Военные люди » Вооружение » Авиация » Противолодочный самолет Boeing P-8A «Poseidon» (США)

Противолодочный самолет Boeing P-8A «Poseidon» (США)


 
 

Противолодочный самолет Boeing P-8A «Poseidon» (США)


В 1962 г. на вооружение авиации ВМС США был принят базовый патрульно-противолодочный самолет Lockheed P-3 «Orion», разработанный на основе турбовинтового пассажирского L-188 Electra. Всего построили 757 «Орионов», из которых 107 собрала по лицензии японская компания «Кавасаки». Наиболее совершенным вариантом стал Lockheed P-3C, который и поныне является самым распространенным в мире самолетом своего класса. Кроме того, на базе Lockheed P-3 «Orion» появилось целое семейство специализированных машин, предназначенных для ведения разведки, экологического мониторинга и т.п. Не удивительно, что корпорация «Локхид» превратила этот успех в экспортный хит. Помимо США, P-3 поставлялся еще в 17 стран мира. Но свет американской «звезды» не вечен, и еще в 1989 г ВМС США объявили конкурс на замену «Ориона». Однако из-за обвального сокращения оборонных расходов и снижения угроз на фоне потепления отношений с Советским Союзом он был аннулирован. В 2000 г ситуация изменилась. Растущая мощь флота Китая и «встающая с колен» Россия потребовали выработки адекватного ответа, в том числе и замены ветерана P-3C. 

Основными задачами для нового самолета становились: борьба с подводными лодками, наземными и надводными целями, способность к раннему обнаружению угроз и самозащите, а также радиоэлектронное противодействие. В новом конкурсе приняли участие все та же «Локхид» с проектом Orion 21, представлявшим собой радикально переделанный P-3, британская ВАЕ Systems со своим доработанным Nimrod MRA4 и корпорация «Boeing», предложившая самолет Boeing 737 ММА (Multimission Maritime Aircraft) на базе одноименного пассажирского лайнера. В октябре 2002 г британцы вышли из конкурса, поскольку не имели американского партнера для серийного производства, и предложили ряд своих наработок «Boeing». Высокое реноме Lockheed P-3 «Orion» и созданная под него ремонтно-логистическая база давали существенные преимущества «Локхиду». Однако и «Boeing» располагал «тузами» в своей колоде. Во-первых, к работе над проектом компания привлекла целый конгломерат соисполнителей, каждый из которых имел вес в мировом авиастроении и располагал значительным опытом оснащения морских самолетов совершенной «начинкой». Это, прежде всего, корпорации: Raytheon, Northrop Grumman, Spirit Aero Systems и позже уже упомянутая ВАЕ Systems. Во-вторых, «Boeing» сделал акцент на те качества новой машины, которые было невозможно реализовать на платформе Lockheed P-3 «Orion». 

Безусловно, самолет с ТВД будет потреблять меньше топлива, чем аналогичная по размерности машина с двухконтурными турбореактивными двигателями. Так, при патрулировании на высоте 6000 м Boeing 737 ММА будет расходовать в 1,8 раза больше топлива, чем модернизированный Lockheed P-3 «Orion». В стоимости жизненного цикла самолета, а это более 25 лет эксплуатации и не менее 40000 летных часов, получится огромная разница. При условной цене авиатоплива порядка 1000 USD за тонну выходит более 60 млн. USD на один самолет или величина, сравнимая с четвертой частью его отпускной цены! Какие же особенности должен иметь реактивный самолет, чтобы перекрыть такой экономический «пробой»? 

Прежде всего, это дополнительные возможности, появляющиеся при повышении скорости патрулирования. На оптимальных режимах работы двигателей Boeing 737 ММА без дозаправки продержится в воздухе 10,5 ч. Это меньше, чем P-3 «Orion», который способен летать почти 16 ч. Однако большая в 1,7 раза крейсерская скорость «Boeing» позволит значительно быстрее «пропахать» огромное морское пространство, оперативнее выйти в зону патрулирования или покинуть ее при возникновении угрозы. Целевая аппаратура нового поколения дает возможность быстрее обрабатывать большой объем поступающей информации и передавать ее в режиме онлайн на наземные и воздушные командные пункты. Следующий важный аспект особенно понятен тем, кто летал на турбовинтовых самолетах. Что более всего утомляет в полете? Правильно, навязчивый, порой до головной боли, шум в салоне и вибрации. И какова реакция оператора спецаппаратуры на изменение боевой обстановки на n-ном часу бесконечного гула в салоне? Безусловно, современные технологии позволяют снизить акустическую нагрузку в кабине. Но все это не идет ни в какое сравнение с условиями работы операторов реактивных самолетов. Да и надежность работы бортового оборудования при меньшем уровне шумов и вибраций существенно выше.

