Запомните: когда ровная мушка «ходит» где-то в районе точки прицеливания, далеко от нее не «отрываясь», — пусть себе ходит. Пока мушка двигается, стрелок плавно и без остановок выбирает спуск, выжидая момент, когда колебания мушки уменьшаются естественным образом. В момент для выстрела спуск «дожимается» независимо от того, где в этот момент находится мушка- в желаемой точке прицеливания или где-то рядом. И если стрелок не дернул резко за спуск, не ожидал выстрела и не «дернулся» от этого сам, пуля будет в мишени. И не просто в мишени, а вблизи того места, куда стрелок хотел попасть. А может, даже в самой точке. В любом случае со временем пули будут ложиться все ближе и ближе к ней. Этому есть объяснение, о котором сейчас уже мало кто помнит. Зрительный аппарат человека устроен так, что нервные импульсы, поступающие от сетчатки глаза, доходят до соответствующих нервных центров не сразу, и для обработки этой информации тоже необходимо определенное время.
Поэтому до сознания человека доходит не то, что происходит сей момент, а то, что было V16-V24 с назад. На этом основан принцип кинематографа. При плохой изготовке, слабой устойчивости и блуждающей мушке стрелок может видеть ее, вроде бы находящуюся там, где надо, и быстро «дожать» спуск, но пробоина окажется сбоку мишени. Почему? Потому что стрелку только казалось, что мушка была в точке прицеливания, — он видел то, что было 24 с назад. За это время блуждающая мушка уже сместилась. Это называется «зрительным запаздыванием».
Поэтому, если вы видите мушку на краю цели, смело «дожимайте» спуск — в этом время мушка пойдет назад или уже туда идет, и пуля попадет ближе к центру мишени.
В принципе, «дерганье» за спуск — это реакция стрелка на неустойчивость оружия. Для исправления такого порока курсанту предписывают дополнительные самостоятельные тренировки принятия и удержания правильной, непринужденной и сориентированной изготовки, при удержании мушки где-то в районе точки прицеливания.
Для того чтобы стрелок приучился к правильному спуску курка, независимо от колебаний автомата, первоначальные тренировки и контрольные стрельбы проводится по большому чистому белому листу бумаги, без обозначения точки прицеливания, чтобы не за что было «цепляться» мушкой и нечего было «подлавливать». На таких тренировках следует добиваться, чтобы стрелок уверенно и плавно нажимал на спуск независимо от колебаний оружия и удерживал ровную мушку где-то посреди белого листа, без стремления произвести выстрел в какой-то определенный момент.
Инструкторский состав должен знать, что рывки за спуск у новичков неконтролируемо и неуправляемо происходят после тяжелых физических нагрузок, тренировок по рукопашному бою, после кросса и приема пищи. Поэтому стрелковые тренировки в первоначальном периоде обучения желательно проводить в первой половине дня, пока организм находится еще в сравнительно уравновешенном состоянии.
Сразу же по установлению факта «дерганья» за спуск инструктору необходимо изменить тренировочный принцип — перейти на холостой тренаж, чтобы не возникали и не фиксировались вредные рефлексы — «подрабатывание» плечом в приклад, судорожное сокращение других групп мышц, моргание, закрывание глаз, поддергивание за спуск и т.д.
Бывает, что порок «подлавливания» и «поддергивания» проявляется в потере кучности стрельбы даже в середине периода обучения. В таком случае целесообразно временно прекратить стрельбу по мишеням и вернуться к стрельбе по белому листу. Кроме того, стрелку назначают пробную стрельбу с упором, при удержании автомата левой рукой за цевье. При такой стрельбе и выделении спуска в чистом виде все пороки спусковой работы вылезают наружу, как шило из мешка. После их устранения, при последующей стрельбе по мишеням, перед выдачей боевых патронов, стрелку назначают специфическую предварительную разминку — 15-20 холостых щелчков с прицеливанием по реальной цели.
Отличные результаты в борьбе с «дерганьем» дает стрельба с закрытыми глазами, когда стрелок при благоприятном положении мушки закрывает глаза и производит выстрел по зрительной памяти виртуальной картинки. При этом его внимание не «привязывается» к «подлавливанию», и выстрел происходит более-менее правильно. При закрытых глазах стрелок лучше запоминает и лучше воспроизводит по мышечной памяти постепенное нарастание силовых ощущений на спусковом пальце. Такая стрельба при правильной и натренированной изготовке получается кучной и довольно точной, с нарастанием координационного ощущения направленности оружия, очень полезного при дальнейших тренировках стрельбы в условиях неочевидности.