Номер дроби


 

Номер дроби

Казалось бы, в каждом учебнике расписано, какую дробь когда применять, а тем не менее очень часто стреляем мы не тем. Правда, случается, что подвернется признанная вредной лисица, когда в стволах бекасинник, и стреляешь наобум, авось свалится рыжая. Но нередко, особенно наслушавшись рассказов «доморощенных специалистов», так и тянет сунуть патрон с дробью покрупнее, чтоб «надежнее» был выстрел. По себе сужу - трудно переломить такую тенденцию.

Без учета картечи, которая фактически та же дробь, только более крупного размера, существует 15 номеров дроби.

Можно повторить то, что знает каждый, кто сдал охотминимум и получил билет на право охоты. Диаметр самой мелкой дробинки 11-го номера 1,5 миллиметра, а затем он увеличивается с каждым номером на 0,25 мм и достигает 5 мм для дроби номера четыре нуля. Такая же нумерация дроби принята также в Германии и Франции. Зная эту градацию, нетрудно вычислить диаметр любого номера, что иногда может пригодиться в жизни, учитывая, что охотники не только приобретают дробь у друзей по увлечению, но иногда пробуют изготовлять ее сами. В любом случае ее номер может вызвать споры. Достаточно точно установить истину нетрудно с помощью обычной линейки, которой измеряют длину десятка (если есть желание и сотни) дробинок, уложенных столбиком, например, на изгибе книги или листа бумаги.

Охотники еще со времен Аксакова, а то и раньше (это более двухсот лет тому назад) эмпирическим путем установили, зарядом какой дроби надежней всего сбить ту или иную охотничью птицу. Об охоте на зверя, исключая, пожалуй, зайца, с дробовым ружьем лучше говорить отдельно.

Раньше некоторые номера дроби даже назывались в соответствии с их применением. Аксаков писал: «Дробь 1-го нумера называется гусиною; 2-го нумера - крупною утиною; 3-го нумера - утиною; 4-го нумера - мелкою утиною; 5-й и 6-й нумера не имеют особых имен, происходящих от птицы; 7-й и 8-й нумера называются крупною и мелкою рябчиковою дробью, а 9-й нумер - бекасиною, или бекасинником».

Теперь почти никогда не услышишь такого старого названия или похожего, так и не появившегося позже. Вряд ли люди, применяющие в дело дробь, стали менее чувствительны к красоте слова, скорее, сокращение видов охот и видов добываемой дичи, а также более строгий, формальный подход к торговле боеприпасами не позволяет охотнику заявить в магазине понимающему продавцу: «Отвесь-ка мне мелкой утиной, да и бекасинника возьму».
Современные наши охотники наверняка вовсе не употребляют последние два номера дроби: и некого ею стрелять, и найти такую в продаже практически невозможно. Да и вообще, кажется, среди многих любителей стрельбы по пернатой дичи существует тенденция пользоваться несколько, а порой и довольно изрядно, более крупной дробью там, где было бы стрелять оптимальной - на номер или два меньше. Хотя опытные охотники постоянно предупреждают новичков: «Чтобы уменьшить количество подранков, не нужно злоупотреблять крупными номерами дроби и стрельбой на дальних дистанциях».

«Давно известно, что 4-5 мелких дробинок более надежно поражают дичь, чем 1 - 2 крупные. Поэтому стрелять надо, особенно в начале сезона, как можно более мелкой дробью».

Конечно, порой бывает очень эффективным выстрел крупной дробью в пролетающую в поднебесье утку, после которого та камнем падает к ногам стрелка. Но чаще всего такие выстрелы кончаются для охотника ничем, чего не скажешь о птице. Наверное, каждому охотнику памятны выстрелы с подходящего расстояния, когда тщательно выцеленная птица летит дальше: дробь «облетела» ее скорее всего потому, что была слишком крупной. Помню, как выстрелил по пролетающему над озером чирку «единицей». Птица, похоже, даже не вздрогнула и так же стремительно продолжала лететь. И только метров через двести она вдруг замертво рухнула вниз. Всего одна дробинка навылет пробила ее грудную клетку. Если бы она упала не на воду, а в прибрежное заросшее некошеной осокой болото, то без собаки я ни за что не отыскал бы ее там. А если бы она упала за кустами, я бы даже не знал, что впустую погубил птицу. Без всякого сомнения можно утверждать, что после таких выстрелов множество птиц улетает с более легкими ранами и все они вскоре гибнут.



Кажется, особенно много мнений о выборе дроби существует при охоте на гусей - птиц предельно осторожных и крепких на рану. Наверное, поэтому считается, что для такой охоты нужна самая крупная дробь, а то и картечь. Это даже рекомендуется в справочной литературе, хотя, например, Сабанеев советовал использовать «единицу» или в крайнем случае «нулевку». Я сам был свидетелем прекрасного выстрела по гусю на самом подходящем расстоянии метров, в 30 - 40 «единицей». Крепкая пролетная птица была бита чисто.

Иногда охотники сами пробуют применять в одних и тех же условиях разную дробь. С. Фокин делился своим богатым опытом охоты на вальдшнепа на тяге и, в частности, категорично заявил, какую для этого применять дробь: «Семерка - и только она! Я много экспериментировал с 6-м и 8-м номером, и даже с бекасинником, и частенько они меня подводили. Мелкая дробь хороша только на дистанциях до 20 метров».

Утверждение охотника, подтвержденное практикой, наводит на мысль, что даже незначительная разница в диаметре дробинок, всего лишь в 0,25 мм, оказывает существенное влияние на качество выстрела по конкретной цели, поэтому к вопросу выбора номера дроби надо подходить со всей серьезностью, и если своего опыта не хватает, то лучше прислушаться к рекомендациям специалистов. Как видим, не следует впадать и в другую крайность - стрелять слишком мелкой дробью. О том, что такой выстрел эффективен только на близком расстоянии, говорил и такой авторитет, как Аксаков.
«Для стрелянья зайцев надобно употреблять крупную" дробь: 1-й и 2-й нумера. Кроме того, что иногда приходится стрелять далеко, зайцы, не будучи особенно крепки к ружью, защищены пушистой шерстью, которая ослабляет действие и крупной дроби, а мелкая в нее завертывается. Впрочем, само собой разумеется, что в близком расстоянии убьешь зайца всякой дробью».

И не только зайца. Хемингуэй писал, как на африканской охоте, когда нужно было идти в заросли добирать раненого леопарда, он зарядил ружье патронами с дробью №8, считая, что «на близком расстоянии заряд мелкой дроби из плотно набитого дробовика не менее надежен, чем пуля...».

Интересно еще одно утверждение Аксакова, поводом которому стал его богатый опыт стрельбы перепелок, но которое он распространяет на стрельбу вообще: «Он (охотник) может выпускать перепелку в меру, смотря по сорту дроби, которою заряжено его ружье».
В любом случае становится понятным, что стрелять можно по-разному, но хороший результат будет только при условии правильного выбора номера дроби, не считая многих других причин.
  • Не нравится
  • +3
  • Нравится
от 21-01-2016, 16:41>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...