Язык сайта


Мы в Вконтакте


Опытный танк MBT KPz-70 (Германия)

Посмотрело: 218, Голосов: 0



 
 

Опытный танк MBT KPz-70 (Германия)

Еще не сошел с конвейера первый серийный образец танка Leopard, как немецкие конструкторы совместно со своими американскими коллегами приступили к работам над новой машиной, получившей наименование MBT / KPz-70 (Main Battle Tank / Kampfpanzer-70). Планировалось, что новый танк станет единым для США и ФРГ, а в перспективе и для всех стран НАТО. С этой целью в 1963 году между правительствами США и ФРГ было подписано соглашение о совместной разработке и создании нового танка. К декабрю 1963 года были определены общие требования к машине. По замыслу сторон это должен был быть лучший танк в мире. Для работы над проектом была создана рабочая группа, в которую вошли два консорциума: General Motors от США и Deutsche Entwicklungs Gesellschaft mbH (DEG) от ФРГ. В состав немецкого консорциума вошли компании Rheinstahl-Henschel, Lutherwerke, Krauss-Maffei, Jung, Luther-Werke, МаК, Keller & Knappich и другие, уже имевшие опыт в области создания танков. 

Согласование военными специалистами США и ФРГ тактико-технических требований к перспективной боевой машине было довольно непростым из-за различных подходов. В частности, в те годы в США отдавалось предпочтение в вопросах состава комплекса вооружения танка - управляемому вооружению. В ФРГ упор делался на танковые пушки с высокой баллистикой. Компромисс в этом спорном вопросе был достигнут, благодаря выбору в качестве основного оружия перспективного танка 152-мм длинноствольного орудия-пусковой установки, которое бы могло использовать для стрельбы бронебойные подкалиберные оперенные снаряды (БПОС) с высокой начальной скоростью, а также кумулятивные снаряды и управляемые ракеты Shillelagh (дубинка). До этого в США на танках М551 Sheridan и М60А2 использовалась короткоствольное 152-мм орудие-пусковая установка, которое не могло использовать для стрельбы снаряды кинетического действия с высокими начальными скоростями. 

В период с сентября 1964 по май 1966 года рабочие группы отработали концепцию машины, провели параметрические исследования. В феврале 1965 года из предложенных пяти концепций танка были отобраны три для дальнейшей разработки. А затем из этих трех концепций была скомпилирована одна общая. В соответствии с ней были построены масштабные макеты танка. Машина предусматривала изготовление башни и корпуса методом сварки. В качестве основного оружия предусматривалось 152-мм длинноствольное орудие-пусковая установка ХМ150Е1 Система наведения управляемой ракеты интегрировалась с системой управления огнем с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Кроме того на машине предусматривалось установить в кормовой части башни автоматическую систему заряжания. Автоматическая система заряжания считалась предпочтительнее, особенно при стрельбе с ходу, и позволяла сократить экипаж танка MBT / KPz-70 до трех человек. 

Все три члена экипажа располагались в башне, что позволяло создать в ней для экипажа высокозащишенное пространство, своеобразную капсулу, в которой экипаж мог действовать, в том числе и в условиях радиоактивного, химического и бактериологического заражения местности, обеспечить обитаемое отделение высокоэффективной системой отопления и кондиционирования воздуха. Возможность размещения всего экипажа танка в башне в США прорабатывалась еще с середины 1950-х годов. Целью этой проработки было снижение силуэта танка за счет устранения традиционного двухуровневого размещения экипажа и основного оружия выше механика-водителя. С другой стороны, расположение механика-водителя в башне вело к необходимости обеспечения противоположного вращения кабины с его рабочим местом, чтобы он постоянно находился лицом в сторону движения танка, независимо от того, куда направлена башня. Это неизбежно осложняет управление танком и сокращает пространство внутри башни. 

