Военные люди » Вооружение » Авиация » Самолёт ДРЛО SAAB GlobalEye (Швеция)

Самолёт ДРЛО SAAB GlobalEye (Швеция)


 
Дебютантом нынешнего авиасалона в Дубае стал авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) GlobalEye, созданный шведской корпорацией SAAB по заказу ВВС Объединенных Арабских Эмиратов на платформе канадского реактивного административного самолета Bombardier Global 6000. Показательно, что «выход в свет» нового комплекса ДРЛО состоялся ровно через четыре года после подписания здесь же, на Dubai Airshow 2015, контракта на его разработку. В ноябре 2015 г. шведская компания Saab сообщила о заключении в ходе очередного дубайского авиасалона контракта на поставку Объединенным Арабским Эмиратам новых авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения и управления SRSS (Swing Role Surveillance System), которые предстояло создать на базе известной радиолокационной системы Saab Erieye, состоящей на вооружении нескольких стран на платформе пассажирских авиалайнеров Saab 340, Saab 2000 и Embraer ЕМВ-145. 

Носителем SRSS для ОАЭ был выбран административный реактивный самолет Bombardier Global 6000. Количество планируемых к поставке комплексов первоначально не раскрываюсь, но затем было объявлено, что речь идет о двух таких машинах. Стоимость контракта составила 1,27 млрд долл. Подписание контракта было связано с желанием ВВС ОАЭ расширить свой парк комплексов ДРЛО, к тому времени уже включавший два самолета Saab 340AEW производства все той же компании Saab, поставленных по контракту 2009 г. Однако не стоит думать, что выбор ОАЭ шведского комплекса был предопределенным: соперниками шведов выступили американцы, предлагавшие свои комплексы MESA на платформе Boeing 737AEW&C и Grumman E-2D Advanced Hawkeye. Тем не менее, эмиратские военные предпочли не менять своего проверенного поставщика. 

Аппетит, как известно, приходит во время еды, и в феврале 2017 г. в ходе выставки вооружений IDEX-2017 в Абу-Даби был подписан дополнительный контракт на поставку третьего комплекса SRSS. Выкатка первого самолета для ОАЭ, построенного на базе планера Bombardier Global Express 6000 (BD-700-IA10) с серийным №9624 выпуска 2014 г., состоялась на заводе корпорации Saab в Линчепинге 23 февраля 2018 г. Тогда же аббревиатуру SRSS сменило имя собственное - GlobalEye (дословно - «глобальный глаз»). Летные испытания первой машины, получившей временный шведский гражданский регистрационный номер SE-RMT, начались 14 марта 2018 г. Второй GlobalEye, переоборудованный из Global 6000 с серийным №9714 выпуска 2015 г., был поднят в воздух в январе 2019 г. (он проходил испытания под шведской регистрацией SE-RMY). Третья машина, которая и была представлена на нынешнем Dubai Airshow 2019, взлетела в августе этого года. Она построена на базе Global 6000 №9787, выпушенного в Торонто в 2017 г., в Швеции получила регистрационный номер SE-RMU.
Необходимо сказать несколько слов о самом самолете, послужившем платформой для комплекса GlobalEye. Bombardier Global Express - семейство комфортабельных реактивных «бизнес-джетов», способных совершать сверхдальние перелеты протяженностью более 11 тыс. км и продолжительностью до 14 ч. Прототип семейства поднялся в воздух 13 октября 1996 г. Сертификационные испытания в Канаде завершились летом 1998 г., а годом позже, в июле 1999-го, первые серийные Global Express поступили в эксплуатацию. К началу этого года заказчикам было поставлено более 800 таких самолетов в нескольких модификациях. Global 6000 (название по сертификату типа - BD-700-1А10) выпускается в Торонто с 2012 г. Он предназначен для комфортабельной перевозки до 13 пассажиров на расстояние свыше 11 000 км со скоростью 900 км/ч (М=0,85) на высотах от 12,5 до 15,5 км. Длина caмолeтa - 30,3 м, размах крыла - 28,7 м. его площадь - 94,8 м. Максимальная взлетная масса самолета составляет 45,1 т, полный запас топлива -20,4 т. В состав силовой установки входят два ТРДД Rolls-Royce BR710A2-20 тягой по 6700 кгс. К весне 2019 г заказчикам было поставлено не менее 315 таких самолетов. 

Авиационные комплексы ДРЛО GlobalEye оснащаются модернизированной радиолокационной системой Erieye ER (Extended Range) с АФАР в надфюзеляжном обтекателе, способной обнаруживать воздушные цели на увеличенной дальности до 450 км. По заявлению разработчиков, РЛС может обнаруживать и сопровождать такие специфические малозаметные цели, как крылатые ракеты в сложной помеховой обстановке и зависшие вертолеты. Под фюзеляжем GlobalEye размешаются разведывательный оптико-электронный комплекс и многорежимная РЛС освещения наземной и надводной обстановки Seaspray 7500Е производства итальянской компании Leonardo с дальностью обнаружения целей до 590 км. Кроме того, в состав бортовых радиоэлектронных средств входят автоматическая система госопознавания, комплекс радиотехнической разведки и РЭБ. 