И последнее - габариты фюзеляжа «Boeing» больше, чем у P-3 «Orion». В нем можно без труда разместить практически любое оборудование и системы, а также сделать более комфортным отсек операторов. Вышеназванные аспекты были детально проработаны специалистами флота, и в июле 2004 г ВМС США огласили вердикт о победе предложения «Boeing». 30 марта следующего года самолет получил обозначение P-8A и собственное название «Poseidon». Для ускорения ввода в строй новых машин на ранних «Посейдонах» предполагалась установка части спецоборудования, применяемого на P-3C «Orion», с постепенной заменой на более совершенные системы. 25 апреля 2009 г прототип выполнил первый полет. Второй и третий P-8A «Poseidon» присоединились к испытаниям в начале августа следующего года. Для проведения статических и ресурсных испытаний построили еще два планера. 11 августа 2010 г правительство США одобрило серийное производство. 15 октября того же года P-8A «Poseidon» произвел первый практический сброс серии гидроаккустических буев. А в 2011 г программа самолета «засветилась» в своем первом скандале. В компьютерах управления противообледенительной системой, поставляемой ВАЕ Systems, обнаружились контрафактные элементы китайского производства. 

Конструктивно Boeing P-8A «Poseidon» является военной версией пассажирского лайнера Boeing 737-800ERX с увеличенной дальностью полета. При этом штатные винглеты, принятые на серии NG, заменены на подобные тем, что используются на дальнемагистральных «Boeing» 767-400ER. На каждой консоли крыла самолета размещено по два пилона для подвески самого различного вооружения. В том числе средств нападения: управляемых ракет (УР) класса «воздух-корабль» AGM-84K Harpoon и «воздух-земля» AGM-65 Maverick, корректируемых авиабомб SLAM-ER, противолодочных торпед Мк.54. Средства защиты включают УР класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder и средней дальности AIM-120 AMRAAM с радиолокационным наведением, которые говорят о способности P-8A «Poseidon» вступить в дуэль даже с истребителями. 

Типовой состав экипажа P-8A «Poseidon» состоит из 9 человек: три пилота (один из них -сменный), бортинженер и пять операторов. Фюзеляж P-8A «Poseidon» конструктивно делится на верхнюю и нижнюю части. В верхней расположены: кабина пилотов, отсек для отдыха сменного экипажа, стеллажи электрооборудования, за которыми слева и справа организованы рабочие места наблюдателей. Следом, вплоть до первого лонжерона крыла, вдоль левого борта установлены пять рабочих станций операторов. По правому борту той же зоны - отсек отдыха операторов и компьютерные стеллажи. Далее следуют: отсек спецоборудования, зона планирования полета, стеллажи с гидроакустическими буями и револьверные пневмоуправляемые установки для их сброса. Завершает верхнюю часть отсек компьютерного оборудования, буфет и санузел.

В нижней части располагаются: оптико-электронная станция, 6 дополнительных топливных баков, агрегаты кондиционирования, бомбоотсек для подвески торпед и бомб, шахты сброса гидроакустических буев. В носовой и хвостовой частях фюзеляжа установлено оборудование комплекса обороны самолета. Под фюзеляжем, сразу за центропланом находится закрытая обтекателем антенна системы радиотехнической разведки. Большое количество разнообразной радиоэлектронной аппаратуры потребовало установить на каждом двигателе электрогенераторы мощностью по 180 кВА, против 90 кВА на гражданском аналоге. P-8A «Poseidon» примечателен, прежде всего, самыми современными решениями в части оборудования, систем, а также способов обработки и обмена информацией. К его ключевым особенностям можно отнести: 

- бортовой аппаратный комплекс морского патрулирования Northrop Grumman AN/ALQ-240 (VI); 
- прицельно-навигационный комплекс разработки компании Smiths Aerospace с открытой архитектурой, позволяющий выполнять наращивание задач и их гибкое переконфигурирование; 
- многоцелевой радиолокатор Raytheon AN/APS-137D(V)5 с инверсной синтезированной апертурой/синтезированной апертурой, позволяющий создавать карты местности, опознавать неподвижные надводные цели и (в особом режиме) подводные лодки, находящиеся на перископной глубине, быстро движущиеся суда в прибрежной зоне, а также обнаруживать воздушные цели; 
- систему радиотехнической разведки Raytheon AN/APY-10; 
- гиростабилизированную цифровую оптико-электронную станцию L-3 Wescam MX-20HD на выдвижной турели; 
- систему электронного противодействия EWSP; 
- цифровой детектор магнитных аномалий, заменивший традиционный магнитометр.


