Военные люди » Военный архив » Статьи » Кто такие наемники, и откуда берутся ЧВК, или Частные Военные Компании

Кто такие наемники, и откуда берутся ЧВК, или Частные Военные Компании


 

Кто такие наемники, и откуда берутся ЧВК, или Частные Военные Компании

Кто такие наемники, и откуда берутся ЧВК

Что это за люди? Да самые разные. От некогда профессиональных военных со всего мира (это может быть бывший майор ГРУ, которого развал СССР застал внезапно в Африке, после чего человек, у которого на родине никого и ничего не было, подумал — "а ебись оно все конем а чего я в самом деле...", взял и свалил), до бывшего боевого пловца ВМС Тайланда (очень суровые воины кстати).

Продолжить список можно не настолько профессиональными военными. Тут вам и наши бывшие десантники, и бывшие морпехи армии США, и разнообразная европейская публика. От бывших королевских морских пехотинцев ее величества британской королевы и до скромного шведского десантника, ростом в два метра и совершенно нордической внешностью (в африке, например, такие смотрятся совершенно феерично). Это может быть даже китаец (это кстати в мире наемников большая редкость) с крайне мутной биографией и мрачной репутацией. Ну и закончить можно просто искателями приключений, адреналинщиками, преступниками и прочими к войне и армии никак не причастными ебанашками личностями.

То есть разброс такой, что корреляцию провести и ответить на вопрос "какие там люди?", очень сложно. Люди как люди, ног — две, рук — две, глазьев в основном тоже два, нос один. Жопа тоже есть, у некоторых, кстати, она привычно замещает голову. Короче говоря, люди как люди. Каждый приходит в эту сферу деятельности за своим. Кто–то просто не может без войны, и что бы не слететь с катушек на гражданке, уходит в наемники. Кому–то скучно жить, и он находит способы себя занять. Кто–то в детстве мучил кошек, потом перешел на людей, но законы родной страны это не одобряют, а тут за это еще и платят. Кто–то просто от того что не смог себя найти в жизни а навыки есть только членовредительские. А кто–то, просто ни черта не умея, случайно попал в эту публику, и нахватавшись всего по верхам, хуеет от происходящего вокруг.

Короче говоря — тут повод для огромного философского трактата на тему "Мамо, чому я ладскнехт?"

Соответственно оценка профессионального уровня этой публики тоже занятие нетривиальное. Уж больно широк разброс. Может статься, что тот облезлый кот был раньше негодяем, тот неприметный дяденька в "прошлой жизни" ходил в атаку, выкрикивая "Ху!" (клич американских рейнджеров), а мог радостно сигать за борт самолета с воплем "Джеронимо!" (брачный зов британских десантников), а мог весело подкладывать мины под мирные еврейские автобусы, ехидно бормоча под нос "Аллах Акбар..." (рожа и биография при этом могут не иметь никакого отношения к каким либо мусульманам в принципе).

Вот и ломай голову, кто же такие наемники?

Дело в том, что разбирать само явление "наемничества" в современном контексте невозможно без рассмотрения такого явления, как ЧВК. Надо конечно же понимать, что между этими понятиями ставить знак равенства нельзя. Но понимать, что оба этих явления связаны между собой более чем плотно, необходимо.

Для начала немного истории. Если немного обобщить, то первой ЧВК можно считать целую страну — Швейцарию. Это было в те стародавние времена, когда люди за деньги весело рубили друг–другу конечности в лютых схватках на разнообразном железе. Времена тогда были благодатные, не отягощенные ни еврокомиссиями, ни судами по правам человека. Поэтому и механизм наемничества регулировался очень просто — по законам рынка. Есть спрос — есть предложение. А так как воевали в те времена практически непрерывно, оба пункта всегда были в наличии.

Швейцария как раз и была основным поставщиком высококачественной наемной пехоты. Конечно тогда частенько случались казусы типа перекупания отрядов наемников чуть ли не на поле боя (сейчас такое распространено слабо, ибо массовые коммуникации), но в целом ландскнехты и были теми самыми первыми ЧВК, под крышей растущего и формирующегося государства, которое мы сейчас знаем как Швейцарию.

Немного разбавим историю лингвистикой

А что такое ЧВК в принципе? Аббревиатура расшифровывается просто и понятно — Частная Военная Компания (в редких случаях –Корпорация). В английском варианте PMC — Private Military Contractor, в более точном переводе — Частный военный подрядчик. И хотя все прекрасно понимают, что это значит, предпочитают именно понятие подрядчик. Почти как таджик–строитель. Звучит более мирно, и не вызывает лютых попоболей у граждан, которые никак не могут себе представить — как это война может быть частным делом? А как показывает практика, очень даже может.

