Военные люди » Военный архив » Статьи » Чтение следов (следопыт)

Чтение следов (следопыт)


 

Чтение следов (следопыт)

Во время путешествия по тайге, особенно в тех случаях, когда утрачена ориентировка или возникает срочная необходимость выйти к людям, полезным может оказаться умение разбираться в следах.

Человек, в совершенстве владеющий навыками «чтения» следов, способен по характеру следовой дорожки получить самую разнообразную информацию о пешеходе (род занятий, возраст, пол, степень усталости и т.д.). Для того чтобы разбираться в подобных тонкостях, нужен огромный опыт и отличная наблюдательность.
Тому, кто отправляется в таежное путешествие, будет достаточно уметь определять по следам направление и характер движения, а также давность следа.

Чтобы встреченный след «заговорил», нужно, прежде всего, иметь представление о механизме образования следов.

Совершая шаг, человек вначале делает упор на каблук выставленной вперед ноги, затем переносит всю тяжесть тела на ступню и, делая толчок носком, двигает тело вперед. В каждом из этих моментов воздействие на почву будет различным, что отразится в отпечатке следа обуви. Так, поставив на почву каблук и продолжая движение, человек оставляет на грунте черту, так называемую «поволоку». От упора на каблук в почве образуется углубление. При последующей опоре на всю ступню след отпечатывается полностью. Толчок носком сильнее всего продавливает грунт и несколько сдвигает его в виде небольшой кучки. Уже после толчка носок, задевая за края следовой ямки, выбрасывает небольшие комочки почвы в сторону движения, которые образуют нечто вроде валика вокруг следа носка («выволоку»). Средняя длина шага — примерно 70 сантиметров. На бегу длина шага увеличивается до метра. Человек, который переносит груз, укорачивает шаг, ставит ступни ног шире, параллельно одна другой.

Конечно, проще всего установить направление движения прошедшего человека по отпечатку каблука и носка. Но это далеко не всегда бывает возможно. Не так уж часто след в лесу сохраняет четкость, позволяющую без сомнений отличать отпечаток каблука от оттиска носка. К тому же люди, передвигающиеся по лесу (охотники, егеря, лесничие), нередко пользуются самодельной или переделанной фабричной обувью, не имеющей выраженных деталей на подошве.

Поэтому, для того чтобы ответить на вопрос, в какую сторону шел человек, обычно необходимо припомнить механизм образования следа.

Самая глубокая часть следа образуется от толчка носком, причем в той части, которая обращена в сторону движения. Сдвиг почвы обычно направлен от передней части следа в сторону, противоположную движению. Капли грязи, падая с обуви, ложатся по ходу движения вперед и указывают своими острыми концами в ту сторону в которую прошел человек. В вязком, глинистом грунте вертикальные полосы или царапины, образующиеся в следе, изогнуты верхними концами в сторону движения. В том же направлении ориентированы и острые концы трещин, которыми окружены следы на подмороженной грязи. В сторону движения выбрасываются и небольшие комочки грунта.

Иногда определить направление движения можно по другим характерным признакам. Так, трава примята в ту же сторону, в которую шел человек; камешки, комки грунта и другие предметы сдвигаются по ходу движения вперед; влажные отпечатки остаются после перехода через лужи, и по мере ходьбы влажность следа убывает. В местах естественных препятствий — у канав, ям, поваленных деревьев, если человек преодолевал их прыжком, хорошо заметны следы толчка и приземления. Пешеход укорачивает шаг при подъеме по пологому склону; с другой стороны, увеличение длины шага на склоне — признак того, что человек спускался. На крутых и скользких склонах человек, поскользнувшись, сдвигает подошвами грунт, мох, траву. При подъеме следы скольжения короче и реже, расстояние между шагами небольшое. На спусках отпечатки от проскальзывающих подошв длинные и встречаются чаще.

Чтобы достоверность определенного направления движения не вызывала сомнений, нужно проверить себя, воспользовавшись несколькими признаками на разных участках следовой дорожки.
Равномерный шаг с энергичным задним толчком говорит о тренированности пешехода. Так обычно ходят охотники, туристы, военнослужащие. Эта категория пешеходов преодолевает препятствия с ходу, двигается в постоянном хорошем темпе, не топчется на месте.

Не менее выразительна следовая дорожка сильно уставшего, больного или ослабленного человека, приволакивающего ноги и потому оставляющего более длинную «поволоку», чем «выволоку»- Путь такого пешехода извилист, изобилует лишними шагами в сторону; с частыми следами сидения или лежания, остановок с опорой на деревья или иные предметы. Больной или уставший человек не перепрыгивает через препятствия, а обходит их.

Короткий шаг и отсутствие в отпечатке следа ярко выраженных признаков заднего толчка говорит о спокойном неторопливом темпе передвижения. Значительная длина шага и глубокий след от толчка носком — признаки бега.

Иногда возникает необходимость определить направление движения автомобилей и вездеходов.

