Военные люди » Вооружение » Флот » Торпедный катер проекта 206М (СССР)

Торпедный катер проекта 206М (СССР)


Торпедный катер проекта 206М (СССР)


В 1965-1967 годах в ЦМКБ «Алмаз» под руководством конструкторов И.П.Пегова, а затем А.П.Городянко на базе проекта 206 был разработан проект 206М большого торпедного катера. От прототипа он отличался увеличенными размерами корпуса, наличием малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плитой, а также усиленным артиллерийским вооружением. Благодаря крыльям, корабль получил лучшие, по сравнению с прототипом, мореходные качества: на 5-балльном волнении он мог длительное время поддерживать ход 35 уз и использовать оружие. 

Имея полное водоизмещение 250 т, корабль нес четыре 533-мм торпедных аппарата, 57-мм спаренную АУ АК-725 и спаренный 25-мм автомат 2М-ЗМ. Кроме того, благодаря наличию опускаемой (в некоторых источниках она классифицировалась как опускная) ГАС и возможности использовать противолодочные торпеды, катер мог решать задачи ПЛО в прибрежной зоне и стесненных с точки зрения навигации районах. Зенитное вооружение дополнял ПЗРК «Стрела-2М». Корабль имел стальной гладкопалубный корпус, с круглоскулыми обводами в носовой ок,онечности и остроскулыми в корме. Он делился водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Три главных дизеля были смонтированы в 5-м и 7-м отсеках, между которыми располагался пост дистанционного управления главными механизмами. Развитая одноярусная надстройка была выполнена из алюминиево-магниевых сплавов. Три главных «звездообразных» дизеля суммарной мощностью 15 000л,с. обеспечивали ход 44 уз. 

Всего в период с 1971 по 1976 год на Средне-Невском в Ленинграде, Рыбинском и Владивостокском заводах для советского ВМФ построили 24 торпедных катера проекта 206М. Причем восемь из них, входивших в состав Тихоокеанского флота, имели складывавшиеся консоли крыла, что позволяло транспортировать их по железной дороге. В 1978-1985 годах на Владивостокском заводе построили 16 катеров по проекту 206МЭ по заказу правительств Вьетнама (пять), Кубы (девять) и Эфиопии (два). Они не имели противолодочного вооружения, были оборудованы системой кондиционирования воздуха, оснащены системами и механизмами, приспособленными для работы в тропических условиях.

В 1975 году на Средне-Невском заводе был построен катер проекта 206ЭР. В отличие от прототипа он не оснащался крыльевым комплексом и не нес противолодочного оружия. Корабль был вооружен четырьмя 533-мм торпедными аппаратами, двумя 30-мм автоматами АК-230, СУАО «Рысь». Особенностью этого катера стали увеличенные размеры надстройки, в которую перенесли часть жилых помещений и выгородки системы кондиционирования воздуха, благодаря чему удалось улучшить условия обитаемости, главным образом на боевых постах, а также автономность по запасам провизии. В 1976-1978 годах на Владивостокском заводе построили восемь таких катеров по заказу правительств Сомали (четыре), Эфиопии (два), Шри-Ланки (один) и Южного Йемена (один). Интересно то, что после вступления в строй заказчики сняли с них торпедное вооружение и переклассифицировали в патрульные корабли. 

Корабли проекта 206М стали последними отечественными торпедными катерами советского флота. Очевидно, что их постройка в 1970-х годах уже являлась явным анахронизмом: в тот период все ведущие морские державы мира отказались от подобных кораблей. Объясняется это тем, что в годы Второй мировой войны торпедные катера не оправдали возлагавшихся на них надежд. Торпеда стала эффективным противолодочным оружием, а успешный выход в торпедную атаку не только против хорошо охраняемых соединений тяжелых кораблей, но и против одиночной цели, с появлением радиолокации и электронных систем управления огнем, представлялся маловероятным.

В принципе, постройка катеров проекта 206М и их сравнительно долгое пребывание в составе советского флота может быть объяснено стремлением поддерживать состояние противолодочных сил на требуемом уровне, хотя сами по себе эти катера не могли эффективно вести борьбу с подводными лодками противника, прежде всего атомными, главным образом из-за несовершенства гидроакустических средств поиска и обнаружения. После распада Советского Союза, в 1992-1995 годах подавляющее большинство катеров проекта 206М исключили из списков флота и продали на слом. Лишь один ТКА-127, построенный по проекту 206ЭР, и использовавшийся для подготовки строившихся на экспорт кораблей, «дослужил» до 1998 года. 

Технические характеристики катеров проектов 206М и 206ЭР 
  
Водоизмещение:   
- стандартное - 218т или 170 т* (здесь и далее для проекта 206ЭР) 
- полное - 250 т или 220 т*; 
главные размерения: 
- длина наибольшая (по КВЛ) - 39,5 (37,5) или 38,5* м, 
- ширина наибольшая - 7,6 или 7,7* м, 
- ширина по крылу - 12,5 м, 
- осадка средняя но стопе по корпусу - 2,01 или 1,8* м, 
- осадка по крылу - 3,24 м; 
силовая установка: три дизельных двигателя М-504 суммарной мощностью 15 000 л.с.; 
скорость хода: 
- полная - 44,0 или 41,0* уз, 
- экономическая - 14,0 уз; 
дальность плавания - 1450 миль со скоростью хода 14 уз, 600 миль со скоростью хода 37 уз; 
вооружение: 1 х 2 57/80 АУ АК-725, 1 х 2 25-мм АУ 2М-ЗМ в обеспечении СУАО «Барс (MP-103), 2 x 1 12,7-мм пулемета ДШКМ, 2 x 2 30-мм АУ АК-230 с СУАО «Рысь» (МР-104)*; 4 х 1 палубных неповоротных 533-мм торпедных аппарата ОТА-53-206, система групповых атак «Дозор-1», РЛС обнаружения ВЦ и НЦ «Боклон» (МР-102), опускаемая ГАС Ока; 
экипаж - 25 человек; 
автономность по запасам провизии — пять или девять*суток 

Автор статьи: Апальков Ю.В. 
Катера отечественного военного флота

  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...