Запах. Важной разновидностью маскировки, правда, не всегда и не для всех очевидной, является устранение (или хотя бы ослабление) специфических запахов.
Хотя органы обоняния в городе человек использует очень мало, просто удивительно, насколько обостряется его обоняние уже после нескольких дней пребывания в полевых условиях. Запах человеческого тела первое, что привлекает внимание, особенно тогда, когда личная гигиена сведена к минимуму из-за недостатка дисциплины или специфических обстоятельств (например, у наблюдателей на замаскированном НП в тылу врага).
Мытье тела и стирка одежды помогают ослабить этот резкий неприятный запах, но не следует использовать ароматизированные моющие средства (например, мыло) и категорически запрещается применять дезодоранты. Запрет на их применение был оплачен кровью: в начальный период войны США во Вьетнаме партизаны Вьетконга легко обнаруживали замаскированных американских солдат по их запаху.
Другие запахи гораздо труднее свести к минимуму. Особенно трудно скрыть запахи, возникающие при приготовлении пищи. Дым костра, запах топлива, запах пищи могут переноситься на большое расстояние, в зависимости от погоды и преобладающего направления ветра.
Чтобы бороться с этим злом, надо использовать подземные печи, топливо, которое не дает ни дыма, ни запаха, готовить пищу в дневные часы, когда воздух теплее и преобладают другие сильные запахи.
Хотя дым костра и сигарет можно каким-то образом скрыть, золу и пепел легко обнаружить по их характерному запаху. Поэтому сожженный мусор и другие остатки надо помещать в контейнер и уносить из зоны операции. Закапывать их можно только в крайнем случае. Если противник обнаружит такие остатки, он легко сделает вывод о наличии группы противнкиа, а также установит ее численность. Аналогичные меры предосторожности следует применять и по отношению к другим отходам (напирмер, к использованным аккумуляторным батареям). Стандартное правило спецназа по удалению отходов гласит: «забирайте все с собой».