Обычно в сторону, противоположную движению, направлены вершины углов в отпечатках протекторов шин. С той же стороны несколько сильнее уплотняется почва под выступами протекторов или гусениц. Капли масла или иной жидкости, упавшие во время движения транспорта, своими острыми тонкими концами указывают в сторону его перемещения. В противоположную сторону отбрасываются частицы грунта или грязи из-под колес или гусениц, что особенно хорошо заметно в местах пробуксовки. При пересечении луж и заболоченных участков влажный след тянется по направлению движения. Стволы деревьев, потерянные при вывозе с лесоразработок, своим комлем указывают в сторону населенных пунктов, поскольку заготовленный лес перевозят на автомобилях и тракторах комлем вперед. Своеобразный веер из пыли, песка или грязи по обочинам колеи раскрытой частью указывает направление, противоположное движению транспорта.

На поворотах транспорт образует колесами угол расхождения колеи и угол схождения там, где после поворота автомашина выходит к прямому пути. Угол схождения всегда направлен в сторону движения. След вездехода на повороте более широкий, причем расширение следа и выброс грунта идут в сторону, противоположную повороту. Поскольку вездеход совершает поворот при одной зажатой гусенице, то оставленные ей поперечные борозды вогнутой стороной будут обращены в сторону движения гусеничной техники.

Пологая часть уступов на дне следа колеса обращена туда же, куда прошла машина. По ходу движения направлены и концы раздавленных веток в колее. Острый угол, образованный двумя частями Ломанной ветки, как правило, обращен назад.

Определение давности следа основано на изучении изменения внешнего вида следов под влиянием таких факторов, как температура, влажность воздуха, ветер, осадки, а также характера местности (состояния грунта, растительности и т.п.).

Хуже всего следы сохраняются на песчаной и сухой почве — ветер и дождь уничтожают их в течение максимум часа-двух, нередко это происходит в считаные минуты.

На увлажненной почве отпечаток обуви изменяется медленнее и может быть «прочитан» спустя несколько часов, а иногда и суток, даже при неблагоприятных условиях. Давность следа может быть определена по состоянию воды, залившей оттиск обуви. В течение первого часа после того, как оставлен след, вода отстаивается и светлеет. Почти прозрачной она становится через 10-12 часов, а дно следа покрывается ровной пленкой осевшей грязи. Подобный характер следа может сохраняться под деревьями и в тенистых местах в течение нескольких суток, особенно в осенне-весенний период.

С трудом можно получить информацию о пешеходе по следам, оставленным на траве. Если трава невысокая, то следы почти незаметны уже через час-два, а спустя три-четыре часа примятость травы исчезает полностью. Гораздо медленнее выпрямляется высокая жесткая трава. На траве, покрытой росой, след сохраняется в течение трех-четырех часов, однако при высыхании росы след можно различить только по примятости травы. Долго остается различимым на траве след от гусениц вездехода, особенно на поворотах, остановках, при трогании с места, где повреждения травянистого покрова очень велики. На переувлажненной, заболоченной, глинистой почве следы вездехода сохраняются по несколько месяцев.
При определении давности следа нужно руководствоваться следующими характерными признаками. На рыхлой почве след сохраняет свою свежесть, а в тени и некоторую влажность в течение полутора часов, причем в этот промежуток времени поверхность следовой ямки продавливается при нажимании пальцем, а осыпь земли возле отпечатка носка обуви рыхлая. След разрезают слабо различимые трещины. Вода в следе из мутной становится светлее.

По прошествии трех часов отпечаток по-прежнему четкий, но его поверхность твердеет, по краям появляются высохшие комочки грунта, иногда подсыхают и отдельные участки следа, которые выделяются более светлым тоном по сравнению с темным фоном всего следа. Трещины увеличиваются; кромка следа начинает осыпаться. Если след оставлен на вязком грунте, то дно следовой ямки покрывается коркой.

Спустя шесть часов на поверхности следа появляется твердая корка, количество трещин и их размеры увеличиваются. Становятся хорошо заметны высохшие участки следа. Оказавшаяся в ямке следа вода отстаивается, и его дно начинает покрываться пленкой осевшей грязи.

Через двенадцать часов за счет перепада дневной и ночной температуры поверхность следа несколько увлажняется. Трещины резко выделяются, отдельные участки следа начинают разрушаться.

Спустя сутки поверхность следа деформируется, корка отслаивается от дна и разбухает. Ветер сдувает высохшую осыпь и обнажает срез следа.

В тайге подчас следы движения людей можно усмотреть не на земле, а на деревьях. Так, признаком постоянно используемой тропы являются деревья-маяки, у которых стесаны вершины или обрублены ветви.
О том, что по лесу идет тропа, говорят надломленные ветки, зарубки, подвешенная консервная банка, лоскут материи. Зарубки делают на приметных деревьях, бросающихся в глаза, на уровне груди. Для свежего, возрастом в одну-две недели затеса характерна яркость. Цвет щепок, образовавшихся на месте зарубки, совпадает с цветом древесины ствола, при этом они еще не успели засохнуть, стать ломкими. С течением времени под действием дождя и снега затес тускнеет и уже через полгода-год становится серым.

Если при движении по тропе ветви деревьев бьют в лицо или грудь, то, скорее всего, тропа звериная и к жилью не приведет.

  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 28-03-2016, 10:17>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...