В конце концов, принципиальная разница между схожей с наемниками публикой — пиратами, тех времен и нынешними, заключается в том, что тогда это был красивый и легендарный сэр Френсис Дрейк на службе британской короны, с белоснежным парусником и "благородными сказками" о нем. А сейчас это голожопые голодные сомалийцы на рыбацких лодках, на службе своих боссов, и порицанием от мировой общественности. От внешнего вида суть не меняется. Оба варианта IRL всего лишь грабители на море. А чьи они там интересы отстаивают, это дело двадцатое. В те красивые времена отстаивались интересы королевских семей, сейчас частных корпораций. Разницы нет никакой.

С наемниками та же фигня абсолютно. Так в чем же суть?

Для того, что бы понять это, перенесемся от сурового говнища и грязищи средневековья в середину прошлого века, в регион Южной Америки, и познакомимся с тем редким явлением, которое сейчас называют Private Military Corporation (Частная Военная Корпорация). Была такая контора, называлась Юнайтед Фрут (United Fruit's), организована она была задолго до появления на свет ЦРУ, и даже до возникновения УСС (предшественницы ЦРУ), аж в 1899 году, и 50 лет честно служила интересам американского колониального капитализма. Пока в начале 40–х не угодило на крючок к той самой УСС (Управления Стратегических Служб), которая и поставила маленькой торговой фирме очень скромные задачи — соблюдение интересов США во всем регионе. Каким путем? А каким угодно.

В ресурсах и средствах не ограничивали. Подкупы, угрозы, силовые акции, перевороты, карательные операции (главное не читайте по United Fruit педивикию, там написана редкостная хрень, да еще и ущербная).

Короче говоря, неважно как, но интересы должны быть соблюдены. И, понятное дело, в открытую все это прокручивать было невозможно. В те времена америка еще стеснялась открыто и в наглую лезть в интересующие их страны (да–да, были такие времена). Официально же контора занималась экспортом/импортом фруктов по всему Южноамериканскому региону.

Кстати говоря, именно эта контора спонсировала деньгами, кадрами и снаряжением попытку вернуть Кубу американскому ставленнику Батисте (уровень размаха можете оценить — взять и вернуть свою власть в островное государство). Заинтересовавшиеся могут погуглить "высадку в Заливе Свиней", чтобы получить более подробное понимание объема трэша и угара, устроенного маленькой торговой фирмой. Там, правда, выяснилось, что у революционеров на Кубе уже есть краснозвездная крыша, и горе "десантников" вместе с Юнайтед Фрут и ЦРУ ждал жесточайший обломайтис. После чего контора оказалась настолько засвеченная, что пришлось ее сворачивать.

Сворачивали ее кстати долго, почти до конца 70–хх годов прошлого века. Интересующиеся могут обратить свое внимание на тот факт, что к расформированию и переформированию ряда подразделений "Фруктовой империи" имел прямое отношение небезызвестный нам ныне госсекретарь США Джон Керри, который (ай внезапность какая) на данный момент крупнейший лоббист интересов ЧВК в американском правительстве.

Так вот, Юнайтед Фрут — это по сути первая ЧВК современной истории. Причем именно в масштабах корпорации.

Потому как имела интересы на всем южноамериканском континенте, и могла их отстаивать любыми доступными на тот момент средствами, от авианалетов, до наземных и морских операций (нифига себе такая частная лавочка). Однако спалившись, контора начала быстро чахнуть и сохнуть, и была быстро растащена на множество конторок помельче, как самим руководством, так и "кризисными менеджерами" со стороны (ЦРУ).

И вот тут то можно сказать и начался рассвет эры ЧВК

Вообще до начала 80–х само понятие ЧВК в принципе отсутствовало. Существовали неформальные объединения наемников, сплоченные, как правило, опытными и харизматичными командирами. Наиболее известными и запомнившимися можно назвать Боба Денарда, Майка Хоара и Зигфрида Мюллера (педивикия и гугель вам в помощь, граждане настолько колоритные и интересные, что в ненаписанной книге каждому посвящалась бы своя глава). Плюс существовала целая когорта разномастных групп, которые за определенные суммы предлагали решение любых анальных и оральных запросов геополитических проблем.