Разработчики отмечают, что система наблюдения обеспечит вoзможнocть одновременного обнаружения и сопровождения целей в воздухе, на земле и в море. При этом комплекс будет обладать высокой автоматизацией процессов разведки, управления и передачи данных. На борту самолета расположено пять рабочих мест для операторов комплекса. GlobalEye рассчитан на патрулирование в воздухе в течение 11 часов. Первый экземпляр GlobalEye использовался для проведения летных испытаний и сертификации комплекса как летательного аппарата. При этом, как отметили шведские летчики-испытатели, его летные качества были «чрезвычайно близки к оригинальному Bombardier Global 6000», несмотря на все установленные радиопрозрачные обтекатели и многочисленные антенны. Вторая машина использовалась для испытаний и отладки радиотехнического комплекса и остального бортового оборудования, включая систему связи и передачи данных. 

Как отметил руководитель программы авиационных систем разведки компании Saab Ларе Тоссман, принципиально важно, что в ходе испытаний комплекс GlobalEye доказал свою способность одновременно выполнять задачи воздушного, наземного и морского наблюдения со стабильно высоким качеством работы входящих в него отдельных датчиков. «Мы единственные, кто может работать во всех трех сферах одновременно», - отметил Тоссман. По его словам, летные испытания самолета-носителя уже завершены, сейчас заканчиваются приемо-сдаточные, испытания бортового радиоэлектронного комплекса. Представленный на Dubai Airshow 2019 третий caмолeт GlobalEye, на который на время выставки временно были нанесены опознавательные знаки ВВС ОАЭ, после окончания салона совершил перелет обратно в Швецию, где будет использоваться для подготовки летно-технического состава заказчика.
Представители корпорации Saab не называют точной даты передачи ВВС ОАЭ всех трех самолетов. Планируется, что первый из них прибудет к месту своего постоянного базирования весной следующего года, а до конца 2020 г заказчик получит и два остальных авиационных комплекса. При этом на Dubai Airshow 2019 Saab объявила о намерении заключить дополнительный контракт с ВВС ОАЭ на поставку еще двух комплексов GlobalEye, уточнив, что стороны находятся на завершающем этапе переговоров. Шведская компания уже создала свой филиал в Абу-Даби, который будет заниматься послепродажным обслуживанием поставленных caмолeтoв GlobalEye и одновременно станет базой для продвижения шведских авиационных комплексов ДРЛО в регионе. 

Судя по всему, компании Saab удалось решить достаточно сложную задачу создания по-настоящему многофункционального авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и управления, морской и радиотехнической разведки. Представляется, что подобный caмолет «три в одном» можeт быть интересен странам, которые в силу тех или иных причин не могут иметь специализированные авиационные комплексы для решения каждой такой задачи по отдельности. Поэтому Saab стремиться закрепить и расширить свой успех, предлагая авиационные комплексы ДРЛО GlobalEye, например, Южной Корее и Финляндии. 

Вообще на сегодня можно констатировать возрастание интереса к тактическим авиационным комплексам ДРЛО, которые получают все большее распространение в мире. При этом на настоящий момeнт большая их часть оснащается радиолокационной системой Erieye, созданной шведской компанией Ericsson (с 2006 г является подразделением Saab), а носителями для нее более чем в половине случаев являются самолеты шведского производства. Одной из причин такой популярности комплекса Erieye является модульный принцип его построения, что позволяет осуществлять модернизацию и доработку по желанию заказчика, а также наращивать его возможности. На сайте разработчика указано, что «комплекс модернизируется для каждого нового заказчика. Несмотря на то, что он имеет схожий внешний вид, внутри он уже совершенно иной. В результате применения такой политики каждый заказчик получает самые современные технологии». Следует отметить и такую важную особенность комплекса, как его компактность и относительно небольшая масса, что позволяет устанавливать Erieye на различные носители, в т.ч. реактивные и турбовинтовые региональные авиалайнеры. 

В настоящее время комплексы Erieye на платформе турбовинтового самолета Saab 340 эксплуатируются в Швеции, Таиланде и ОАЭ (по два комплекса у каждой страны), на платформе Saab 2000 - в Пакистане (семь) и Саудовской Аравии (два), на базе реактивного Embraer ERJ-145 - в Бразилии (пять Е-99), Греции (четыре R-99A) и Мексики (один ERJ-145SA). Кроме того, на платформе Embraer ERJ-145 размешен комплекс на основе многофункциональной РЛС L-STAR с двухсторонней АФАР индийской разработки. По компоновке на самолете он в целом подобен шведскому комплексу Erieye. Сейчас индийские ВВС эксплуатируют два самолета ДРЛО EMB-145I Netra с таким комплексом, еще одна машина проходит приемо-сдаточные испытания. 

Свой вариант тактического авиационного комплекса ДРЛО на платформе реактивного «бизнес-джета» Gulfstream G550 разработала и израильская компания IAI. Созданный в Израиле самолет G-550CAEW (Conformal Airborne Early Warning and Control System) оборудован РЛС типа EL/W-2085, фазированные антенные решетки которой расположены в конформных обтекателях в носовой и хвостовой частях самолета. Три G550CAEW с середины 2008 г находятся на вооружении ВВС Израиля. Самолеты ДРЛО с израильским радиотехническим кoмплeкcoм пользуются определенным успехом на внешнем рынке. Четыре G550CAEW получил Сингапур, еще два самолета поставлены ВВС Италии. Интерес к израильскому комплексу ДРЛО проявляют и другие страны. 

Автор А.Манякин
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 23-05-2020, 12:32>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...