По замыслу конструкторов MBT / KPz-70 должен был обладать высокой подвижностью, для чего его удельную мощность планировалось довести до 30 л.с./т, что выше, чем у любого танка сопоставимой массы, имеющегося на сегодняшний день. В связи с этим планировалось оснастить машину массой 45,3 т двигателем мощностью не менее 1500 л.с., опять же на тот период времени ни на одном танке мира не устанавливалось никогда таких мощных двигателей. Для увеличения средних скоростей движения по пересеченной местности танк MBT / KPz-70 был снабжен регулируемой гидропневмоподвеской. 

Решением обеих рабочих групп была утверждена программа испытаний будущего танка, которая должна была коренным образом отличаться от тех программ испытаний, по которым проводились испытания танков предыдущих поколений. Основными таким отличиями программы испытаний стало: 
- стрельба с ходу с помощью автоматического вычисления и наведения угла прицеливания; 
- проверка стабилизации поля зрения прицелов командира и наводчика, оружия, ночных пассивных прицелов или телекамер ночного видения; 
- поворот башни с помощью гидравлического привода, установленного в корпусе машины, 
- проверка работоспособности системы коллективной защиты боевого отделения; 
- проверка работоспособности экипажа из трех человек, которые все находятся в башне; 
- проверка удельной мощности на уровне не ниже 30 л.с./т; 
- работоспособность гидропневмоподвески с возможностью изменения клиренса; 
- проверка эффективности работы кондиционера боевого отделения; 
- прочность сварных соединений броневых деталей корпуса и башни. 

В соответствии с достигнутыми сторонами договоренностями в США и ФРГ должны были построить по восемь опытных образцов танков MBT / KPz-70. Первые должны были появиться на свет в срок до 1 марта 1967 года. В марте 1965 года окончательно определились с составом основных систем и приступили к их разработкам параллельно в двух странах. Тогда же было и определено одно из требований, предусматривающее взаимозаменяемость узлов, агрегатов и компонентов всех систем при обслуживании и ремонтах, включая и капитальный, а также стандартизацию материально-технического обеспечения в обеих странах. Экспериментальный образец шасси перспективного танка, для проверки работоспособности подвески, в США был завершен в июне 1966 года, в то время как немецкий экспериментальный образец был готов к сентябрю того же года. Двусторонние сравнительные испытания гидропневматической подвески, проведенные в октябре 1966 года, показали неоспоримые преимущества немецкой подвески производства компании Frieseke & Hopfner. Однако решение о том, какая подвеска будет использоваться в перспективном танке, принято не было. 

В общей сложности на разработку проекта и постройку опытных образцов танка MBT / KPz-70 было затрачено примерно 380 млн. USD, из них немецким правительством было выделено не менее 310 млн. марок ФРГ (не менее 140 млн. USD). В 60-е годы прошлого века - это очень большая сумма. Чтобы понять это, достаточно сказать, что сумма сопоставима с суммой, затрачиваемой США на годовую программу строительства военных кораблей для ВМС США, включая авианосцы и атомные подводные лодки. Из-за высокой стоимости разработки перспективного танка, некоторые назвали его «Золотой танк» (Golden Combat Tank). Затраты на проект превысили в несколько раз даже самые пессимистичные ожидания. В конце 1969 года Федеративная Республика Германия была вынуждена отказаться от дальнейшего участия в совместном проекте MBT / KPz-70. В США проект закрылся в 1971 году. В 1978 году компания Krauss-Maffei восстановила два опытных образца танка MBT / KPz-70 и передала их Бундесверу Сейчас одна из этих машин находится в экспозиции танкового музея в г. Мунстере, второй танк - в музее оружия и военной техники в г Кобленце. Надо отметить, что это практика достойна уважения и подражания, к тому же служит хорошим примером для воспитания будущих поколений. 

Авторы статьи: Сергей Суворов 
Первоисточник: Наследник "Тигра". Основной танк "Leopard"
Рейтинг:
-
0
+