Сделаем все что угодно, хоть президента кончим, главное платите соответственно.

Стоит, кстати пояснить, что вся эта вольница существовала в основном на заказы нефтяных компаний США и Европы, это так называемые "нефтяные войны" 70–х, когда африканский континент яростно рвали на части такие известные ныне своим миролюбием гиганты, как Шелл, Бритиш Петролеум, Тексако, и прочие игроки на нефтяном рынке. 
Как вы понимаете, где нефть, там и геополитика. А вот отстаивать коммерческие интересы родной страны, точнее группы барыг, представляющих определенную страну, с помощью государственной военной машины в те времена было не принято и не вежливо (прикиньте, во времена были культурные и скромные). А вооруженные силы были нужны как никогда, начиная от охраны нефтяных вышек и нефтепроводов, заканчивая "выселением" мешающих обогащению местных.

Желающим узнать побольше о методах "выселения" советую посмотреть хороший фильм "Shooter" (Стрелок) там все рассказано и объяснено для чайников:
В Эритрее закопано 300 тел. Мужчины, женщины, дети... Как раз под вышкой.
к/ф "Стрелок" (с)

Как вы понимаете, решение подобных задач требовало определенных моральных качеств от исполнителей. Кстати говоря, одна из причин того, что ЧВК популярны и по сей день. Не всякая регулярная армия согласится просто так, ради нефтяной вышки, тупо вырезать подчистую пару тысяч человек. А наемники такими подработками не гнушаются. Наоборот, чем больше таких эпизодов в творческой биографии, тем лучше. Заказчики активнее заносят деньги, да и с потенциальными противниками/жертвами разбираться проще. Возможно, даже и стрелять не придется, сами с визгом разбегутся.

Но рано или поздно любой неформальной и полуформальной вольнице приходит конец. В конце концов, те же наемники с некоторых пор стали представлять собой вполне серьезную, а главное — независимую силу в регионе, и к началу 80–х совсем не в одном. Как мы все понимаем, независимость никто терпеть не будет, ни в какой форме, особенно если речь идет о деньгах. А уж если речь идет о ДЕНЬГАХ, то ни о каком терпении вообще не может быть и речи.

Так или иначе, но вольницу начали прижимать. Где финансовыми механизмами, где физическими мерами воздействия/устрашения. А кое–кого просто угоманивали силами коллег/конкурентов, просроченного полония. А как известно, "свято место пусто не бывает", особенно когда дело в деньгах и ресурсах. И естественно, что чувствительно опустевшую нишу начали занимать не нелегальные компании "диких гусей" и вольных стрелков, а организованные ЧВК.

Любопытный момент заключается еще и в том, что само по себе явление наемничества по меркам международного права насквозь незаконно. А вот деятельность ЧВК (при том, что занимаются они по сути тем же) законна чуть более чем полностью. В чем прикол? А ни в чем. Частная военная компания по контракту как правило выполняет всего лишь охранную функцию. То есть с юридической точки зрения представляет собой обычный ЧОП (Частное Охранное Предприятие). Да–да–да, с точки зрения международного права бравый парень, экипированный по самые помидоры и с пулеметом на плече, охраняющий нефтяную скважину, принадлежащую, к примеру, Лукойлу, где–нибудь у черта на рогах, практически равнозначен пузатому дяденьке с нашивкой "охрана" на куртке, сидящем на АЗС Лукойл (я конечно утрирую, но совсем слегка).

И тот и другой выполняет функцию охраны частной собственности. Но почувствуйте разницу!
Понятное дело, что на ЧВК наложены довольно строгие ограничения по использованию и владению различными типами вооружений. К примеру, есть запрет на штурмовую авиацию, но он легко обходится рядом контор, работающих в Южной Америке.

И как водится, лазеек в данном случае такое количество, что это регулярно порождает юридические казусы. Например, когда какие–нибудь частные воины катаются на танках, которые им вовсе не принадлежат. Откуда ж они тогда взялись? А они трофейные и "применяются в связи с внезапно возникшими обстоятельствами непреодолимой силы", но собственностью компании при этом не являются. И кататься по безответным нигерам на них можно совершенно невозбранно.

И что характерно, таких "лазеек" море разливанное. Как правило, они все известны, вот только мировая общественность не стремится их прикрыть. Что, как бы, наводит на мысли.

  • Не нравится
  • +1
  • Нравится
от 12-04-2016, 10:41>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...