Военные люди » Вооружение » Бронетехника » Самоходный огнемёт M132 «Zippo» (США)

Самоходный огнемёт M132 «Zippo» (США)


Самоходный огнемёт M132 «Zippo» (США)

В ходе Вьетнамской войны гусеничный бронетранспортер M113 стал «рабочей лошадкой» американской армии. Возможно, поэтому армия и предпочла огнеметным танкам самоходные огнеметы на шасси бронетранспортера. Собственно говоря, самоходный огнемет M132 «Zippo» и стал порождением Вьетнамской войны. Разработку огнеметной модификации БТР компания «Фуд Мэшинери Корпорэйшн» - разработчик и производитель базового M113 - начала в 1963 году и в конце того же года представила прототип, который тут же был отправлен во Вьетнам. В 19б4-м началось серийное производство самоходного огнемета, получившего официальное обозначение M132. Огнеметную аппаратуру для них поставляла «Консолитэйтед Дизель Электрик Корпорэйшн». M132 стал известен под прозвищем «Зиппо» (так, впрочем, именовали многие американские огнеметные машины - по популярной марке дешевых бензиновых зажигалок Zippo). 

В качестве основного вооружения устанавливался пневматический огнемет M10-8 с дальностью огнеметания до 150-180 м. Монтажу огнеметной аппаратуры на базе бронетранспортера способствовал его достаточно вместительный коробчатый корпус, сваренный из листов алюминиевого броневого сплава. Базовая компоновка с расположением отделения управления в передней части корпуса слева, моторно-трансмиссионного в передней части справа и десантного отделения в средней и кормовой части была сохранена. В десантном (грузовом) отделении на специальной раме монтировались четыре сферических резервуара с огнесмесью по 189 л (50 американских галлонов) каждый, соединенные трубопроводами, и баллоны со сжатым газом. То есть возимый запас огнесмеси составлял 756 л - вдвое меньше, чем у огнеметного танка M48, зато самоходный огнемет на шасси бронетранспортера был менее габаритен и несколько более подвижен. 

Давление сжатого газа в баллонах составляло 210 кг/см, газ подавался в рабочую магистраль через редуктор, снижавший его давление до рабочей величины 25 кг/см. Монтаж и обслуживание огнеметной аппаратуры облегчалось наличием большого кормового десантного люка с откидной аппарелью. Брандспойт M8 огнемета устанавливался на крыше в передней части корпуса во вращающейся башенке и защищался кожухом. Спаренно с ним устанавливался 7,62-мм пулемет. Сектор наведения брандспойта в вертикальной плоскости был довольно велик - от -11 до +55°, что позволяло, в частности, вести огнеметание по горизонтальным целям на малых дальностях по навесной траектории, либо поражать цели, расположенные ниже позиции огнемета. Наведение в горизонтальной плоскости - круговое. Для достижения большей дальности огнеметания аппаратура обычно снаряжалась огнесмесью вязкой (загущенной) рецептуры с использованием загустителей марки M1 или M4. Экипаж самоходного огнемета составляли два человека - механик-водитель и огнеметчик (наводчик). Самоходный огнемет M132 «Zippo» оснащался теми же средствами связи, что и базовый M113, включая радиостанцию и телефонный разъем (позади правой бортовой ниши корпуса) для связи с бойцами, действующим в пешем порядке. 

M132 «Zippo», как и M113, имел бензиновый двигатель B361 «Крайслер» мощностью 215 л.с. и гидромеханическую трансмиссию. Однако в том же 1964 году когда начали производство M132, в серию пошла модификация бронетранспортера M113A1 с двухтактным дизельным двигателем 6V53 «Дженерал Моторз» мощностью 210-212 л. с. Соответственно смене базового шасси появилась и модификация самоходного огнемета M132A1. Кроме силовой установки она внешне отличалась от M132 формой кожуха брандспойта в такой же вращающейся башенке. Производство самоходных огнеметов M132/M132A1 продолжалось до 1967 года включительно.

Самоходные огнеметы предназначались для действий с бронетанковыми и механизированными (мотопехотными) подразделениями, сводились в огнеметные взводы. На каждые пять самоходных огнеметов M132/M132A1 в войсках предусматривалась одна смесительно-заряжательная станция M4A2, смонтированная на шасси грузового автомобиля. Главной задачей самоходных огнеметов была борьба с засадами вьетнамских партизан на дорогах, участие в местных атаках и контратаках, «очистка» зарослей от мелких групп противника вблизи американских баз. Достаточно характерно для американцев применение огнеметания сплошной длительной струей вместо коротких огневых выстрелов или их очередей. Это во многом было связано с невозможностью обнаружить конкретные цели и заменой прицельного огня «профилактическим» огнеметанием по зарослям, где «могли бы находиться партизаны». 

M132A1, например, мог производить огнеметание одной мощной струей длительностью до 32 секунд, в буквальном смысле «поливая огнем» заданный сектор. Между тем, по отзывам американских специалистов, тот же M132 был наиболее эффективен при огнеметании по точечным целям. Метод же «поливки» приводил к огромному расходу огнесмеси (вот уж действительно; «Поливай огнем и молись!»). Потребовалось ускорить приготовление огневой смеси и снаряжение ею самоходных огнеметов. В срочном порядке в комплект к огнеметам M132/M132A1 начали разработку более производительной и подвижной смесительно-снаряжательной установки на шасси гусеничного транспортера M548A1, унифицированном с шасси M132A1. Такая смесительно-снаряжательная установка получила обозначение M54E1. 

Базовый бронетранспортер самоходного огнемета - M132 «Zippo» - был плавающим, однако в боевых действиях плавучесть самоходного огнемета не использовалась. Хотя плавающие бронированные «самоходные огнеметы» на вьетнамских реках американцы использовали. Струйный огнемет монтировали на речном бронекатере («мониторе»). Это причудливое сочетание использовали, в сущности, для решения той же задачи - «профилактического» огнеметания по прибрежным зарослям, где могли устроить засады партизаны. Ведь реки и протоки во Вьетнаме играли часто роль коммуникаций, более важных, чем сухопутные дороги и тропы. 

Технические характеристики M132 «Zippo» 

Боевая масса, т: 10.8 
Двигатель: General Motors 6V53 
Мощность двигателя л.с.: 212 
Трансмиссия: Allison TX-100, 3 передних, 1 задняя передача 
Тип подвески: индивидуальная торсионная 
Запас хода по шоссе, км: 480 
Скорость по шоссе, км/ч: 64 
Скорость по воде, км/ч: 5,8 
Преодолеваемый ров, см: 170 
Преодолеваемый брод: плавает


  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
от 29-11-2018, 19:21>

Комментарии:


Новости партнеров:

Загрузка...
Загрузка...