Военные люди » Вооружение » Флот » Подводные лодки проекта 641 (СССР)

Подводные лодки проекта 641 (СССР)


Подводные лодки проекта 641 (СССР)Во второй половине 1950-х годов потребовалась замена большим субмаринам проекта 611 -лодкам первого послевоенного поколения. В то время уже разворачивалось строительство атомоходов, но, в отличие от американцев, сосредоточившихся на развитии атомного подводного флота, в СССР продолжалось строительство и дизель-электрических субмарин. Разработку нового проекта, получившего номер 641, возглавил С. Егоров (позже его сменил 3. Дерибин). Лодка получила удобнообтекаемый корпус с небольшой седловатостью и заостренным форштевнем, улучшившим мореходность в надводном положении. Конструктивно она является двухкорпусной и состоит из прочного и легкого корпусов. Прочный корпус разделялся на семь отсеков: 1-й и 7-й - торпедные; 2-й и 4-й - жилые (во 2-м также располагалась кают-компания, а в 4-м - камбуз; в трюмах этих отсеков находились аккумуляторные батареи); в 3-м отсеке находился центральный пост, в 5-м - дизели, в б-м - электродвигатели. Силовая установка субмарины была трехвальной, а помимо электромоторов полного хода ее оборудовали малошумным электромотором «подкрадывания». 

Строительство субмарин проекта 641 велось в Ленинграде, на заводе № 196 («Судомех»). Головная подлодка нового проекта, получившая обозначение Б-94, была заложена 3 октября 1957-го, спущена на воду 28 декабря того же года и вошла в строй 25 декабря 1958-го. До 1971 года состав ВМФ СССР пополнили в общей сложности 58 лодок проекта 641. Первоначально они служили преимущественно на Северном и Тихоокеанском флотах, но по мере поступления новых атомных субмарин переводились на Балтику и Черное море. К началу 1980-х годов большинство ПЛ пр. 641 было выведено из боевого состава и в течение последующих лет продано на слом. В 1995-м при разделе Черноморского флота ПЛ Б-435 была передана ВМС Украины, где получила название «Запорiжжя» (в 2014 году вернулась в состав Черноморского флота России). 

ЭКСПОРТ 

Подводные лодки проекта 641 достаточно широко поставлялись за рубеж. Первым и наиболее крупным покупателем стала Индия. В 1967-1969 годах она получила четыре субмарины экспортной модификации И641, а в 1972-1974 годах - еще четыре модернизированные лодки проекта И641К. В течение двух десятилетий они составляли основу подводных сил ВМС Индии, но к настоящему времени заменены более современными субмаринами. Шесть лодок проекта И641К поставили в Ливию (три в 1976-1977 гг. и три - в 1980-1982 гг.). Третьей страной, получившей такие субмарины, стала Куба - ей передали три корабля проекта И641К(в 1978, 1979 и 1983 гг.). Таким образом, на экспорт построили 17 подлодок «Фокстрот». Кроме того, в 1987 и 1988 годах две ПЛ проекта 641 из состава советского ВМФ были переданы в аренду Польше. В настоящее время за рубежом уже не осталось в строю ни одной лодки этого проекта. 

ВАРИАНТ«Б» 

В конце 1960-х годов под руководством 3. Дерибина был разработан модернизированный вариант 641 -го проекта - подлодка проекта 641Б («Сом»). Она относилась к промежуточному типу между дизельными субмаринами второго и третьего послевоенных поколений. Унаследовав от предшественницы схему силовой установки, субмарина получила обновленное радиоэлектронное оборудование, прежде всего - гидроакустический комплекс и боевую информационно-управляющую систему. Лодку оснастили автоматизированными системами управления кораблем и его системами. Также внедрили комплекс мер по акустической защите: легкий корпус был облицован противогидролокационным покрытием, звукопоглощающие покрытия были нанесены на фундаменты механизмов. Были существенно улучшены условия обитаемости.

Пересмотрели состав вооружения, отказавшись от кормовых торпедных аппаратов и оставив лишь носовые. Был увеличен боезапас, а также установлено устройство быстрого перезаряжания торпедных аппаратов. Постройка лодок проекта 641Б велась в Горьком (ныне Нижний Новгород), на заводе «Красное Сормово». Головная Б-443 вошла в строй в 1973 году. До 1982 года построили 18 субмарин этого проекта. Большинство их списали в 1995-1996 годах. Формально в составе ВМФ России остается одна лодка проекта 641Б - «Святой Георгий» (бывшая Б-380 «Горьковский комсомолец»). Она входит в состав Черноморского флота, однако находится в небоеготовом состоянии. 

Технические характеристики ПЛ проекта 641 

Водоизмещение надводное/ подводное, т: 1952/2475 (2770/3600) 
Размеры, м: длина: 91,3 (90,2) ширина: 7,4 (8,6) осадка: 5,9 (6,7) 
Скорость надводная/ подводная, узлов: 16/15(13/16,5) 
Глубина погружения рабочая/ предельная, м: 280/380 (240/300) 
Автономность, суток: 90 (80) 
ГЭУ: дизели 37Д 3 х 2000 л. с., электродвигатели полного хода ПГ-101 2х 1350л.с. и Пг-102 1 х 2700 л. с., электродвигатель экономического хода ПГ-104 1 х 140 л.с. (то же, за исключением дизелей - 2Д42М 3 х 1900 л. с.) 
Экипаж, чел.: 70 (78) 
Вооружение: 6 носовых и 4 кормовых 533-мм ТА с боекомплектом 22 торпеды или 32 мины (6 носовых 533-мм ТА с боекомплектом 24 торпеды или 44 мины)

  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 13-09-2020, 11:24>
Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...