24 сентября 2012 г «Boeing» подписал контракт стоимостью 1,9 млрд. USD на постройку 11 серийных машин. В июле следующего года Пентагон рекомендовал приостановить производство P-8A «Poseidon» до получения результатов дополнительных испытаний, в частности, подтверждающих гарантию 25-летнего срока службы. Однако уже в следующем месяце от моряков пришло заключение о результатах начальных эксплуатационных испытаний, гласившее, что P-8A «Poseidon» «оперативно эффективен, оперативно пригодный и готов к внедрению на флоте». В результате уже 31 июля был подписан контракт на производство еще 13 самолетов, и в дальнейшем количество заказанных машин продолжало расти. В ноябре 2013 г P-8A «Poseidon» официально приняли на вооружение. На январь 2017 г для авиации ВМС США был построен уже 51 самолет, а в планах моряков намечено получение 117 серийных машин, которые полностью заменят «Орионы». 

Оборудование Boeing P-8A «Poseidon» постоянно совершенствуется. Так, в январе 2013 г начался 1-й этап доработок, касавшийся улучшения противолодочного оборудования и комплекса интегрированных сенсоров. В 2016 г, в ходе 2-го этапа систему прибрежного контроля APS-149 заменили на AAS (Advanced Airborne Sensor). 3-й этап доработок, запланированный на 2020 г., предусматривает внедрение «системного подхода» к выполнению операций по уничтожению наземных и надводных целей. 

В феврале 2012 г опытные «Посейдоны» из состава экспериментально-исследовательской эскадрильи VX-1 приняли участие в маневрах Bold Alligator-2012, организованных командованием береговой охраны США. В апреле того же года они отметились в учениях Joint Warrior, в ходе которых впервые базировались на территории Великобритании. Первый серийный P-8A «Poseidon» авиация ВМС США получила 4 марта 2012 г Он был направлен для опытной эксплуатации в 30-ю патрульную эскадрилью, базировавшуюся во Флориде на авиабазе Джексонвиль. 29 ноября 2013 г там же завершилось формирование патрульной эскадрильи VP-16, созданной специально под P-8A «Poseidon». В ее состав вошли 6 самолетов и 12 экипажей, которых позже направили для прохождения службы на авиабазу Кадена в Японии. В течение следующего года были развернуты еще две эскадрильи P-8A «Poseidon» - VP-5 и VP-45. 

19 августа 2014 г состоялась первая встреча P-8A «Poseidon» с истребителями потенциального противника. В тот день в 135 милях южнее о. Хайнань «Посейдон» перехватили китайские истребители J-11. Один из них сблизился с американским самолетом на 9 м и выполнил переворот через крыло. Вашингтон направил Пекину ноту протеста, на что китайцы попросту отмахнулись: «В этот день все истребители в регионе не поднимались в воздух». Шаг за шагом P-8A «Poseidon» становится глобальным товаром. Сегодня в своей нише P-8A «Poseidon» не имеет достойных конкурентов, способных даже приблизиться к его техническому уровню. Хотя из-за непомерной цены повторить экспортный успех P-3 «Orion» новому самолету будет очень сложно. 

Технические характеристики Boeing P-8A «Poseidon» 

Экипаж: 9 (2 пилота, 7 операторов) 
Длина: 39,47 м 
Размах крыла: 37,64 м 
Высота: 12,83 м 
Площадь крыла: 133,59 м 
Масса пустого: 41 434 кг 
Максимальная взлётная масса: 85 820 кг 
Масса топлива во внутренних баках: 34 096 кг 
Силовая установка: 2 х ТРДД CFM International CFM56-7B 
Тяга: 2 х 120 кН 
Максимальная скорость: 907 км/ч 
Крейсерская скорость: 815 км/ч 
Скорость патрулирования/поиска: 333 км/ч на высоте 60 м 
Боевой радиус: 3 700 км 
Перегоночная дальность: 8 300 км (4500 миль) 
Практический потолок: 12 500 м 
Вооружение - Boeing P-8 Poseidon может нести до 9-ти тонн вооружения, имеет 5 внутренних и 6 внешних точек подвески, для различных типов вооружения (AGM-84 Гарпун, Mark 54 (торпеда), морских мины, авиабомбы) 


По материалам статьи - автор: А. Хаустов 
Первоисточник: журнал «Авиация и время» 2017 г. №03

  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...