность разгоняться на шоссе до 60 км/ч, максимальная скорость на пересеченной местности была вдвое меньше. Запас хода по шоссе определялся в 300 км, на местности – 150 км.
Планы 1941 года подразумевали завершение проектных работ к осени 42-го с последующими испытаниями и подготовкой к серийному производству. Так, сборку серийных танков VK 1602 одного из двух проектов планировалось начать в апреле 1943 года. До конца года войска должны были получить 105 таких машин, а в план на первую половину 44-го поставили сборку еще 150 танков. Тем не менее, серийное производство танков «Леопард» так и не началось.
В случае с проектом фирмы Daimler-Benz все работы остановились на стадии проектирования. К концу лета 1942 года конструкторское бюро «Даймлер-Бенц» не успело завершить разработку нового танка, тогда как конкуренты уже были готовы представить шасси-прототип. Из-за этого и по причине сохранения некоторых трудностей проект не был доведен до логического конца. В определенный момент было решено отказаться даже от сборки и испытаний опытного разведывательного танка.
Легкий разведывательный танк Daimler-Benz VK 1602 Leopard так и остался в виде неполного комплекта чертежей. Работы не были продолжены, а документация вскоре отправилась в архив. Вполне возможно, что современная путаница с данными по двум одноименным танкам возникла, в том числе, и из-за неудачного завершения проекта Daimler-Benz на фоне определенных успехов разработки конкурента. Так, иногда упоминаются испытания танка от «Даймлер-Бенц», однако в действительности эта машина даже не строилась.
Путаница с двумя проектами, среди прочего, привела к появлению разных данных относительно облика перспективной бронемашины. К примеру, известно изображение-реконструкция облика танка Daimler-Benz VK 1602, отличающееся от имеющихся чертежей. Такой вариант танка отличается иной формой бортовой части корпуса, которая образовывается не наклонными бронелистами, а прямоугольными коробами. Прочие материалы по проекту VK 1602 позволяют предположить, что в этой реконструкции имеются некие ошибки и несоответствия действительности.
Все сомнения, связанные с реконструкцией облика, связаны с неудачным завершением проекта. Танк фирмы Daimler-Benz не был реализован в металле, а количество имеющихся данных об этом проекте все же оставляет желать лучшего. Конкурирующий проект VK 1602 Leopard от фирмы MAN оказался более удачливым. Ему удалось дойти до стадии строительства и испытаний прототипа, однако и на этот раз машина не смогла поступить в серийное производство.