При проведении специальных операций может возникнуть ситуация, когда штурмовая группа будет находиться возле помещения для штурма. Должен быть исключён всякий шум, и общаться придётся путём жестов.
Командир должен уметь объяснить сотрудникам языком жестов:
Сведения о противнике (численность, состав, их место нахождения в помещении, вооружение)
Сведения о заложниках (где находятся, живой, ранен или убит, мужчина, женщина)
Как обозначается вооружение преступников:
Пистолет — сжатый кулак, и выставленный вперёд указательный палец
Автомат — показ на аналогичное оружие в группе или другое обозначение
Нож — выпрямленная ладонь
Граната или взрывное устройство — сжатый кулак — разжатая ладонь — это движение повторить несколько раз
Показ на глаза — смотри (двумя пальцами показать на глаза)
Любая комната делится на сектора.Нумерация сектора начинается от окна или двери по часовой стрелке, каждая группа выбирает для себя наиболее оптимальный способ определения секторов. Если мы используем снайперов и наблюдателей и есть возможность видеть, что происходит в помещении, в таком случае целесообразна вести отсчёт секторов от окна, В случае если снайперы и наблюдатели не могут дать такой информации, отсчёт, секторов происходит от двери. (При постановке задач, старший группы захвата должен чётко указать, откуда начинается нумерация секторов).
сектор №1 - центральная часть от двери
сектор №2 – левая часть от центра комнаты
сектор №3 – дальняя часть комнаты
сектор №4 – правая часть от центра комнаты
сектор №5 – центр комнаты
Последовательность подаваемых сигналов рукам старшим группы захвата (сведения о преступниках и заложниках):
Указание на пару — пауза (рука в кулак — обозначение паузы)
Показ номера сектора в комнате — пауза
Показ количества террористов в данном секторе — пауза
Показ, чем вооружены — пауза. Показ пальцем на центр лба — это переход к информации о заложниках
Сколько всего заложников (пальцы в кулак — пауза)
Где располагаются заложники, и в каких секторах, раненные или убитые — пауза
Информация для данной пары закончена — (указательным пальцем обозначить в воздухе длинную черту)
Это пример типовых жестов и команд. Целесообразно использовать те сигналы, которыми Вы уже пользуетесь длительное время. Можете разработать свои. Для успешного усвоения данных жестов целесообразно в классе на доске рисовать модельные ситуации, а сотрудники, молча жестом должны показать задание, затем эту тему отрабатывать в боевом порядке на тактических занятиях до полного усвоения.
Некоторые сотрудники к языку жестов относятся весьма скептически, считая это пустой тратой времени и сил, однако, на занятиях, наблюдая со стороны сразу видно полную несостоятельность в данном вопросе. Действительно, язык жестов может и не понадобиться долгое время, но когда ЭТО случится — будет уже поздно.