Военные люди » Вооружение » Флот » Атомные подводные лодки типа «Rubis» (Франция)

Атомные подводные лодки типа «Rubis» (Франция)


Французские субмарины типа «Rubis» являются самыми маленькими из всех серийных подводных атомоходов в мире. Тем не менее по критерию «стоимость - эффективность» эксперты единодушно оценивают проект как очень удачный. Первая попытка Франции создать свою собственную многоцелевую атомную подводную лодку потерпела крах: из-за многочисленных технических проблем строительство заложенной в 1957 году субмарины пришлось прекратить. Позже она была достроена в качестве опытной ракетной дизель-электрической и под названием «Gimnote» долгое время использовалась для испытаний баллистических ракет 

Повторно решение о постройке многоцелевой АПЛ было принято в январе 1973 года. К тому времени французские кораблестроители уже обладали необходимым опытом: ими была создана серия атомных подводных ракетоносцев типа «Redoutable». Теперь перед ними была поставлена задача спроектировать компактную и недорогую субмарину, но при этом обладающую низким уровнем шума и высокой надежностью ядерной энергетической установки. В качестве прототипа взяли проект дизель-электрической ПЛ «Agosta». 

В основу энергетики новой субмарины также был положен принцип электродвижения. Разработка проекта, получившего обозначение SNA 72, продолжалась более двух лет, заказ на головную субмарину S601 верфь в Шербуре получила в феврале 1976 года. Любопытно, что первоначально подлодки предполагалось назвать в честь провинций Франции, и первая АПЛ при закладке получила наименование «Provence». Однако вскоре приняли новое решение и субмарины в итоге нарекли по названиям драгоценных камней. Головная АПЛ S601 вошла в строй уже как «Rubis» (Rubis, то есть «Рубин»). Первоначально намечалось построить восемь подлодок, но в итоге ограничились шестью - от постройки двух последних (S607 «Turquoise» и S608 «Diamant») отказались. 

КОНСТРУКЦИЯ 

По архитектуре АПЛ «Rubis» - одновальная, смешанной конструкции. На большей части длины корпуса легкий корпус отсутствует (двухкорпусная схема - лишь в носовом торпедном отсеке и в районе электромеханической установки). Прочный корпус разделен поперечными водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. В носовом отсеке размещены четыре торпедных аппарата и стеллажи для торпед, ракет или мин. Во втором находятся центральный пост, пост управления движением, жилые помещения, а также аккумуляторная батарея, компрессоры и различное оборудование. Третий отсек занимает ядерный реактор с паропроизводительной установкой, в четвертом установлены турбогенераторы, в пятом - главный гребной и вспомогательный электродвигатели, а также аварийный дизель-генератор и пост управления энергетикой. Главная энергетическая установка - турбоэлектрическая с водо-водяным реактором CAS 48 мощностью 48 МВт и двумя турбогенераторами мощностью по 3950 КВт. 

Небольшие размеры лодки обусловили применение реактора уменьшенной мощности, что позволило почти на всех режимах работы использовать естественную циркуляцию теплоносителя первого контура и таким образом повысить надежность энергетической установки. Кроме того, отсутствие насосов дало возможность снизить шумность. В качестве вспомогательной ЭУ используется дизель-генератор SEMT-Pielstick/Jeumont Schneider 8РА4 VI85SM мощностью 450 кВт. Последние два корабля серии (S605 «Améthyste» и S606 «Perle») отличаются формой корпуса (носовая часть стала не штевневой, а каплевидной, при этом длина лодки увеличилась на 1,5 м) и более обтекаемой рубкой (ограждением выдвижных устройств). Кроме того, в их конструкции нашли широкое применение звукоизолирующие и демпфирующие материалы, что позволило существенно снизить уровень шума. По их подобию в 1989-1996 годах были модернизированы и четыре первых лодки типа «Rubis», благодаря чему боевые возможности всей серии стали примерно одинаковыми. 

Радиоэлектронное вооружение АПЛ включает автоматическую систему боевого управления DLA-2B или DLA-3, пассивные гидроакустические станции «Thomson Sintra/ Thales» DMUX 20 (стационарная) и DSUV 62С (буксируемая), навигационную РЛС компании «Келвин Хьюз» 1007, комплекс радиоэлектронной борьбы ARUR-13/DR3000U. Несмотря на небольшие размеры, на АПЛ типа «Rubis» удалось создать экипажу достаточно комфортные условия. У каждого моряка есть свое спальное место, кубрики отделены от столовой, которая служит также кают-компанией. Производительность опреснительной установки обеспечивает морякам практически неограниченное потребление пресной воды. 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 

Все шесть построенных подводных лодок ныне входят в состав ВМС Франции и базируются в Тулоне. Они неоднократно совершали дальние походы и кругосветные плавания. Предельная автономность АПЛ по запасам - 60 суток. У каждой лодки есть два штатных экипажа («красный» и «синий»), которые поочередно сменяют друг друга. Межпоходовый период в базе обычно не превышает трех недель. Несмотря на то что по совокупности характеристик АПЛ типа «Rubis» уступают атомным субмаринам России, США и Великобритании, они оцениваются экспертами как достаточно эффективные, поскольку лидируют по такому показателю, как максимальный малошумный ход, и имеют весьма совершенные гидроакустические средства пассивного обнаружения. Это позволит им оставаться в строю до 2017-2027 годов, когда их планируется заменить многоцелевыми АПЛ нового поколения типа «Suffren». 

Основные характеристики ПЛ Rubis class 

Скорость (надводная) 15 узлов 
Скорость (подводная) 25 узлов 
Рабочая глубина погружения 300 м 
Автономность плавания 45 суток, возможно увеличение до 60 суток 
Экипаж - 57 человек, в том числе 9 офицеров. 2 смены. 
Водоизмещение надводное 2410 т 
Водоизмещение подводное 2607 т 
Длина наибольшая (по КВЛ) 73,6 м 
Ширина корпуса наиб. 7,6 м 
Средняя осадка (по КВЛ) 6,4 м 
Силовая установка - Атомная. один ядерный реактор CAS 48MW (48 МВт), два турбогенератора по 3 950 кВт, один дизель-генератор 450 кВт, один гребной электромотор 9 500 л. с., вспомогательный гребной электромотор 
Торпедно-минное вооружение - 4 носовых ТА калибра 550 мм, до 14 торпед L5/F17, возможна установка мин 
Ракетное вооружение - противокорабельные крылатые ракеты типа «Exocet» вместо части торпед
 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 4-01-2019, 20:51>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...