Портянки использовались славянским и финскими племенами уже в конце первого тысячелетия вместе с традиционной обувью этого региона - лаптями и онучами. Происхождение слова в русском языке от древнерусского порть — «нарез или кусок ткани; одежда», другая версия — портно — грубый холст, портяница — отрезанная часть холста, портянки — портяница для оборачивания ног.
В некоторых странах портянки ассоциируются с Россией: например, французское название портянок (chaussette russe) переводится как «русский чулок». Благодаря своим достоинствам, особенно проявляющихся в дальних походах, портянки использовались в вооружённых силах различных стран мира, начиная с Древнего Рима:
Просторные сапоги пред узкими и онучи или портянки пред чулками имеют ту выгоду, что в случае, когда ноги намокнут или вспотеют, можно при первом удобном времени тотчас их скинуть, вытереть портянкою ноги и, обвертев их, опять сухим уже оной концом, в скорости обуться и предохранить их тем от сырости и ознобу.
В узких же сапогах и чулках того учинить никак не можно, которых неудобно скинуть, ни свободно опять надеть нельзя, да и чулки не всегда бывает возможность переменить или высушить, через что бедные солдаты, имея беспрестанно ноги мокрые, подвергают нередко себя простуде и другим болезням; не имея нужды при узких сапогах подвязывать крепко свои ноги, солдаты могут и свободнее ходить, и более перенести путевого труда, и обращение крови не останавливается.
— Князь Потёмкин-Таврический (из письма Екатерине II, 1783 год)
В Российской армии портянки использовались несколько столетий вплоть до 2010-х годов, когда армия полностью перешла на ношение носков, во многом это связано с переходом от кирзовых сапог на ботинки с высоким берцем. Со времени Российской Империи портянки использовала армия Финляндии, отказались в 1990 году. После Второй мировой войны портянки были приняты к использованию в армиях стран Варшавского договора, за послевоенное время они стали постепенно отказываться от них в пользу носков ( Армия ГДР в 1968 году).