Тяжелыми огнемётными системами не обладает ни одна армия мира, кроме Вооруженных Сил Российской Федерации. Резкий рывок в развитии отечественного зажигательного оружия связан с появлением 220-мм реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Ураган». Вслед за «Ураганом» были разработаны и приняты на вооружение реактивный пехотный огнемет РПО-А «Шмель», объемно-детонирующая авиабомба ОДАБ-500 и тяжёлая огнеметная система (ТОС). ТОС проектировалась в период 1971-1979 гг. конструкторским бюро завода в Омске. Сибирский «Трансмаш» выступил головным исполнителем важного заказа. В кооперации с омичами над огнемётной системой работало в Перми предприятие - производитель РСЗО «Град», «Ураган», «Смерч».
Первые экспериментальные образцы боевой машины (БМ) тяжелой огнемётной системы, собранные в Омске в 1978-1979 гг., имели обозначение «Объект 634». В качестве самоходной базы было использовано гусеничное шасси - от основного боевого танка Т-72. В 1980 г. после успешного завершения государственных испытаний огнеметную систему рекомендовали для принятия на вооружение Советской армии. В настоящее время ТОС входят в состав Войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) ВС РФ. Широкая публика узнала о существовании отечественных тяжелых огнемётных систем в 1999 г.: на Международной выставке военной техники, технологий и вооружения сухопутных войск в Омске боевую машину ТОС впервые представили на всеобщее обозрение.
Тяжелая огнемётная система предназначена для поражения живой силы, расположенной открыто и в укрытиях, а также легкобронированной техники и транспортных средств противника неуправляемыми реактивными снарядами при непосредственной поддержке мотострелковых и танковых подразделений в общевойсковом бою. Основные элементы ТОС: боевая машина, две транспортно-заряжающих машины (ТЗМ), НУРСы с различными типами боевых частей. Ранний вариант БМ огнеметной системы (массой 42 т) оснащался пакетом из 24 направляющих для ракет. Дальнейшим развитием стала ТОС-1 с оригинальным названием «Буратино». Количество направляющих выросло до трех десятков, в результате масса боевой машины увеличилась до 46 т.
Тяжелая огнемётная система ТОС-1 «Буратино»
Боевая машина ТОС-1 «Буратино» представляет собой подвижную пусковую установку в виде пакета из 30 труб-направляющих 220-мм калибра, размещенного на шасси танка Т-72. БМ управляет экипаж из трех человек. Высокая точность наведения ракет на цель достигается (без выхода экипажа из машины) за счет силовых следящих приводов наведения и системы управления огнем (прицел, лазерный дальномер, баллистический вычислитель, датчик крена). Огонь по целям боевая машина может вести одиночными и парными выстрелами, а также залповым пуском всех ракет (по времени залп укладывается в 15 секунд). БМ на марше развивает скорость до 65 км/час (запас хода - 550 км), для подводного вождения она не приспособлена. Транспортно-заряжающая машина служит для транспортировки, заряжания пусковой установки НУРСами и разряжания. Комплект погрузочно-разгрузочных устройств размещен на гусеничной, однотипной с БМ базе. Первоначально ТЗМ тяжелой огнеметной системы использовала колесную базу КрАЗа. Боевые машины ТОС-1 «Буратино» авиатранспортабельны - самолётами типа Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан» Военно-транспортной авиации.
Неуправляемый ракетный снаряд - это 220-мм ракета массой 175 кг с 24-30-кг боевой частью (БЧ). Неуправляемая ракета состоит из головной части с наполнителем (зажигательным или термобарическим составом), взрывателя и твердотопливного реактивного двигателя. БЧ может быть термобарического или зажигательного действия. В зависимости от модификации НУРСов поражение целей осуществляется в зоне 400-3500 м, модернизированными ракетными снарядами - на дальности до 6000 м. Крутая траектория полета снарядов к цели потребовала точного учета условий стрельбы и создания специальной системы управления огнем. Она включает оптический прицел, лазерный дальномер, датчик крена и электронный баллистический вычислитель. С помощью лазерного дальномера расстояния до цели определяются с точностью до 10 м. Эти данные автоматически вводятся в баллистический вычислитель, рассчитывающий необходимый угол возвышения пусковой установки. Угол крена пакета направляющих фиксируется автоматическим датчиком и также автоматически учитывается вычислителем.
Тяжелая огнемётная система ТОС-1 «Буратино»
В 1988-1989 гг. тяжелые огнемётные системы применялись ограниченным контингентом советских войск в Афганистане. Две боевые машины ТОС-1 «Буратино», построенные в 1978 и 1980 гг., участвовали в боях в Чарикарской долине и на Южном Саланге (операция «Тайфун»). Как правило, боевые позиции использовались только по одному разу, а время пребывания БМ на них было минимальным. Боевые машины, каждая под защитой трех-четырех танков, наносили огневой удар и сразу отходили в укрытие, чтобы уйти из-под огня гранатометов и артиллерии противника. Пакеты НУРСов заряжались не полностью: по три направляющих по бортам оставались пустыми. Действие термобарических боеприпасов по целям в горах оказалось очень эффективным, этому способствовало наложение воздушных ударных волн за счет многократного отражения от окружающих скал. Именно после войсковых испытаний в Афганистане ТОС-1 была вновь рекомендована к принятию на вооружение. В марте 2000 г. ТОС-1 «Буратино» была задействована в бою за село Комсомольское в ходе антитеррористической операции на территории Чеченской республики. По отзывам участников боя, огневая мощь системы и ее высокая точность стрельбы обеспечили решение поставленных задач там, где другие огневые средства оказались бессильны.
Тактико-технические характеристики ТОС-1 «Буратино»
Расчёт БМ, чел. 3
Масса в боевом положении, кг 46000
Длина в походном положении, мм 6860
Ширина в походном положении, мм 3460
Высота в походном положении, мм 2600 (оценочная)
Клиренс, мм 470
Калибр, мм 220
Длина ствола, мм 5000 (оценочная)
Количество направляющих 24 (30)
Дальность стрельбы минимальная, м 400
Дальность стрельбы максимальная, м 3600 (с новыми ракетами - до 6000)
Площадь поражения, м 1000 - зажигательными, 2000 - термобарическими
Тип двигателя V-12 дизельный
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 550
Источник: www.dogswar.ru